Перспективы у калининградской сборки телевизоров более чем мрачные

Все новости по теме: Экономический кризис 2008-2009

В феврале комиссия по защитным мерам во внешней торговле и таможенно-тарифной политике, которую возглавляет вице-премьер правительства РФ Виктор Зубков, приняла решение увеличить таможенные пошлины на ввоз в Россию ЖК-телевизоров с 10 до 15%. Теоретически эти меры направлены на поддержку отечественных предприятий, но на практике выясняется, что российским производителям пятипроцентное повышение пошлин не поможет. Самая технологичная отрасль калининградской экономики – мелкоузловая сборка телевизоров – находится на грани краха. По самым оптимистичным оценкам, производство за последние месяцы сократилось в три раза, а количество занятых в отрасли уменьшилось с 12 до 2,5 тыс. человек.


Электронный кластер

Двадцать лет назад трудно было предположить, что экономический профиль Калининградской области изменится столь радикально. Если в советские годы определяющими отраслями промышленности были рыболовная и судостроительная, то несколько лет назад Калининград стал крупнейшим в стране производителем телевизоров и другой бытовой техники.

В этом региону помог федеральный закон «Об Особой экономической зоне (ОЭЗ) в Калининградской области», принятый в 1996 году. В частности, закон позволил калининградским предприятиям воспользоваться таможенными льготами. К примеру, беспошлинным ввозом на территорию области комплектующих и беспошлинным вывозом готовых товаров на территорию «материковой» России, если добавленная стоимость произведенной в регионе продукции составляет не менее 30% от конечной стоимости товара (для электроники – не менее 15%).

Когда в 2006 году принимали новую редакцию Закона об ОЭЗ, ориентированную уже на налоговые, а не на таможенные преференции, для «старых» предприятий оставили десятилетний переходный период, с тем чтобы они за это время перешли от отверточной сборки к углубленному производству. У них это стало получаться – доля добавленной стоимости телесборщиков составляет 30%, необходимые по новому закону. «Сегодня производство электронной техники – самый настоящий кластер калининградской экономики, включающий в себя помимо производства, например, непосредственно телевизоров еще и смежные отрасли», – признается глава администрации Калининграда Феликс Лапин.

В настоящее время калининградские производители выпускают около 75% российских телевизоров. «В прошлом году в России произведено около 8 млн телевизоров, из них 6,3 млн – в Калининградской области», – поясняет начальник отдела развития промышленности калининградского правительства Николай Мурашов. В регионе сосредоточены предприятия компаний «Телебалт», «Балтмикст», «Радиоимпорт-Р», а также холдингов «Полар» (завод «Телеволна» в Черняховске), Rolsen Electronics и группы компаний «ПкВ». Развился ряд смежных производств – «Кнауф Пласт», El Prom Group и др. По словам руководителя консалтинговой компании «БалтЭксВЭД» Валерия Скрипки, калининградские предприятия уже перешли от элементарной отверточной сборки к гораздо более углубленному производству.

«Сегодня у нас есть предприятия, занимающиеся литьем пластмасс, производством электронных модулей и специальной упаковки, – говорит Валерий Скрипка. – На калининградских предприятиях „Кварц“ и „Система“, которые в советское время преимущественно работали на оборонку, налажен выпуск электронных плат. Добавьте сюда погрузоразгрузочные работы, деятельность портового комплекса. Отрасль сейчас находится в состоянии глубокой интеграции».

Всего в этот сектор промышленности за последние годы инвестировано более 150 млн долларов.


Игра с модулями

Проблемы у телевизионщиков начались весной 2008 года. Тогда в правительстве России появился проект постановления, согласно которому должны были обнулиться таможенные пошлины на ввоз в Россию модулей (экранов) для ЖК-телевизоров. По слухам, решение лоббировали крупные иностранные компании Flextronics и Jabil, которые занимаются контрактной сборкой электронной техники таких брендов, как Sony, Panasonic, Philips, Nec и др. Как писала пресса, Flextronics собирался открыть завод по производству телевизоров в Петербурге, Jabil – в Тверской области.

Принятие этого постановления стало бы ударом для калининградского телевизионного кластера. Оно привело бы к массовому ввозу крупных узлов и сборке телевизоров в других российских регионах. Калининградцы потеряли бы все преимущества ОЭЗ: при обнулении ввозных пошлин на экраны, составляющие 65% себестоимости телевизора, контрактному сборщику или непосредственно брендодержателю оказалось бы выгоднее открыть производство ближе к рынку сбыта – в «материковой» России. Это сокращает транспортные затраты (хотя и не слишком большие – около 3% себестоимости конечного продукта), избавляет от необходимости пересекать три государственных границы.

По другим параметрам Калининградской области также трудно конкурировать с регионами европейской части страны: из-за близости к Европе стоимость рабочей силы здесь выше, чем во многих российских областях. А из-за анклавного положения не полностью решены проблемы с энергообеспечением. Собственно, потому компания Samsung, не дожидаясь обнуления пошлин, отказалась от размещения заказов на калининградских предприятиях и построила собственный завод на границе Московской и Калужской областей.

