Всегда есть куда падать: инвесторы Польши ждут определённости в Калининграде

Александр Милота
Все новости по теме: ОЭЗ

В минувшую среду представители Генерального консульства Польши в Калининграде по традиции поделились с местными журналистами своим видением экономической ситуации в регионе, текущего состояния и перспектив сотрудничества польского и калининградского бизнеса, а также ожиданиями от грядущего года. Оценки и прогнозы консула Александра Милоты выслушал корреспондент «Нового Калининграда.Ru».

Спад и его причины

Дипломатичная сдержанность и вежливая улыбка на лице господина Милоты не могли скрыть очевидно невесёлого положения в польско-российских деловых отношениях. В 2015 году объем экспорта товаров из соседней республики в Калининградскую область продолжил сокращаться. Причём сокращение, начавшееся в 2014 году, после введения российских контрсанкций в отношении европейской сельхозпродукции, достигло в нынешнем году драматической отметки в 40 процентов. В рекордном с точки зрения польского экспорта в регион 2013 году объем ввезённых на территорию региона товаров оценивался в $920 млн. По предварительным оценкам, за текущий год польские производители ввезут в область товара лишь немногим более чем на $400 млн.

«Причины падения довольно очевидны: во-первых, запреты на ввоз продукции, которые появились в 2014 году, во-вторых — экономические факторы: валютный курс, цена кредита. Всё это влияет на возможности экспорта», — отметил глава отдела содействия торговле и инвестициям Генконсульства Польши в Калининграде Александр Милота. «Запреты», более известные россиянам под термином «санкции», очевидно стали основной причиной такого драматического сокращения: в 2013 году четверть польского экспорта в регион составляла именно сельхозпродукция, на пути которой в августе 2014 года был поставлен нерушимый до текущего момента барьер.

Вместе с тем даже в условиях сохранения санкций Милота не исключает частичного восстановления баланса товарооборота. По его словам, лишь на треть падение польского экспорта обусловлено санкциями, другие две трети — следствие конъюнктурных факторов. 

Тем более что, если сравнивать сокращение показателей по Калининградской области с Россией в целом, мы выглядим совсем не так драматично. «Есть объективные причины для спада, но интерес к Калининградской области со стороны польских предпринимателей очевидно сохраняется», — отметил Милота.

«Литовцы уже давно нам не конкуренты, а с поляками, конечно, еще годика 3–4 — и дожмем и поляков».

Губернатор Калининградской области Николай Цуканов, июль 2015 года.

При этом объём потока калининградских товаров в Польшу неуклонно растёт; здесь обещание губернатора Николая Цуканова «дожать Польшу» на удивление пока сбывается. «Курс валюты способствует поставкам на экспорт калининградских товаров», — отметил Александр Милота. В 2014 году объем поставок из региона в Польшу вырос аж на 69 процентов, приблизительно такой же рост в генконсульстве ожидают и в текущем году. Конечно, сравнение абсолютных показателей товарообмена — не в пользу Калининграда, однако тенденция очевидна. В структуре калининградского экспорта лидирует статья с не самым приятным названием «отходы сельхозпроизводства»; Милота не скрывает, что речь идёт о соевом шроте, который поставляет в Европу группа компаний «Содружество». Шрот польские сельхозпредприятия, в свою очередь, используют для производства кормов птицы, свиней и крупного рогатого скота.

MIL_9048.jpg

Интерес на том же уровне 

Анализ ситуации с присутствием польского капитала на калининградском рынке оставляет ещё меньше поводов для оптимизма. «Польские инвестиции не очень изменились по сравнению с прошлым годом», — тактично оценил обстановку Александр Милота. Объем накопленных инвестиций польского бизнеса сегодня оценивается в довольно микроскопические $70 млн, на калининградском рынке в той или иной форме работают около 40 польских компаний, но ни одна из них не является резидентом особой экономической зоны.

В структуре польских инвестиций преобладает сектор торговли и услуг (70 процентов), на производственный сектор приходятся остальные 30 процентов инвестиций. Проблемы, стоящие на пути инвесторов из Польши, довольно тривиальны: в первую очередь это грядущая в апреле 2016 года ликвидация таможенных льгот и пока что не очень очевидные механизмы компенсации потерь бизнеса. Мешают потоку инвестиций очевидная разница в регулировании хозяйственной деятельности в Евросоюзе и России (не в пользу РФ), небольшие перспективы участия зарубежных компаний в государственных тендерах, всё те же санкции и контрсанкции, а также «стоимость денег» — процентная ставка по кредитам. «Для частного сектора кредиты со ставкой, превышающей 20 процентов, делают даже торговые сделки сложными, — отметил Милота. — В таком случае речь идёт о привлечении слишком крупных оборотных средств».

Тем не менее, интерес польских инвесторов к российскому эксклаву сохраняется, уверены в польском генконсульстве. «Интерес сохранился на том же уровне, что и раньше, просто активные действия сегодня уменьшились», — констатировал Александр Милота. 

По его мнению, далеко не все даже в самой области «чувствуют» приближение 1 апреля 2016 года; что уж говорить об истеблишменте соседней республики. В частности, по его словам, часть калининградских предприятий с участием польского капитала применяла ту же схему, что и большая часть сугубо калининградских компаний: лишь 10 процентов произведённой продукции было предназначено местному рынку, а 90 процентов шло в «большую» Россию и страны Таможенного союза. «На сегодняшний день крупных системных проектов нет, есть интерес к небольшим проектам. Но многие фирмы до сих пор видят Калининградскую область как площадку для поставок на рынки Российской Федерации и Таможенного союза, — сообщил калининградским журналистам Милота. — Я думаю, что, когда все параметры (компенсационных мер в отношении «проблемы-2016» — прим. «Нового Калининграда.Ru») будут известны, некоторые, возможно, ускорят свое решение по приходу в регион». 

