Крах экономического чуда в Калининграде

Немцы всегда питали интерес к судьбе части своей бывшей провинции Восточная Пруссия, которая после Второй мировой войны отошла к России и стала Калининградской областью. Грузы с гуманитарной помощью в 90-х годах, крепнущие экономические и культурные связи между Германией и самым западным регионом России, открытие немецкого консульства, все это признаки тесного сотрудничества между Россией и Германией в российском эксклаве на Балтике после снятия запрета на посещение области иностранцами в 1989 году.

Однако кризис может положить конец немецко-российскому сотрудничеству. Вот что об этом пишет Торальф Плат (Thoralf Plath) на сайте welt-online:

Калининград – это бывший Кенигсберг. Российский эксклав на Балтике в течении последних лет испытывал настоящий экономический бум и, наконец, освободился от имиджа столицы контрабанды. Но экономический кризис бьет по городу с полной силой. Немецкий бизнес в регионе озабочен.

Калининград являл собой российское экономическое чудо на Балтике: в течении трех лет дела шли в гору в этом российском экславе. При ежегодном увеличении регионального ВВП на 42% и феноменального роста промышленного производства в 160%, эта «янтарная провинция» с почти миллионным населением, была на первом месте по экономическому буму среди регионов России.

Иностранные инвестиции стремительно увеличивались – в 4 раза с 2006 года. Москва только в прошлом году перечислила в регион в пересчете почти 140 миллионов евро на развитие инфраструктуры. Вдоль побережья в Калининградской области строят самый современный автобан Прибалтики. Строительство велось всюду вокруг бывшей столицы Восточной Пруссии. Калининград хотел, наконец, освободиться от имиджа запущенной бывшей военной зоны и столицы контрабанды.

Теперь калининградскому «экономическому чуду угрожает конец. Мировой кризис не делает никаких скидок и это уже почувствовали клиенты калининградских банков. 5500 клиентов обанкротившихся банков беспокоятся, смогут ли они получить свои вклады. Но прежде всего страх охватил мелких предпринимателей, чьи счета не застрахованы государством и поэтому просто сгорят, если банк обанкротится.

Уровень безработицы вырос в Калининграде только за последние три месяца на 10%. Еще год назад на 450 тысячный город приходилось около 11 000 вакансий, но сейчас ситуация изменилась. “Это, безусловно, только начало. Мы ожидаем, что число безработных будет расти», говорит Сергей Суздальцев, директор Центра занятости населения. Фирмы сокращают производство, а некоторые одним махом увольняют две трети сотрудников. Определенные компании получат крупные государственные «денежные инъекции»: верфь “Янтарь”, завод по сборке автомобилей “Автотор”, который также производит BMW, и дочерняя компания российского гиганта “Лукойл”, добывающая нефть на шельфе побережья Балтийского моря. Они, вероятней всего, получат государственную поддержку. Для предотвращения массовых увольнений, Москва пообещала выделить самому западному региону его западной заставы 12 миллиардов рублей (260 млн. евро) на антикризисную программу.

У внезапного краха есть причины. Взлет Калининграда основывался на внутреннем спросе. Государство компенсировало «островное» положение эксклава разрешение открыть здесь «особую экономическую зону». Импортеры поставляли сюда детали, из которых собирали продукцию для российского рынка, экономя на пошлинах на импорт и уплачивая меньше налогов. Это привело к тому, что большинство бытовой техники по экономичным ценам собиралось в Калининграде, примерно три четверти всех телевизоров и холодильников.

Такие автоконцерны как BMW, General Motors и Kia Motors разрешали собирать свои машины для российского рынка в Калининграде. Теперь рынки упали. Продажи новых автомобилей упали в России на одну треть по сравнению с августом прошлого года. Встали калининградские заводы, производящие электронику. Постепенно проходит оптимизм даже у такого губернатора-«тяжеловеса» как Георгий Боос. Еще в Новый год этот политик говорил о том, что «у России достаточно резервов для преодоления кризиса». Теперь он создает антикризисный штаб на заседании, которого рассматривает антикризисную программу.

Раньше 2011 года не стоит ждать улучшения ситуации в эксклаве и до тех пор вряд ли у иностранных инвесторов будет к Калининграду какой-либо интерес. В Калининграде до сих пор зарегистрированы 380 фирм с немецким капиталом. Германия - самый важный торговый партнер для самой западной провинции Российской Федерации.

Владелец фирмы - перевозчика грузов, который уже 15 лет работает в Калининграде, смотрит в будущее с большой тревогой: только в январе поток грузов из Германии в Калининград сократился вдвое. «Если так пойдет дальше, то это не кризис, это – конец», говорит он.
Источник: Глобалист

Дискомфортная среда

Главный редактор «Нового Калининграда» Алексей Милованов о том, чего не хватает Калининграду, чтобы стать удобным для жизни городом.