Смешанные чувства иностранных автомобильных концернов в России

Концерн VW, являющийся самым крупным в Европе, планирует уже в этом году начать строительство завода в России. Как заявил председатель правления VW Бернд Пишетсридер на автосалоне в Детройте, на новом заводе в Ступино, к югу от Москвы, за пять лет планируется произвести 250 тыс. автомобилей. К 2010 году доля VW на рынке новых автомобилей в России должна подняться с 2 до 10%.

Российский автомобильный рынок считается самым быстроразвивающимся в мире. В 2005 году, согласно отчету аналитической компании PriceWaterhouseCoopers, россияне потратили на автомобили 18,3 млрд евро, это на 22% больше, чем в 2004 году. За прошлый год в России было продано 1,72 млн автомобилей, и, тем не менее, рынок еще далек от насыщения. По статистике на тысячу россиян приходится 157 автомобилей.

VW будет собирать автомобили в России из импортных запчастей. Основной моделью станет европейская версия модели VW Gol – малолитражного автомобиля, который до сих пор был распространен главным образом в Бразилии. Впоследствии автомобили, собранные в Ступино, планируется экспортировать в Европу. Переговоры по поводу строительства завода тянулись в течение нескольких лет. Только резкое снижение ввозных пошлин на автомобильные запчасти окончательно убедило VW.

В то время как VW расширяет свое производство в России, Daimler Chrysler откладывает планы по строительству собственного завода в Санкт-Петербурге. В качестве причины в Штуттгарте указывают на плохой инвестиционный климат.

Таким образом, VW является вторым после BMW немецким автомобильным концерном, который привлекает Россия. BMW собирает в Калининграде примерно 3000 автомобилей в год серий 3, 5 и 7. Все запчасти импортные. Благодаря льготным таможенным пошлинам и более низкой оплате труда производство одного автомобиля BMW в России обходится примерно на 10% дешевле, чем в Германии.

Но иностранные производители автомобилей имели в России не только хороший опыт. Все новые и новые таможенные предписания и неясности в налоговом законодательстве способствуют росту неуверенности. Промышленность, производящая промежуточную продукцию, не отвечает западным стандартам качества. Поэтому почти все запчасти приходится ввозить.

У General Motors есть в России совместное предприятие с лидером автомобильного рынка, концерном "АвтоВАЗ" ("Лада"). Однако из-за проблем с качеством машин и сбытом его будущее представляется весьма мрачным. В любом случае новое руководство "Лады" – в декабре концерн был национализирован – не исключает возможности прекращения сотрудничества.

Ford Focus собирает автомобили во Всеволжске под Санкт-Петербургом и собирается увеличить ежегодное производство автомобилей модели Ford Focus с 30 до 60 тыс. При этом в 2005 году завод обратил на себя внимание забастовками, обернувшимися снижением темпов работы.

В России также работают Renault, Hyundai и Kia, Toyota в настоящий момент занимается строительством завода в Санкт-Петербурге. Министр промышленности Виктор Христенко рассчитывает, что к 2010 году в России разместят свое производство как минимум 10 международных автомобильных концернов.

Сейчас Россия занимает третье место в Европе по количеству прямых иностранных инвестиций в автомобильный сектор. В связи с увеличивающейся покупательной способностью и появлением новой для россиян возможности платить в рассрочку и брать потребительские кредиты интерес покупателей к иностранным моделям растет. Если в 2002 году доля "Лады" на рынке составляла 63,1%, то сейчас всего 48,9. Доля иностранных автомобилей, сделанных в России, поднялась с 0,7 до 8,7%.
Источник: ИноПресса

Дискомфортная среда

Главный редактор «Нового Калининграда» Алексей Милованов о том, чего не хватает Калининграду, чтобы стать удобным для жизни городом.