"Татнефть" намерена прорубить новое окно в Европу через Балтику

Раньше на границах государств возводили крепости с пушками. Теперь жизнь заставляет строить… промышленные бастионы. Геополитика и геоэкономика оказались сильнее обычного оружия. Именно на экономических «крепостях» зиждется сейчас безопасность целых государств. И увы, все чаще предметом международных «разборок» становится основа основ многих секторов экономики - нефть… Но одновременно она же, эта самая нефть, может служить и надежной опорой в защите интересов государства.

Наша с вами Россия, нынешнее благополучие которой пока выстроено в первую очередь на «нефтяных» доходах, в том числе и из Европы, увы, де-факто вытеснена с «нефтяных» европейских направлений. Почти «ушел» от нас Каспий, пока неясны «нефтяные» перспективы Чечни, невесть что замышляет Грузия, проговорившись о планах строительства «своего» нефтепровода в Европу, в обход российской территории. Остается, как и во времена Петра I, Балтика. Нам снова нужно «окно в Европу». Мы потеряли за последние 10-15 лет много этих «окон» и нефтепроводов. И терять европейский рынок окончательно нам никак нельзя. Логичный вывод - для России в целом это стратегически важно, особенно учитывая уровень цен на нефть. В связи с этим как-то по особенному воспринимается просочившаяся в прессу информация о прогнозах «Татнефти» спроектировать и построить в городе Светлый (Калининградская область) морской перевалочный нефтекомплекс. Что может быть эффективнее для защиты геополитических интересов России, чем построенный в непосредственной близости от европейских потребителей российских нефтепродуктов современный терминал?

Впрочем, о целесообразности наличия такого нефтекомплекса на самом западном рубеже страны говорилось еще лет 15 назад, но до дела как-то не доходило, никто за проект не брался – сами помните те времена «катастройки-перестрофы» (гибрид катастрофы и перестройки)... Возможно, в последние недели подтолкнуло «Татнефть» к ускорению продвижения планов проекта строительства в Светлом озвученное президентом послание Федеральному Собранию: Владимир Путин четко обозначил приоритеты, под «знаменем» которых будет развиваться страна. Президент честно признал, что без экспорта нефти нам построить собственный фундамент для высокотехнологичных «несырьевых» производств будет невозможно… В «Татнефти» не стали отделять интересы компании от интересов государства. Как, сами знаете, частенько бывает у некоторых других нефтяных гигантов, увы... По сути, если компания «Татнефть» примет решение все-таки строить комплекс в Светлом, то именно она станет главным «прорубателем» так необходимого нам «нефтяного окна в Европу». О других путях поставок нефти в Европу мы пока не говорим (они, конечно, есть - скажем, по северному «танкерному» пути из Мурманска или Архангельска): ведь именно из Калининграда ее транспортировать потребителям-западникам и дешевле, и безопаснее. Россия получает геополитическую защиту в виде «экспортного» терминала, который будет «кормить» Европу нефтепродуктами. И радует, что такое строительство может стать не отдаленным будущим, а очень близкой реальностью. Дело вот в чем: сейчас, конечно, нефтяной экспорт через калининградские порты идет, но практически все ресурсы для расширения экспорта в Европу уже исчерпаны!

«ПРАВДА.Ру» первой из отечественных центральных СМИ связалась с руководством компании и получила внятный комментарий по этой теме. Итак, впервые «Татнефть» заявила о себе в Калининградской области в декабре 2001 года, начав перевалку на экспорт высокосернистого дизельного топлива с использованием на договорных условиях базы горюче-смазочных материалов ВМФ, расположенной в Балтийске. Оператор АО «Татнефть», компания ООО «БалтТерминалСервис», совместно с Балтийским флотом провели реконструкцию и модернизацию установленного на базе ВМФ оборудования, что позволило через поселок Восточный и причал № 75 ежемесячно отгружать на экспорт до 75 000 тонн дизельного топлива. Кстати, взаимовыгодное сотрудничество с «Татнефтью» по отгрузке нефтепродуктов на экспорт в течение двух лет позволило Балтийскому флоту получить 3 млн. долларов дополнительного финансирования, что составляет более 30% всех внебюджетных средств, заработанных ВМФ России!

Однако теперь дальнейшее увеличение объемов экспорта представляется затруднительным из-за недостаточности емкостей хранения, устаревшей технологии, ограничений железнодорожной станции Балтийск и сложной ситуации при перевалке через Базу горюче-смазочных материалов ВМФ в Балтийске. В дальнейшем ситуация будет обострятся – таков вывод специалистов. Некоторые компании, которые пытаются увеличивать экспорт через уже действующие терминалы, могут вызвать напряженную ситуацию с поступлением грузов в Калининградскую область по железной дороге. А компании, не имеющие в собственности емкостей хранения нефтепродуктов, вообще не смогут обеспечивать экспортные поставки. Вот такая картинка вырисовывается. И желание «Татнефти» построить совершенно новый терминал со всей полагающейся инфраструктурой, системами безопасности и емкостями хранения становится вполне понятным. Без этого сейчас просто не обойтись! И еще один нюанс, о котором пока молчат СМИ.

Площадка, на которой предполагается строительство, еще ранее была целевым образом выделена местной администрацией под базу перевалки нефтепродуктов. Но до получения всех согласований и расчетов рисков для здоровья населения и окружающей среды компания не начинала строительство. Теперь «Татнефть» намерена провести общественные экологические слушания с привлечением жителей города Светлый, чтобы собрать и учесть все замечания по проекту, которые могут появиться у них. И такой, прямо скажем, государственный подход «Татнефти» к делу по меньшей мере обнадеживает. По предварительным данным, такие общественные слушания должны состояться в Светлом уже в конце июля нынешнего года.
Источник: Правда.ru

Дискомфортная среда

Главный редактор «Нового Калининграда» Алексей Милованов о том, чего не хватает Калининграду, чтобы стать удобным для жизни городом.