Седьмой континент: "Мы стали сетью федерального масштаба"

Прошел ровно год с момента выхода на IPO первого российского ритейлера — сети «Седьмой континент». Компания привлекла свыше $80 млн., разместив в РТС 13% своих акций. Генеральный директор ОАО «Седьмой континент» Галина Ильяшенко рассказывает о результатах, которых удалось достичь благодаря успешному размещению, а также о ближайших планах компании. Среди них, кстати, покупка собственного банка.
— Год назад «Седьмой континент» стал первым российским ритейлером, который решился на IPO. Как вы оцениваете результаты этого шага год спустя?

— Мы довольны результатами размещения и итогами этого финансового года. У нас высокие темпы роста. За 2005 год мы открыли 27 магазинов — на сегодня сеть включает 104 магазина — и до конца года планируем открыть еще семь. Товарооборот за девять месяцев составил $493 млн., что на 45% выше аналогичного показателя за 2004 год. EBITDA за девять месяцев составляет $52,6 млн., это превышает данные прошлого года на 85%. Капитализация компании за год выросла более чем в 2,5 раза — с $600 млн. до $1,7 млрд. Прибыль компании увеличилась на 84% по сравнению с данными за аналогичный период 2004 года.

«Седьмой континент» вышел на федеральный уровень и стал сетью федерального масштаба. Мы начали активную реализацию региональной стратегии развития. Наши магазины открылись в Северо-Западном регионе, в ближайшие два года планируем экспансию в Центральный, Волжский, Уральский, Сибирский регионы, Башкирию, расширим свое присутствие и на Северо-Западе.

Особенно мне хотелось отметить вывод в этом году на рынок формата гипермаркета-дискаунтера под брендом «Наш гипермаркет». С открытием гипермаркета мы стали сетью, которая охватывает все категории покупателей в четырех форматах.

Недавно успех компании «Седьмой континент» был признан в Восточной Европе — мы получили престижную награду EAST CAPITAL AWARD, ведущей инвестиционной компании стран Восточной Европы. Награда в номинации «Открытие года 2005» была присуждена компании «Седьмой континент» за высокие темпы роста, грамотную стратегию развития и значительную эффективность управления компанией.

— Часть привлеченных средств вы планировали потратить как раз на формат гипермаркета. Во сколько обошелся его запуск? Как вы оцениваете первые результаты работы?

— Объем инвестиций, необходимый для запуска данного формата, составляет около $17 млн. Данные рыночных исследований и анализ результатов первого периода работы «Нашего гипермаркета» подтверждают востребованность этого формата. За первые три месяца работы гипермаркет показал рост товарооборота на 120%, рост числа покупателей — на 89%.

Обкатав формат гипермаркета-дискаунтера в Москве, мы планируем сделать его приоритетным для выхода в регионы. Открывающийся на региональном рынке магазин подобного формата способен привлечь максимально широкую покупательскую аудиторию. К тому же гипермаркет действует на основе гибкой технологии организации торгового процесса. Это позволяет эффективно адаптироваться к специфическим условиям конкретного региона.

Магазины данного формата будут располагаться главным образом в торговых центрах. Уже сейчас компания для этой цели приобрела в собственность более 90 тыс. кв. м площадей. В наших планах на 2006—2007 годы открытие магазинов под брендом «Наш гипермаркет» в Калининграде, Санкт-Петербурге, Реутове, Рязани, Челябинске, Красноярске и Уфе.

— Полученные от IPO $80,7 млн. полностью потрачены?

— Привлеченные в ходе проведения IPO средства были направлены на окончательную интеграцию 17 магазинов сети «Петровский», приобретение площадей под магазины в собственность, в том числе на покупку помещения площадью более 10 тыс. кв. м под первый гипермаркет сети, а также на оплату сделки по покупке калининградской сети «Алтын», состоящей из 12 магазинов общей площадью 29,5 тыс. кв. м. Объем привлеченных средств стал оптимальным для решения задач, стоявших перед компанией на тот момент.


— Стало ли проще после IPO привлекать кредиты, выпускать облигации на более интересных условиях, чем это вынуждены делать непубличные компании?

