Муха в янтаре

Перед дверью в большой кабинет - вооруженные люди в камуфляже. Это приемная руководителя знаменитого янтарного комбината, единственного в России. Сам исполнительный директор Валерий Устинов без охраны нигде не появляется. Но не всегда помогает: автомобиль директора недавно сожгли.

Автоматчики на входе, по периметру предприятия, на карьере, где добывается самоцвет. Прибывшие сюда из частных охранных предприятий Москвы и Петербурга "чоповцы" не скрывают, что вахтовым методом зарабатывают по 700 долларов в месяц плюс бесплатное питание, которое охранникам услужливо носят прямо в карьер. Рабочие получают по 3 тысячи рублей - и никаких обедов. Недавно они потребовали увеличить зарплату. Исполнительный директор отказал, сославшись на бедственное финансовое положение предприятия.

Сегодня флагман социалистической экономики, добывавший в лучшие времена по 800 тонн уникального самоцвета, переживает глубокий затяжной кризис. Арбитражный суд в 2002 году ввел здесь внешнее управление. Обанкротить монополиста, производящего востребованную во всем мире продукцию,- это, конечно, надо суметь. Впрочем, прислушаемся к мнению одного из беспристрастных наблюдателей, ведущего эксперта по польскому янтарному рынку Веслава Герловского: "Всем известно, что значительная часть сырья высокого качества, добытого в карьерах поселка Янтарный, разворовывается. Это сделало нерентабельной эксплуатацию богатейшего месторождения и способствовало появлению на рынке большого количества сырья, продаваемого по демпинговым ценам".

Десять лет назад ни в Литве, ни в Польше не занимались обработкой янтаря. А сегодня в одном только Гданьске более тысячи производств, изготавливающих ювелирные изделия из калининградского камня. Это при том, что комбинат из года в год сворачивает объемы добычи, сокращает работников. Как же сырье в столь крупных объемах попадает в Польшу и Литву?

За время внешнего управления долги выросли с 70 до 107 млн. рублей, сокращаются объемы добычи сырья. Изношенность основных фондов составляет более 80 процентов - здесь можно встретить еще довоенное немецкое оборудование. Уже ясно, что об эффективности внешнего управления говорить не приходится. Стенания калининградских властей о том, что бездействие со стороны собственника губительно для комбината, не взволновали чиновников в кабинетах Минфина, которому подчиняется ГУП "Калининградский янтарный комбинат". На глазах гибнет высокодоходное предприятие, не за горами конкурсное производство - распродажа по частям, за гроши. С негласной санкции государства готовятся к приватизации его недр. А там - подумать только - уникальное месторождение в 150 тысяч тонн, 95 процентов мирового запаса янтаря. Но почему от имени государства в очередной раз выступает кучка чиновников?

Надо представлять истинную цену того, что производит комбинат. Сегодня на одном карьере добывается 4 тонны янтаря в день. Килограмм сырья стоит от 100 долларов, крупная фракция - дороже.

Цены монополист повышает с каждым месяцем. Значит, при двух работающих карьерах доход предприятия может составлять порядка миллиона долларов в день! Ну, отнимем накладные расходы - зарплата, электроэнергия, вода, налоги... Есть за что бороться тем, кто старается любой ценой разорить комбинат и нашу янтарную отрасль.

- Я подсчитал: чтобы заключить один контракт на закупку янтаря, нужно пройти 22 инстанции! - Василий Симонов, генеральный директор ООО "Сувениры Балтики", не может спокойно говорить на эту тему. Эта фирма - одна из 5-6 серьезных калининградских компаний, которые работают легально. Если каким-нибудь именитым гостям области надо показать произведения искусства из калининградского самоцвета, их везут сюда. "Янтарный ангел" для международного фестиваля органистов, ларец к юбилею президента России, сувениры к 300-летию Петербурга, гербы городов, пасхальные яйца "под Фаберже" - такого рода великолепные произведения вызывают восхищение у всех.

- Значит, есть мастера, способные создавать шедевры? - спрашиваю Василия Анатольевича.

