В Беларусь - за солью.

Последние месяцы завершающегося 2005 года ознаменовались в Беларуси серией мероприятий, непременными организаторами, либо участниками которых были: с одной стороны - представители белорусских транспортных ведомств (Минтранса и БЖД), концерна "Белнефтехим", "Беларуськалия" и недавно созданной "Белорусской калийной компании", а с другой – портовые администрации соседних стран, имеющих выход к морю.

Первыми в ряду организаторов визитов и встреч были самые давние партнеры Беларуси по экспорту калийной соли в порту Вентспилс в Латвии. Они же на данный момент зашли дальше всех в своих деловых предложениях: в ходе белорусско-латвийского финансово-инвестиционного форума по вопросам сотрудничества в транспортной сфере, проходившего 9-12 ноября в Риге и Юрмале, латвийская транзитная компания "LSF-Holding" выступила с предложением белорусским партнерам бесплатно получить в собственность мощности по перегрузке калийной соли в порту Вентспилс.

Как отмечала пресс-служба созданного за месяц до этого Общества латвийско-белорусского экономического сотрудничества, - "Соответствующий "детально разработанный бизнес-план" был 10 ноября вручен совладельцем этой компании Олегом Степановым министру экономики Республики Беларусь Николаю Зайченко". Суть проекта заключалась в создании совместного предприятия, контрольный пакет акций которого будет принадлежать "Беларуськалию".

Позднее, уже из сообщения пресс-секретаря Минтранса Беларуси Ксении Пересторониной, стало известно, что проектом предусматривалась передача совместному предприятию части инфрастуктуры стивидорной компании "Калия паркс" в безвозмездное пользование.

Такой ход крупнейшего порта Латвии был понятен в свете появившихся ранее сообщений о том, что возникший после встречи Президентов Беларуси и России интерес белорусского государственного экспортера калийных удобрений к возможностям Калининградского порта грозил уменьшением вышеназванного грузопотока именно в направлении Вентспилса.

Газета "Белорусский рынок" опубликовала высказывания министра транспорта и коммуникаций Республики Михаила Борового, в которых обосновывалось намерение переориентировать значительную часть грузов именно на Калининградский МТП за счет сокращения перевозок через латвийский Вентспилс экономической выгодой благодаря значительно меньшему расстоянию от Беларуси до Калининградского порта (661 и 1,067 километров соответственно).

На данный момент, по сведениям газеты, через порт Вентспилс перевозится 59% грузов, через Клайпеду - 21%, через Николаев - 18%, в то же самое время, через Калининград идет лишь 2% от всего объема белорусского экспорта-импорта…

На увеличение своей доли в перевозке и перевалке белорусского калия рассчитывает и Клайпеда. Если за десять месяцев 2005 года объемы перевалки этих минеральных удобрений в литовском порту Клайпеда увеличились к аналогичному периоду 2004-го на 9,3% (в том числе калийных удобрений - на 14,8%), то в ходе состоявшегося ровно через три недели после форума в Латвии 11-го заседания двухсторонней белорусско-литовской комиссии по торгово-экономическому сотрудничеству в Минске "Беларуськалию" и ОАО "Белорусская калийная компания" было рекомендовано в январе 2006 года "рассмотреть возможности увеличения грузопотока калийных удобрений через Клайпедский порт при оптимизации тарифной политики на перевозку и перевалку грузов с учетом ранее принятых решений". А согласно заявлению заместителя министра иностранных дел Беларуси Андрея Михневича, - договоренность о возможности снижения тарифов в порту и по транспортировке грузов по железной дороге при увеличении грузооборота была достигнута уже в ходе вышеназванного заседания.

Таким образом, несмотря на заметный "калининградский крен" в белорусской политике, экспортеры этой страны сохраняют намерение остаться верными Клайпеде. Это особенно заметно на фоне появившихся уже седьмого декабря заявлений руководителя КМРП Андрея Крайнего об успешном согласовании с БКК тарифных ставок на доставку по железной дороге 85-ти тысяч тонн белорусского калия в месяц: с тем, чтобы ежегодные объемы транспортировки составили один миллион тонн. Особенно подчеркивалось, что Калининград предложил "более выгодные для Беларуси условия, чем предоставляет, к примеру, Клайпедский порт".

Можно предположить, что определенную роль в данном случае играет озвученная на упомянутом выше заседании белорусско-литовской комиссии "признательность литовской стороне за поддержку позиции Беларуси на переговорах в Еврокомиссии по вопросам импортных поставок калийных удобрений и текстильных изделий на рынок ЕС". Напомним, что в июне текущего года стало известно о продлении до апреля 2006-го возможности поставок белорусского калия на рынок новых стран - членов Евросоюза без взимания антидемпинговых пошлин и увеличения квоты этих поставок на 9%.

Темп развития событий вокруг белорусского экспорта нарастает. Уже 10-го декабря согласие в четыре (!) раза снизить сборы, которые платят грузоперевозчики Республики Беларусь за использование украинских каналов и портов, было получено главой Минтранса Беларуси от министра транспорта и связи Украины Виктора Бондаря на встрече в Бресте.

Ранее отмечалось, что объем перевалки калийных удобрений через порт Николаев снижается лавинообразно и по итогам 10 месяцев этосокращение достигло уровня 12,2% за счет "переключения грузопотока на порты Прибалтики". В итоге интенсивных мер Минтранссвязи Украины планируется переориентировать на украинские порты 60-70% вышеназванного белорусского экспорта.

Очередным эпизодом "битвы за калий" обещает стать начавшийся одиннадцатого декабря трехдневный визит в Минск делегации Калининградской области во главе с губернатором Георгием Боосом. Согласно заявлению, сделанному им на пресс-конференции в Калининграде шестого декабря, одним из вопросов повестки дня 6-го заседания белорусско-российского совета по долгосрочному сотрудничеству областей, министерств и органов государственного управления Республики Беларусь с Калининградской областью Российской Федерации (которое пройдет в Минске в рамках визита), станет обсуждение возможности увеличения объемов транспортировки белорусских экспортных грузов через порты Калининграда. Прежде всего, как подчеркнул Георгий Боос, возглавляемый им регион заинтересован в перевалке калийных удобрений.
Источник: РЖД-Партнер

Дискомфортная среда

Главный редактор «Нового Калининграда» Алексей Милованов о том, чего не хватает Калининграду, чтобы стать удобным для жизни городом.