Вице-президент Федерации отельеров РФ: «У вас зимы нет, это надо продвигать»

Вадим Прасов
Все новости по теме: Туризм

Вице-президент Федерации рестораторов и отельеров РФ, генеральный директор компании «Альянс Отель Менеджмент», управляющей шестью отелями в разных регионах России, Вадим Прасов в минувший вторник выступил перед участниками форума «Молодёжь и бизнес: играй по правилам» и рассказал о своём видении туристического потенциала Калининградской области. «Новый Калининград.Ru» публикует ключевые тезисы выступления эксперта.

Вы говорите про проблемы с персоналом в гостиницах — я категорически согласен. По всей стране одна и та же проблема. Я вам более скажу — практически по всему миру. Потому что наш бизнес всегда «гостеориентирован», мы пытаемся сделать сервис на высоком уровне, но сталкиваемся с тем, что зарплаты в нашем бизнесе не очень высоки, люди, работающие на уровне линейного персонала, зачастую не имеют высшего образования. Возьмите, например, горничных: это люди, у которых не всё удалось в жизни. Поэтому создать для них комфортную среду работы, создать систему мотивации возможно, но создать образовательные программы сложнее.

Вы работаете здесь, в регионе — приглашайте сами к себе тех, кого хотите видеть в качестве тренеров. Не ждите, что государство устроит для вас какие-то волшебные курсы, даст вам волшебную таблетку. Так не бывает.

У меня достаточно много отелей в управлении, я много взаимодействую с государством, но не пользуюсь какими-то государственными благами. Лишний раз стараюсь не входить ни в какие программы. Но они есть, у меня есть в управлении отель в Саранске, где пройдёт чемпионат мира по футболу, там нулевая ставка по налогу на имущество. Это прекрасно с точки зрения бизнеса, это живые деньги.

Для того, чтобы появились механизмы реальной поддержки, как раз необходимо взаимодействовать с властью, показывать ей, что вам нужно. Для тех из вас, кто понимает, что в состоянии вложить немаленькую сумму денег в средства размещения. Если возможности для развития малого бизнеса предоставляются, значит никто от вас не закрывается, никто не сидит за закрытыми дверьми, не обращая внимания на желания бизнеса. По крайней мере, я этого ни разу не видел. Хотя, возможно, я смотрю со стороны, вам виднее.

У вас очень хорошая картина с точки зрения потенциала развития курортов. С точки зрения потенциала развития туризма — очень позитивная. Но её пока не видно организованной, у вас есть какие-то «объекты показа». Я не очень люблю это слово, из таких объектов никогда не складывается цельная картина. Объекты показа — это здорово, классно, но ни о чём. Должен быть бизнес, который всю эту историю обслуживает.

«Северное ожерелье» — по мне, это миф. «Золотое кольцо», подуставшее за 50 лет — по нему человек может проехать. Если кто-нибудь из вас представляет, что такое «Северное ожерелье» (туристический проект, объединяющий туристические объекты Северо-Запада, по аналогии с «Золотым кольцом» — прим. «Нового Калининграда.Ru»), в состоянии по нему проехать, не сточив ноги до колен… Это многие тысячи километров, часть которых проходит по лесотундре. Я не знаю, какой безумец рисовал этот маршрут.

Я бы на вашем месте вдолбил бы в голову вашим властям эту тему: Россия — одна из редких стран, где вообще нет tax-free. Просите об этом, чтобы вы были пилотным регионом, вы всё равно анклав, какая разница?

Варианты, как поддержать отрасль, у правительства могут быть всегда. Надо искать этот диалог, но не со стороны отдельного предпринимателя, а со стороны сообщества. С федеральными властями невозможно договариваться, с региональными — гораздо проще. В разы.

С точки зрения развития туризма, на мой взгляд, сейчас необходимо выделить точки, на которых вы, как предприниматели, можете сосредоточиться. Маршруты в любом случае есть. Парковки есть, питание, сувенирка — темы очевидны. Из сувенирки по большей части янтарь, но это тоже прекрасно, он же у вас есть. Когда мне рассказывали, в каких объемах китайцы скупают янтарь, я очень удивлялся. Так же, как удивлялся тому, как китайцы сюда попадают.