- Конечно, есть! В Калининграде замечательные художники-камнерезы. Но мы не можем реализовать их продукцию. Дело в том, что по таможенным правилам я не имею права даже образцы доставить на выставки. Не более пяти изделий на общую сумму 65 тысяч рублей - вот все, что можно вывозить из Калининградской области.

Чтобы получить разрешение на вывоз, допустим, письменного прибора, Симонов едет в Москву, получает разрешение в Минфине, а в Минэкономики - лицензию. Далее - собрать пакет документов, правильно оформить в таможне декларацию. Потом надо составить банковский договор, который подтвердит валютному контролю, что деньги пришли по договору и предприниматель чист перед государством. Для сравнения: в соседней Польше любое изделие из янтаря и в любом количестве можно спокойно, без волокиты отправить в любую точку мира. Что совсем уж абсурдно и неприлично: все "экспортные процедуры" калининградский производитель янтарных изделий обязан пройти при их вывозе на "материковую" территорию России. Этот бред называется, видимо, "усилением борьбы с незаконным оборотом янтаря".

- На ежегодной выставке "Амбериф" в Гданьске - огромная чаша, наполненная глыбами янтаря, камнями любой фракции, - рассказывает Симонов. - Почему польские производители процветают на нашем сырье, а российские мучаются из-за его нехватки? Ни один наш предприниматель не был представлен на выставке. А те, кто показал свою продукцию, вынуждены были демонстрировать ее на стендах под названиями польских фирм. Мало того: многие калининградцы открыли свои предприятия в Польше, потому что так проще и выгоднее. Правда, приходится платить налоги в чужую казну, зато открывается мировой рынок. И, главное, можно заключить через западные компании договор с янтарным комбинатом и стабильно получать дешевое сырье...

- Но почему иностранцы покупают сырье дешевле?

- Потому что не платят НДС. А российский производитель на российском комбинате берет сырье на четверть дороже, чем иностранец. Спрашивал Устинова, директора комбината: "Вы можете поставить цену на экспорт дороже и дать преференции местным производителям?" "Не могу, - отвечает. - Не имею права". Ну хорошо, говорю, скажите, куда написать, чтобы дали возможность нормально работать с нашим камнем? Если на внутреннем рынке продавать дешевле или хотя бы не дороже, чем иностранцам, все будут легально покупать на комбинате, и кончится эта дикость, этот маразм. Куда писать? Он говорит: "Не знаю". Значит, вопрос калининградских предпринимателей - кто защитит рынок России по сбыту янтаря и изделий из него? - носит сугубо риторический характер. А за державу обидно. Обидно варварски добывать сырье, калечить камень по пути на обогатительную фабрику в допотопной трубе, вокруг которой стоят охранники с автоматами, а в трубе той полно дыр...

Между прочим, в XVIII веке, когда Тевтонский орден объявил янтарные залежи своей собственностью, в Кёнигсберге был штатный палач, исполнявший смертные приговоры за самовольный сбор самоцветов. А тут расхищается уникальное месторождение, сырье уходит по дешевке на экспорт, сворачивается легальное производство, мастеров янтарного дела загоняют в подполье или за границу. Ни для кого не секрет, что у жителей поселка Янтарный стоят в подвале станки, на которых обрабатывают изделия и продают потом без всяких лицензий. В конце концов эти люди должны как-то кормить свои семьи. Тем более если безответственные чиновники сделали все, чтобы воровство и нелегальный бизнес процветали.

Последняя новость с янтарного комбината: срочно созвано собрание кредиторов, среди которых представители региональной власти не замечены. Их просто не сочли нужным известить, хотя комбинат должен областной казне 37 миллионов рублей. На заседании внесены изменения в план внешнего управления, а его срок продлен еще на шесть месяцев. Прежний внешний управляющий заменен очередным. Похоже, все идет по плану. Знать бы чьему конкретно и - какому?..

Смирнова Ирина, соб. корр. "Труда".

Калининград - Янтарный.

Нашли ошибку? Cообщить об ошибке можно, выделив ее и нажав Ctrl+Enter

[x]


Источник: Труд

Полулегальные методы

Замглавреда «НК» Вадим Хлебников о том, почему власти скрывают от горожан свои планы по застройке.