Космический флот страны уходит с молотка

Научный флот России скоро лишится последнего своего «космического» судна. В подмосковном Королеве пройдет аукцион по продаже научно-исследовательского судна (НИС) «Космонавт Георгий Добровольский», ныне стоящего у причала в городе Светлом Калининградской области. Стартовая цена уникального лота – 24 млн. руб., шаг аукциона – всего 200 тыс. руб.

Между тем, как рассказал «НГ» бывший капитан Сергей Суворов, «телеметрическая аппаратура «Добровольского» стоит бешеных денег, в ней много палладия, платины, золота и серебра, не говоря уже о том, что кроме специального космического оборудования, установленного в 26 лабораториях, на корабле много и другого ценного имущества. Так что для покупателей это поистине Клондайк».

Заметим, что из 11 кораблей космического флота СССР, а потом и России в настоящее время уцелели только два, при этом НИС «Космонавт Виктор Пацаев» давно уже выведено из плавсостава и используется в качестве одного из корпусов калининградского Музея мирового океана. «Добровольский» был перегнан в Светлый в 2003 году распоряжением руководства «Росавиакосмоса» (ныне Федеральное космическое агентство «Роскосмос») из Санкт-Петербурга. Сегодня корабль брошен на произвол судьбы: капитан Суворов уволен, дежурный экипаж постоянно меняется, на судне нет электроэнергии и тепла.

В то же время, по мнению специалистов, по своим техническим характеристикам судно пригодно к дальнейшему использованию еще в течение нескольких десятков лет. Несмотря на возраст (оно построено в 1968 году как лесовоз, переоборудовано в 1978 году), его корпус ледового класса имеет износ не более 7%, а моторесурс главного двигателя и других механизмов не выработан.

Еще год назад моряки ждали средств на ремонт, после которого «Добровольский» должен был уйти к берегам Французской Гвинеи, к космодрому Куру, для работы по программе «Морской спрут». Деньги так и не появились. Экипаж и ветераны морского космического флота начали борьбу за судно. Но на их обращения не ответили ни судовладелец – генеральный директор ФГУП «НПО измерительной техники» Геннадий Райкунов, ни руководство Федерального космического агентства, по программам которого работал «Георгий Добровольский», обеспечивая связь с космическими кораблями и орбитальными станциями.

Ученые обращались даже к Владимиру Путину, требуя не допустить списания корабля. Предлагали разные варианты его дальнейшего «трудоустройства». Известный летчик-космонавт Валерий Губанов предложил обучать на «Добровольском» слушателей Высшей академии космических войск им. Можайского. Была идея использовать судно и в международных спасательных экспедициях МЧС как современный плавучий госпиталь. Правда, требовалось установить на судно дополнительное оборудование, как это сделал в свое время офтальмолог Святослав Федоров на одном из судов Черноморского пароходства. Можно было использовать НИС и для предсказаний цунами и ураганов, что особенно актуально сегодня.

Но судно было решено продать. С мнением специалистов считаться не стали. «Страна теряет очень многое, – заявил «НГ» заместитель директора Калининградского филиала ФГУП «НПО измерительной техники» Николай Буров, бывший начальником 14 экспедиций на судах космической связи. – Например, в 1996 году «Росавиакосмос» запустил космический аппарат «Марс-96». Один из кораблей научного флота должен был обеспечить с ним связь из Южной Атлантики. Но судна в заданном районе не оказалось, и «Марс-96» таинственно исчез».

Кстати, еще в ноябре прошлого года Буров официально обратился к руководству Федерального агентства по управлению федеральным имуществом с просьбой «приостановить исполнение поспешного решения Федерального космического агентства от 05.11.2004 о списании НИС «Космонавт Георгий Добровольский», так как это решение принималось с подачи людей уважаемых, но никогда не ходивших на этом судне в море, не знающих всех его мореходных качеств и истинного состояния, не являющихся профессионалами в вопросах его прямой эксплуатации». Письмо, как говорится, «приняли к сведению». И не более.

«Обработка получаемой от космических аппаратов информации в судовых лабораториях – это вчерашний день, – заявил «НГ» главный специалист «Роскосмоса» Леонид Вернигора. – Морские космические суда нам не нужны. Поэтому «Добровольский» обречен и будет продан».

Кстати, ремонт судна стоил бы около 900 тыс. долл. То есть чуть больше стартовой цены аукциона. Что касается покупателя, то первый претендент уже есть – некая фирма из США, интересы которой на торгах будет представлять фирма из Латвии, специализирующаяся на покупке списанных российских судов.
Источник: Независимая газета

Дискомфортная среда

Главный редактор «Нового Калининграда» Алексей Милованов о том, чего не хватает Калининграду, чтобы стать удобным для жизни городом.