Региональный ипотечный рынок ждет своих операторов

Ипотечное кредитование в Москве стало делом привычным. При нынешних ценах на жилье даже верхушка среднего класса едва ли способна улучшать свои жилищные проблемы без привлечения заемных средств. Менее обеспеченным жителям московского региона банки помогают приобретать жилье в Подмосковье. С некоторыми допущениями можно говорить о формировании ипотечного рынка в Санкт-Петербурге. Однако в целом по России ипотека остается чем-то эфемерным, о ней много говорят, но пощупать не дают.

Конечно, существует программа АИЖК, рассчитанная в первую очередь на регионы, и многие банки ее реализуют. Однако далеко не каждый местный банк способен ее потянуть, не говоря уже о создании собственной ипотечной программы. Между тем, столичные кредитные организации в глубинку не рвутся, предпочитая тесниться в пределах московского региона и Санкт-Петербурга. Объяснение на поверхности. Даже в Москве пока еще трудно судить о перспективах ипотеки. Но здесь, по крайней мере, есть деньги. Провинция же в массе своей бедная, и вложения в развитие ипотечной инфраструктуры немногим кажутся оправданным. Среди этих немногих оптимистов - ОПТБанк. Его руководство все же рассчитывает на успех в регионах. Если ипотека будет развиваться, то рано или поздно объемы регионального рынка начнут догонять столичные показатели, и рынок этот станет весьма привлекательным, а значит, высоко конкурентным. Преимущество получит тот, кто пришел сюда первым. Сегодня ОПТБанк работает в пяти федеральных округах. Кроме Москвы и Московской области, он выдает ипотечные кредиты в Ярославле, Омске, Новороссийске. При этом в Омске уже выдано кредитов на 18 млн. рублей, в Новороссийске - на 8,8 миллиона, и это при значительно меньших суммах кредитов по сравнению со столичным регионом. Началась деятельность банка в Нижнем Новгороде и Калининграде. В стадии организации - филиал банка в Ростове-на-Дону, а ближайших планах - Волгоград.

Выбор регионов для работы по ипотечным программам не случаен. Это не только результат мониторинга их востребованности, маркетинговых исследований. "Специфика программ ипотечного кредитования ОПТБанка - предоставление кредитов на строящееся жилье. Особенностью в этом сегменте рынка является обязательный совместный характер проводимых программ: банк тесно сотрудничает с компанией-инвестором. Поэтому регионы, в которых мы начинаем работу - это регионы, где работают или начинают работать наши партнеры-инвесторы", - поясняет Андрей Шелковый, директор кредитного департамента ОПТБанка.

У банка своя специфика, у регионов своя. Приходится учитывать и этот фактор. По словам Андрея Шелкового, региональная специфика зачастую связана с работой градообразующих предприятий, месторасположением города. "В качестве примера можно привести Новороссийск, где значительное количество наших заемщиков составляют моряки, работающие по контрактам. Это потребовало внесения серьезных корректив в стандартные методы оценки платежеспособности в данном регионе", - рассказывает Андрей Шелковый. Кроме того, специфика зависит от уровня жизни в регионе, уровня зарплат. Особенностью также является значительно меньший размер предоставляемых кредитов, поскольку жилье за пределами Москвы и ближайшего Подмосковья стоит намного дешевле.

Региональная специфика обуславливает и некоторую узость выбора ипотечных программ по сравнению с тем набором, который доступен в Москве. В регионах ОПТБанк предлагает долгосрочную программу кредитования по стандартам АИЖК, в рамках которой кредит предоставляется в рублях на срок до 27 лет. При этом Банк не продвигает валютные ипотечные программы, считая их недостаточно востребованными. Но несмотря на это, а также на сравнительно небольшой опыт работы ОПТБанка в регионах его специалистам очевидно: востребованность ипотечных кредитных продуктов велика, а предложений со стороны банков явно недостаточно. В таких условиях ОПТБанк только с начала года увеличил свой кредитный портфель за счет региональных заемщиков более чем на 35,5 млн. рублей. И это, уверены в банке, только начало.

***

Сегодня ОПТБанк работает в регионах через собственные представительства. Их сотрудники оказывают консультации по вопросам ипотечного кредитования, проводят разъяснительную работу, в то время как предоставление кредита осуществляет головной офис.
Источник: Финмаркет-Бизнес

Дискомфортная среда

Главный редактор «Нового Калининграда» Алексей Милованов о том, чего не хватает Калининграду, чтобы стать удобным для жизни городом.