Воронежских оборонщиков готовят к стыковке

В ближайшее время представители Федерального космического агентства (ФКА) планируют вынести на рассмотрение правительства РФ предложение о создании нового холдинга для ракетно-космической отрасли, базовым предприятием которого может стать либо самарский "Моторостроитель", либо московское "НПО энергетического машиностроения им. В.П.Глушко". Кроме того, в холдинг должны войти еще пять предприятий из других регионов, в том числе воронежские предприятия - ФГУП "Конструкторское бюро химавтоматики" и механический завод.

В январе 2003 года комиссией по реализации федеральной целевой программы "Реформирование и развитие оборонно-промышленного комплекса" под председательством вице-премьера Ильи Клебанова было принято решение о создании холдинга авиационно-космических оборонных предприятий Поволжья ОАО "Корпорация "Двигатели НК"". В его состав вошли СНТК им. Н.Д.Кузнецова, "Моторостроитель", СКБМ, "Металлист-Самара" и два предприятия Татарстана - "Казанское моторостроительное ПО" и "Авиамотор". Летом на шестом Международном авиакосмическом салоне МАКС-2003 был представлен глава корпорации Сергей Тресвятский. Но завершить организационные процедуры мешала позиция правительства Татарстана. Последнее не собиралось отдавать свою собственность безвозмездно. В итоге победил сценарий, предложенный самарским губернатором Константином Титовым. Было решено, что Татарстан внесет свои пакеты (25,4% акций Казанского МПО и 26,4% "Авиамотора") в уставный капитал создаваемой корпорации.

В настоящее время идея объединения поволжских оборонных предприятий проходит согласование в правительстве РФ. Однако гендиректор "Моторостроителя" Игорь Шитарев уже заявил, что не намерен входить в холдинг. По его словам, причина заключается "в изменении политики Российского авиационно-космического агентства". Напомним, что в марте Росавиакосмос был реорганизован в Федеральное космическое агентство (ФКА), которое планирует объединить предприятия ракетно-космической отрасли в новый холдинг. Его предполагаемое название - ОАО "Российские космические двигатели" (РКД). По информации "Ъ", сейчас Игорь Шитарев ведет переговоры о вступлении в РКД "Моторостроителя". В холдинг могут также войти ОАО "НПО энергетического машиностроения им. В.П.Глушко" (Москва), ФГУП "Конструкторское бюро химавтоматики" (Воронеж), Воронежский механический завод, Конструкторское бюро химического машиностроения им. А.И.Исаева (Королев), Государственное опытно-конструкторское бюро "Факел" (Калининград) и ГП "НИИ машиностроения" (Екатеринбург).

Как объяснил "Ъ" начальник нормативно-правового управления Воронежского конструкторского бюро химавтоматики, член комиссии по созданию холдинга РКД при ФКА Валерий Поваляев, по замыслу губернатора Титова в рамках ОАО "Корпорация "Двигатели НК"" должна быть создана управляющая компания холдинга. Но господина Шитарева такой вариант не устраивает, поскольку ему хотелось бы видеть головной компанией "Моторостроитель". В то же время, по словам господина Поваляева, согласно проекту КБХА, который еще в 2002 году оно защитило в Росавиакосмосе и Минпромнауки РФ, базовым предприятием РКД, скорее всего, станет ОАО "НПО энергетического машиностроения им. В.П.Глушко" (Москва). Господин Поваляев уточнил, что для Воронежа было бы лучше, если бы головной компанией федералы сделали Воронежский мехзавод, поскольку именно головная компания получает заказы для всех предприятий холдинга. Но губернатор Владимир Кулаков, по его мнению, уже исчерпал свой лоббистский потенциал, добившись того, чтобы базовым предприятием для холдинга "Созвездие", специализирующемся на выпуске средств связи, был выбран Воронежский НИИ связи.

Очередное заседание комиссии по созданию холдинга РКД при ФКА пройдет в Москве 1 июля. Как рассказал "Ъ" начальник управления средств выведения иноземной космической инфраструктуры ФКА Владимир Нестеров, после заседания агентство конкретизирует свои предложения правительству. "Если новый холдинг в принципе будет одобрен, начнется следующий этап его создания - юридическое оформление новой структуры", - пояснил господин Нестеров. Ожидается, что в результате приватизации 74,5% акций Воронежского мехзавода и КБХА войдут в уставный капитал РКД, а 24,5% останутся в госсобственности. 51% акций самих РКД тоже перейдут под контроль государства, а 49% будут разыграны между частными компаниями, но с ограничением на продажу акций иностранцам.
Источник: АвиаПорт.Ру

Дискомфортная среда

Главный редактор «Нового Калининграда» Алексей Милованов о том, чего не хватает Калининграду, чтобы стать удобным для жизни городом.