Тем более что, как отметил дипломат, если восточнее Калининградской области находятся страны Таможенного союза с совокупным населением около 180 млн человек, то западнее Польши — Евросоюз и 510 млн его граждан.

_NEV6190.jpg

50 млн это вариант 

Активно популяризируемая региональными чиновниками и формально согласованная с федеральным правительством мера поддержки региональной экономики — сокращение инвестиционного барьера для входа в число резидентов ОЭЗ — кажется польскому дипломату весьма действенной. По его словам, как минимум две компании из Польши ждут именно этого; нынешняя планка инвестиций в 150 млн рублей для них слишком велика, но в случае её снижения до 50 млн рублей они могут ускорить реализацию своих планов. «Я знаю минимум о двух проектах в строительной отрасли с участием польского капитала, которые не были готовы инвестировать 150 млн рублей, но 50 млн для них это вариант», — отметил Милота, не назвав при этом компании.

«В целях развития приоритетных отраслей экономики Калининградской области и создания дополнительных стимулов для привлечения инвесторов законопроектом предлагается снизить до 50 млн рублей объём минимально необходимых инвестиций в форме капитальных вложений, требующихся для получения статуса резидента ОЭЗ в Калининградской области, в сферах туристско-рекреационной деятельности, создания обрабатывающих производств, рыболовства, рыбоводства и сельского хозяйства».

Законопроект, вносящий поправки в нормативную базу ОЭЗ в Калининградской области.

Другое дело, что пока что пресловутое снижение инвестпорога есть мера сугубо теоретическая. И в польском генконсульстве это прекрасно понимают. На данный момент процесс согласования дошёл до Комиссии по законопроектной деятельности федерального правительства. В конце ноября эта комиссия одобрила законопроект, вносящий соответствующие изменения в закон о местной ОЭЗ. Впрочем, пониженная планка инвестиций будет доступна не всем, но лишь инвесторам в приоритетные сферы региональной экономики. Среди них —  туристско-рекреационная деятельность, создание обрабатывающих производств, сельское хозяйство и рыбная отрасль. Непосредственно строительство в число приоритетных отраслей покамест не входит. Тем не менее, как отметил Александр Милота, наряду со строительством производство стройматериалов является вторым по популярности направлением польских инвестиций в Калининградской области.

Несмотря на подчёркнутую дипломатичность в оценках ситуации в регионе, Милота не преминул провести параллели между подходами к развитию особых экономических зон в Польше и России. Так, по его словам, в соседней республике существует аж 14 типов ОЭЗ, а нижний порог инвестиций для получения статуса их резидента составляет лишь 100 тыс евро, то есть около 7 млн рублей. 

При этом критерий объема инвестиций не является ключевым, компания может получить льготы резидента ОЭЗ, создав определённое количество гарантированно оплачиваемых рабочих мест. Этим, в частности, пользуются IT-компании, которые не вкладывают большие средства в производство, но создают широкую сеть хорошо оплачиваемых работников. Кроме того, в Польше применяется дифференцированный подход к господдержке предприятий в различных воеводствах. В некоторых, к примеру — в соседнем Варминьско-Мазурском воеводстве, инвестор может рассчитывать на софинансирование со стороны государства в размере до 70 процентов от собственных вложенных средств.

_NVV8435.jpg

«А выберет клиент»

Будущее присутствия польского бизнеса в Калининградской области пока что туманно даже для оптимиста Милоты. «Всегда есть куда падать», — оценил он грядущий год и вызовы «проблемы-2016». Вместе с тем он надеется, что 2016 год станет «годом стабилизации» и уже в 2017-2018 годах можно будет вести речь о стабилизации экономической обстановки. «2016 год для меня загадка», — признался Александр Милота, и в этом он, вероятно, полностью солидарен со значительной частью калининградских предпринимателей.

В очередной раз представитель польского генконсульства напомнил о желании польских строителей применить накопленный во времена подготовки к Евро-2012 опыт строительства спортивных сооружений. И не только их, но и более мирных инсталляций. «Польские бизнесмены готовы поставить строительные и другие материалы для благоустройства фасадов жилых домов, реконструкции тротуаров на улицах Калининграда; участвовать в возведении инфраструктурных объектов на острове Октябрьский, где будет построен и главный стадион к чемпионату мира-2018», — предположил Милота.

На просьбу же оценить перспективы так часто обсуждаемого на различных площадках — как в регионе, так и за его пределами — импортозамещения в российской экономике представитель польского генконсульства, пожалуй, единственный раз за всю встречу замялся. 

«У меня проблемы со словом "импортозамещение"», — признался он. А затем призвал к себе в союзники российских премьера и президента. «Мне понравилось, как они говорили. Нельзя понимать импортозамещение как полную замену, полный отказ от импорта. Между импортозамещением и эффективностью должен стоять знак равенства, — улыбнулся Милота. — Для меня импортозамещение это развитие производства в России. Оно должно быть конкурентоспособным по сравнению с товарами извне. А выберет клиент».

 Фото — Алексей Милованов, Виталий Невар, «Новый Калининград.Ru»

Нашли ошибку? Cообщить об ошибке можно, выделив ее и нажав Ctrl+Enter

Текст: Алексей Милованов , главный редактор «Нового Калининграда.Ru»

[x]


Полулегальные методы

Замглавреда «НК» Вадим Хлебников о том, почему власти скрывают от горожан свои планы по застройке.