Усилий калининградского лобби, активно выступившего против обнуления пошлин, оказалось недостаточно – осенью 2008 года постановление было подписано премьер-министром Владимиром Путиным. «Мелкоузловая технологичная сборка, которая развивалась у нас, более затратна, чем крупноузловая отверточная. После обнуления пошлин она может стать нерентабельной», – констатирует Валерий Скрипка. Соглашается с экспертом и Феликс Лапин, который принимал активное участие в продвижении интересов калининградских телевизионщиков в Москве. «Когда инвесторы принимают решение вкладывать капиталы в ту или иную отрасль или в тот или иной регион, всегда просчитываются все факторы производства, – говорит Лапин. – Мы фактически расположены на краю огромного российского рынка. И производство выгоднее было бы открыть в Новороссийске или на Урале. Однако у Калининграда есть очевидные преимущества. Во-первых, это Закон об ОЭЗ в части импортозамещения. Во-вторых, наработанный десятилетиями опыт: в Калининградской области есть профессионалы высокого класса, начинавшие в судостроении и приборостроении, то есть в традиционных отраслях, а затем осуществившие апгрейд своих знаний. В-третьих, географические преимущества – достаточно хорошее плечо поставок комплектующих из Европы. Словом, выгод немало. Но теперь, когда постановление по модулям принято, инвестор задастся вопросом: сегодня телевизоры, а завтра что?»


Ледяное дыхание кризиса

Впрочем, вопрос обнуления пошлин на модули остался в тени нагрянувшего экономического кризиса. Отмену пошлин особенно и не заметили, потому что посыпались проблемы гораздо более серьезные. Уже в сентябре 2008 года калининградские сборщики телевизоров ощутили ледяное дыхание кризиса. «Начались проблемы с банковского сектора – финансовые учреждения стали отзывать часть кредитов у предприятий, а потом, когда кризис стал усугубляться, установили совершенно неподъемные кредитные ставки», – рассказывает Николай Мурашов.

Затем крупные брендодержатели, которые размещали заказы на калининградских заводах, такие как Sony, Panasonic и Hiundai, стали отзывать заказы, чтобы загрузить собственные предприятия. «Ситуация доходила до смешного. Например, в калининградский порт пришли контейнеры с комплектующими для завода „Балтмикст“, их разгрузили, а потом пришла телеграмма, чтобы все детали были возвращены. Пришлось возвращать», – продолжает Николай Мурашов.

«Спрос на телевизоры падает, и западные компании стараются загрузить собственные заводы в Восточной Европе. Мощности Калининградской области в условиях кризиса оказались невостребованными», – говорит коммерческий директор компании «Телебалт» Андрей Каракашевc.

В результате к началу этого года рухнула целая технологическая цепочка. Вначале проблемы начались на «Балтмиксте» (сборка телевизоров марок Sony, Panasonic, JVC), затем на «Телебалте» (Erisson, Philips и др.) и всех оставшихся. Вслед за сборщиками телевизоров стали терпеть убытки смежники, изготавливающие платы или упаковку. Многие работники предприятий или отправились в неоплачиваемые отпуска, или были сокращены. Негативный социальный эффект усугубляется тем, что практически все телевизионные заводы использовали трудовые ресурсы калининградской глубинки, где работы не было и до кризиса.


Не компромисс, а полумера

В декабре 2008 года в Калининград приезжала министр экономического развития России Эльвира Набиуллина. Местные чиновники и предприниматели доложили ей о сложившейся ситуации и попросили помочь – поднять пошлины на ЖК-телевизоры с 10 до 25%. «Тогда пошлины действительно станут заградительными и позволят нашим компаниям возобновить работу, которая в настоящее время фактически остановлена», – говорил Валерий Скрипка. Эльвира Набиуллина обещала помочь.

И вот в середине января появилось постановление об увеличении пошлин на 5%. По мнению экспертов, от этого решения калининградскому бизнесу ни холодно, ни жарко. «Мы прорабатывали вопрос, что произойдет в случае повышения пошлины не до 25%, а только до 15%, – говорит Скрипка. – И пришли к выводу, что, кроме повышения цен на товары в рознице на 5% и увеличения собираемости ввозной пошлины на телевизоры, ничего. Хоть в правительстве и называют увеличение пошлин до 15% компромиссным решением, на самом деле это полумеры, которые ситуацию не выправят».

Мнение эксперта подтвердили и брендодержатели, заявив: «Как возили, так и будем возить». В этой ситуации перспективы у калининградской сборки телевизоров в наступившем году более чем мрачные. Кластер, который взращивался годами и фактически сложился, рискует не дожить до конца мирового экономического кризиса.

Нашли ошибку? Cообщить об ошибке можно, выделив ее и нажав Ctrl+Enter

[x]


Источник: Эксперт Северо-Запад

Полулегальные методы

Замглавреда «НК» Вадим Хлебников о том, почему власти скрывают от горожан свои планы по застройке.