Боос хочет стать нефтяником

В Калининградской области может быть построен новый крупный НПЗ. Эксперты прочат в инвесторы проекта «ЛУКОЙЛ»

В Калининградской области будет построен новый нефтеперерабатывающий завод мощностью до 18 млн т нефти в год. Об этом на днях сообщил журналистам губернатор региона Георгий Боос. По его словам, завод будет строить консорциум нефтяных компаний, «о наименовании которых пока что рано говорить». Участники рынка сомневаются, что калининградскому губернатору удастся заручиться поддержкой нефтяников. Они считают, что проектом мог бы заинтересоваться «ЛУКОЙЛ», который вынашивает планы строительства собственного НПЗ в регионе. Но его больше бы устроила покупка действующего предприятия, чем его строительство с нуля. Другие же компании может отпугнуть стоимость проекта. Дело в том, что объем инвестиций в строительство НПЗ заявленной мощности может составить не много не мало 4-5 млрд долл.

Переработку жидких углеводородов в России осуществляет 27 крупных нефтеперерабатывающих заводов, 46 мини-НПЗ и 2 конденсатоперерабатывающих завода. Их суммарная производственная мощность составляет около 276 млн т сырья. В последнее время было анонсировано несколько проектов строительства новых НПЗ малой мощности в Тверской, Новосибирской, Псковской областях, а также в Ставропольском крае и на Чукотке. Однако все они по тем или иным причинам так и остались нереализованными. На этой неделе стало известно, что повторить опыт своих коллег решил губернатор Калининградской области Георгий Боос. Он сообщил, что в его регионе будет построен нефтеперерабатывающий завод мощностью до 18 млн т нефти в год. Он не уточнил, будет ли завод расположен на морском побережье, отметив, что в настоящее время есть несколько вариантов его размещения.

Эксперты считают, что на этот раз время и место для строительства нового НПЗ выбрано удачно. «Строительство нового НПЗ выгодно в долгосрочной перспективе в связи с ростом маржи в нефтепереработке», – сказал RBC daily аналитик ИК «ФИНАМ» Тимур Хайруллин. «Кратное увеличение маржи нефтепереработки в последние два года как в России, так и в мире вызывает все большей и большей интерес к этому сектору, – соглашается аналитик ИФК «Солид» Денис Борисов. – При этом тот дисбаланс спроса и потенциального предложения на рынке нефтепродуктов за счет профицита перерабатывающих мощностей, который наблюдался десятилетие назад, практически нивелировался. Спрос рос, а предложение практически не изменялось. Более того, по нашим оценкам, к 2010 г. могут возникнуть предпосылки для формирования дефицита высокооктанового бензина и в России».

По словам Георгия Бооса, завод будет строиться консорциумом нескольких нефтяных компаний, «о наименовании которых пока что рано говорить». «Наиболее вероятным претендентом на участие в этом проекте является «ЛУКОЙЛ», разрабатывающий через свое 100%-ное дочернее предприятие – ООО «ЛУКОЙЛ-Калининградморнефть» – Кравцовское месторождение в Калининградской области и владеющий там нефтяным терминалом», – считает Тимур Хайруллин. Среди возможных инвесторов эксперты называют также «Русснефть», которая, по некоторым данным, рассматривает возможность строительства собственного НПЗ в Брянской области. Пресс-секретарь «ЛУКОЙЛа» Дмитрий Долгов отказался прокомментировать RBC daily возможное участие компании в анонсированном проекте. Представитель «Русснефти» сказал RBC daily, что в его компанию не поступало предложений об участии в этом проекте. Не знают об инициативе калининградского губернатора и в других российских нефтяных компаниях.

Возможно, калининградский губернатор рассчитывает на то, что «ЛУКОЙЛ» примет участие в строительстве завода, если ему будет окончательно отказано в покупке литовской компании Mazeikiu Nafta (MN). Ранее вице-президент «ЛУКОЙЛа» Леонид Федун заявлял, что если компания не станет победителем аукциона по продаже контрольного пакета акций MN, то «ЛУКОЙЛ» даст «симметричный ответ», который, «может быть, более эффективный, хотя он несет большую инвестиционную нагрузку и более длительный период исполнения». В этот понедельник Леонид Федун сообщил, что компания, «скорее всего, будет рассматривать вопрос о приобретении либо строительстве еще одного НПЗ в России».

Руководитель отдела по связям с инвесторами «ЛУКОЙЛа» Геннадий Красовский рассказал RBC daily, что компания рассматривает строительство собственного НПЗ в Калининградской области как один из вариантов наращивания своих перерабатывающих мощностей в Прибалтийском регионе, Центральной и Восточной Европе. «В этом регионе компания ищет возможность покупки или строительства нефтеперерабатывающих мощностей», – отметил он. По некоторым данным, речь может идти о заводе мощностью 5-7,5 млн т в год. Этот проект рассматривается в рамках увеличения сбыта нефтепродуктов в области и близлежащих регионах, в том числе и в Европе.

Но эксперты уверены, что «ЛУКОЙЛ» испробует все возможности купить один из уже действующих заводов, прежде чем примет решение строить новый НПЗ. «Приобретение и модернизация НПЗ является менее капиталоемким и более быстро окупаемым вариантом по сравнению со строительством завода с нуля», – считает Тимур Хайруллин. По его словам, «ЛУКОЙЛу» могут быть интересны некоторые НПЗ ЮКОСа (Ангарский либо расположенные в Самарской области), у которого сейчас избыточные перерабатывающие мощности и недостаток финансовых средств. «Мы позитивно относимся к возможности приобретения «ЛУКОЙЛом» нефтеперерабатывающего завода, особенно если компания не сможет приобрести Mazeikiu Nafta», – добавляет он.

Другие нефтяные компании, которые также могли бы стать инвесторами проекта, скорее всего, отпугнет его финансовая сторона. «Проект строительства нового НПЗ может вызвать интерес практически у всех российских нефтяных компаний. Но сдерживающим фактором может стать необходимый объем инвестиций. По нашим весьма приблизительным оценкам (с учетом ожидаемой мощности и возможного набора установок), он может составить примерно 4-5 млрд долл.», – говорит Денис Борисов. Георгий Боос обещает, что завод должен будет полностью соответствовать положениям нового закона «Об особой экономической зоне в Калининградской области», согласно которому предприятие должно иметь серьезные налоговые льготы. Однако и с учетом льгот сумма инвестиций в НПЗ заявленной мощности может оказаться неподъемной для российских нефтяников.
Источник: РБК

Дискомфортная среда

Главный редактор «Нового Калининграда» Алексей Милованов о том, чего не хватает Калининграду, чтобы стать удобным для жизни городом.