У вас есть курортный фактор: море, два месяца в году. Но посмотрите на Чёрное море, там море три с половиной месяца в году, не сильно большая разница. По сути своей, сейчас Сочи или Крым получают круглогодичную историю, связанную с тем, что «тендер на развитие туризма в стране выиграло Минобороны». Сочи, Крым, Анапа, Геленджик получают дополнительный рост за счёт тех людей, кто едет в несколько несвойственный для них климат в зимнее время.

_NEV8730.jpg

У вас тоже зимы нет, и это надо продвигать. Представления у той, большой части Российской Федерации о том, что такое ваша зима, нет. Это надо продвигать, наличие возможностей для отдыха жителей тех северных территорий, где уже сейчас минус 30 или 40 градусов. Для них попасть в Калининград интересно, особенно если будет очень простой способ это сделать, а потом доехать до той же Польши или Литвы, посмотреть в один приезд на неделю три территории. Другое дело, что какие-то визовые формальности надо будет решать.

У жителей Калининградской области есть огромная гордость за то, что есть что показать. Но некоторые моменты, конечно, остаются. Например, я был на одном из фортов, его взяли в аренду предприниматели, начали наводить порядок. Интересно, но там немножко не хватает жизни. Вообще, на мой взгляд, в этой сфере, в event-индустрии, в MICE-индустрии (сфера делового туризма, связанная с проведением корпоративных мероприятий — прим. «Нового Калининграда.Ru») у Калининграда огромный потенциал. Потому что, во-первых, нужно говорить о приграничной истории, пусть и весьма условной. С точки зрения «большой земли» лететь примерно одинаково, что в Сочи, что в Крым, что в Калининград.

Портрет вашего региона совершенно иной. Здесь по крайней мере что-то из того, что надо было сохранить, осталось. К сожалению, не всё, да. Но потенциал у этого есть. И моё мнение, что в плане малого бизнеса в том же MICE-сегменте здесь масса возможностей.

Что касается точек, которые будут созданы в рамках подготовки к чемпионату мира по футболу — я не сомневаюсь, что они найдут своих арендаторов как в краткосрочной перспективе, так и в долгосрочной. По-другому не бывает. Со стадионом я понимаю, что всё, наверное, не очень просто, потому что инициатива изначально шла со стороны государства, Минспорта.

На мой взгляд, событийный туризм здесь должен быть гораздо шире того, что может поддержать правительство. Предпринимательская инициатива здесь может быть массовой. Неважно, будет ли это съезд, конференция, форум.

Инвестиции вам, по сути, не нужны. Вам нужно уметь правильно договариваться, правильно продвигать услуги, продвигать территорию.

Мне кажется, что здесь формат того же пляжного туризма недореализован. Есть инфраструктура, которая загружается во время сезона. Что делать с ней, когда сезона нет? Это неочевидная история. Сейчас существует большой рынок, можете помониторить в Германии, клиник, которые занимаются деятельностью, связанной с похудением, бодиформинг. Это, в принципе, ни о чём с точки зрения стартовых инвестиций, дорогостоящего оборудования. Посмотрите на эту тему, она денежная, что бы ни произошло, люди о своём здоровье заботиться не перестанут. И это возможность сделать туристический рынок здесь круглогодичным. У вас такая возможность есть, в отличие от многих регионов Российской Федерации.

Мне тут рассказывали про лечение янтарём. Я слушал вполуха, но если спросить мою супругу… Она мне и второе ухо уже прожужжала о том, как ей это надо. Понимаете, да? Всё, что происходит в предпринимательской сфере, в бизнесе, происходит либо для наших детей, либо для наших женщин. Вот это надо учитывать. Если вы умеете правильно таргетировать аудиторию, у вас не возникнет проблем с формированием продукта. Просто поймите, кто он — ваш гость, как вы к нему обращаетесь и зачем.

Не надо думать, что необходимы огромные объемы бюджетов для продвижения. Это совсем не так. Сейчас достаточно технологий, которые позволяют сделать это недорого.

Сейчас основная проблема именно в этом. Не в том, что у вас плохая инфраструктура, или в том, что кто-то кому-то в чём-то не помогает. А в том, что маркетинг территорий, её возможностей, аудитории, которой это может быть интересно, недостаточен.

Фото — Алексей Милованов, Виталий Невар, «Новый Калининград.Ru»

Текст: Алексей Милованов , главный редактор «Нового Калининграда.Ru»

Комментарии к новости

Дискомфортная среда

Главный редактор «Нового Калининграда» Алексей Милованов о том, чего не хватает Калининграду, чтобы стать удобным для жизни городом.