Арифметика с географией

В предыдущих номерах (ЗР, 2005, № 7–10) мы рассказали о Москве, Санкт-Петербурге и Ленинградской области, Екатеринбурге и Свердловской области, Ростовской области и Приморском крае. Сегодня представляем парки еще двух регионов – Калининградской и Новосибирской областей. Первая из них, по уверениям местных краеведов, находится как раз посредине Европы; вторая, согласно официальным измерениям, – центр Евразии. Немудрено, что в Новосибирской области смешались и западные, и восточные тенденции. А вот Калининградская область – совсем уже Европа. Или все-таки почти – с поправкой на российские реалии…


ФОРПОСТ В ЕВРОПЕ

После распада СССР самая маленькая из российских областей оказалась оторванной от остальной страны. Со всех сторон ее окружают государства – члены НАТО и ЕС: из Калининграда доехать на автомобиле до Варшавы и Берлина куда ближе (и проще!), чем до Москвы. Близость к Европе и оторванность от «материка» сказались на структуре автопарка. На 1 января 2005 года в области с населением 995 тыс. человек на учете состояло 222 239 легковых автомобилей. Обеспеченность ими – одна из самых высоких в стране: 224 машины на 1000 жителей (в среднем по РФ – 170). Можно рассчитать еще один, необычный показатель – количество автомобилей на квадратный километр площади: в Калининградской области он самый высокий в стране – 14,7. Для сравнения – в Новосибирской области, о которой речь впереди, на 1 км2 – всего 2,4 автомобиля…

Итак, имеем автопарк, по количеству сравнимый с парком небольшого европейского государства. А по составу? Отечественные машины в анклаве, естественно, в меньшинстве: всего 18%. Причем весь этот сегмент молодым не назовешь: 91,3% «россиянок» старше 7 лет. Поскольку в 90-е годы и в начале нынешнего века ввоз в область автомобилей российских марок был крайне незначительным, можно смело предположить, что большая их часть еще советского производства.

Но в этом регионе давно правят бал иномарки. Более того, на протяжении 90-х годов Калининградская область была их основным поставщиком для всей страны, этаким «мостиком» в Европу. Много ли россиян знают автомобильный код, скажем, Курганской области? А вот то, что калининградские номера – «тридцать девятые», помнят очень многие, от Смоленска до самой Сибири.

Сейчас иномарок в области 81,7% – внушительная цифра. Впереди только Приморский край и Сахалинская область. Но если в Дальневосточном регионе преобладают подержанные «праворукие» «японки», то в парке Калининградской области – подержанные же «немцы»: «фольксвагены», «опели», «ауди», «мерседесы»… Общероссийский лидер среди иномарок – японская «Тойота» в бывшей Восточной Пруссии довольствуется скромным 15-м местом в общем зачете, пропустив вперед даже вечных конкурентов – «Мазду», «Ниссан» и «Мицубиси». В рейтинге популярности иностранных моделей у «немцев» тоже абсолютный перевес; «японки» появляются лишь на 14-м месте («Мазда-626») и 23-м («Мицубиси-Галант»). Не слишком жалуют здесь наших восточных соседей... Да и «кореянок», что в последние годы лидируют в России по продажам, здесь тоже не очень привечают – «Хёндэ» и КИА занимают 25-е и 26-е место (при том, что автомобили КИА собирают именно в Калининграде), а у «Дэу» и вовсе 48-е место!

Все это объясняется очень просто. Калининградская область хоть и находится географически в Европе, но ее жители по уровню доходов отстают даже от многих российских регионов – потому и довольствуются сильно подержанными авто из Германии, Литвы и Польши. Благо, если они предназначены только для «внутреннего употребления», таможенные пошлины платить не надо. Как результат, 96,2% иномарок в области – старше 7 лет. Покупают, что подешевле…

Что касается новых автомобилей, за прошлый год их здесь прибавилось – 934. Удивительно, но лидирует АВТОВАЗ, который продал за год 337 машин. Видимо, автогигант сумел-таки наладить работу, потянулись к его дилерам калининградцы… Новые УАЗы в количестве 59 штук и «волги» (58) приобрели, не иначе, местные органы власти. Среди «иностранцев» лидируют «Тойота» (168 машин) и «Хёндэ» (88). Далее в списке «Шкода» (53), КИА (42), БМВ (31) и «Фольксваген» (30)… А вот число поклонников новых автомобилей марки ИЖ и «Порше» в Калининградской области сравнялось. В 2004-м в местном парке появилось три новых «оды» и столько же – «порше»…

В СЕРЕДИНЕ КОНТИНЕНТА

Новосибирская область хоть и расположена далеко от Европы, но по темпам роста парка опережает Калининградскую. Пусть машин здесь меньше на 1000 человек населения (158), но парк развивается быстрее – и в количественном, и в качественном смысле.

На 1 января 2005 года на учете состояло 433 796 легковых автомобилей. Не так уж много, принимая во внимание размеры области (между прочим, почти в 12 раз больше Калининградской) и ее население – 2 млн. 750 тыс. человек. Но если парк самой западной области России сформировался под «немецким» влиянием, то в Новосибирской мирно сосуществуют самые разные течения. Здесь любят российские автомобили – в парке их две трети (66%), уважают и иномарки, как новые, так и подержанные. Видимо, по реке Обь (которая протекает через область) проходит и раздел между зонами влияния крупнейших мировых автопроизводителей. Западнее – тяготеют к немецким маркам, восточнее – царство «праворуких» «японок». А в Новосибирске есть и те, и другие. Хотя японские пока лидируют – за счет «секонд-хэнда», естественно. Самые массовые в Сибири, конечно же, «лады» (39%), но уже на втором месте прочно обосновалась «Тойота» (14,1%). Потом идут «москвичи» разных лет (11,4%), «волги» (8,7%), «запорожцы», которых еще не успели сдать в утиль (7,4%), «уазики» (5,1%)… Дальше «нашемарок» начинают поджимать снизу иностранцы. За год в Новосибирске продано 309 новеньких «тойот», 308 «фордов», 128 «мицубиси»… Пополнился и парк престижных автомобилей – на 42 БМВ, 38 «лексусов», 34 «мерседеса», 21 «ауди», 7 «рейндж-роверов», 3 «порше»… А всего автопарк области вырос на 9 845 новых автомобилей – неплохая прибавка!

Среди иномарок в Сибири наиболее популярны «праворукие», причем 9 из 10 моделей-лидеров – самые разные «тойоты».
Источник: За рулем

Дискомфортная среда

Главный редактор «Нового Калининграда» Алексей Милованов о том, чего не хватает Калининграду, чтобы стать удобным для жизни городом.