— Безусловно. Мы продолжили успешную практику операций на фондовом рынке, освоив рынок долгосрочного финансирования. В сентябре нынешнего года мы выпустили кредитные ноты на сумму $90 млн. и получили оценку рынка в ставке 7,25%. Установленная ставка на 20% ниже аналогичных ставок непубличных компаний. Это говорит о доверии финансовых институтов к «Седьмому континенту», чему способствовали публичность компании и успешное проведение IPO. Мы высоко ценим оказанное доверие, приближающее нас по проценту ставки доходности к компаниям-монополистам и одновременно удаляющее от уровня коммерческих компаний, которые не используют преимущества открытости в собственном бизнесе.

— Акции «Седьмого континента» размещались в России. В большинстве своем ими заинтересовались российские или иностранные инвесторы?

— Иностранными инвесторами было приобретено около 70% размещенных акций. По прошествии года со дня размещения акций мы отмечаем рост деловой активности и на российском фондовом рынке. Это свидетельствует о его интенсивном внутреннем развитии и выходе на новый качественный уровень. Заинтересованность отечественных инвесторов растет.

— Как вы оцениваете свое IPO в сравнении с IPO еще одного ритейлера — «Пятерочки»?

— Сравнивать довольно сложно. Во-первых, «Седьмой континент» проводил IPO в РТС, «Пятерочка» же провела размещение GDR на лондонском фондовом рынке. Во-вторых, сети имеют различные бизнес-модели деятельности, а соответственно, и разные стратегические задачи. Если же проводить сравнение через оценку роста стоимости акций, то у «Седьмого континента» рост составил около 200% от цены размещения, в то время как цена на акции «Пятерочки» примерно за аналогичный период выросла на 50%.

— Год назад вы говорили, что планируете рассмотреть вариант дополнительной эмиссии акций и для этого у «Седьмого континента» почти все готово...

— В начале 2006 года «Седьмой континент» планирует осуществить дополнительную эмиссию акций. Мы намерены увеличить количество акций в свободном обращении более чем на 10%, расширив тем самым free-floаt до 25%. Допэмиссия будет проведена по ряду объективных причин, среди которых стабильный рост капиталоемкости российского фондового рынка и пропорциональный рост его показателей. Она позволит нам увеличить ликвидность акций в интересах миноритарных акционеров и привлечь средства для дальнейшей реализации стратегии развития компании.

— «Седьмой континент» вместе с МДМ-Банком на протяжении нескольких лет выпускал ко-брендинговую пластиковую карту, во всех магазинах сети располагались отделения МДМ-Банка. Недавно «Седьмой континент» объявил, что намерен сменить банковского партнера после Нового года. Почему все-таки случился «развод»? Кто будет новым партнером СК?

— Расширение покупательской аудитории — к концу года число наших покупателей достигнет 70 млн. — и повышение уровня лояльности покупателей всегда являлось и является одним из приоритетных направлений развития сети «Седьмой континент». В рамках данной стратегии в 2003 году мы совместно с МДМ-Банком разработали проект по выпуску 5-процентных ко-брендинговых карт. Проект был реализован, и задачи, стоящие перед компанией на тот период, выполнены.

Наши сегодняшние темпы развития и стремление выйти на более высокий качественный уровень требуют постановки комплексных задач нового уровня сложности. Для этого необходимо внедрять новейшие технологии, которые повышают лояльность и расширяют покупательскую аудиторию. Эти технологии должны увеличить спектр дисконтных программ, набор дополнительных услуг, систему предоставляемых покупателям бонусов. Чтобы реализовать весь этот широкий набор дополнительных услуг, мы намерены предложить нашим покупателям финансовые и страховые пакеты. Потому компанией недавно было принято решение о покупке банка и создании на его базе розничного банка компании «Седьмой континент».

— Какой пакет вы намерены приобрести? Банк для покупки уже выбран?

— Речь идет о приобретении контрольного пакета акций банка. Работа по данной сделке еще идет, поэтому подробности не раскрываются.
Источник: Профиль

Дискомфортная среда

Главный редактор «Нового Калининграда» Алексей Милованов о том, чего не хватает Калининграду, чтобы стать удобным для жизни городом.