Белоруссия претендует на море

Белоруссия, не имеющая своего выхода к морю, построит порт в Калининградской области. Крупные инвестиции, которые могли получить Петербург и Мурманск, пойдут на реализацию этого проекта.

Министр развития инфраструктуры Калининградской области Сергей Булычев сообщил, что через четыре года в регионе будет построен белорусско-российский порт мощностью около 8 млн. тонн. Реализация проекта потребует инвестиций в размере $80-120 млн. Власти российского анклава рассчитывают, что первый в Калининградской области глубоководный порт, куда смогут заходить суда с большим водоизмещением, сможет составить конкуренцию не только литовской Клайпеде, но и петербургским портам. Объект возведут неподалеку от города Балтийска до 2010 года. В его структуру, кроме прочего, войдет терминал для перевалки белорусских калийных удобрений мощностью до 3,5 млн. тонн. Ожидается, что после того, как порт заработает, грузооборот в регионе вырастет в два раза.

Глубокие мысли
В Калининграде нет пока глубоководного порта, поэтому он не может принимать крупнотоннажные суда. Кроме того, приводят аргумент в пользу своего проекта его создатели, российский анклав – это база Балтийского флота, поэтому
необходимая инфраструктура там, частично, уже построена. Белоруссия ежегодно отправляет 17 млн. тонн грузов через портовые комплексы Украины, Литвы, Латвии и Калининграда. Для России выгодно, если большая часть этого грузопотока пойдет через ее территорию. Но некоторые специалисты приводят доводы против строительства нового порта. Прежде всего, кроме строительства самого объекта, огромных инвестиций потребует развитие транспортной и складской инфраструктуры. Все грузы пойдут через территорию Литвы, из-за чего могут возникнуть непредвиденные проблемы – Литве совершенно не выгодно, чтобы у Клайпеды появился конкурент. Специалисты считают, что гораздо выгоднее было бы вложить деньги в увеличение

Союз нерушимый
Пока не сообщается о том, кто и как будет финансировать строительство нового порта. Неясно и то, кто его будет контролировать. Будущее отношений России и Белоруссии представляется пока туманным. Президент Александр Лукашенко пользуется во многих странах неоднозначной репутацией. Союзное государство так и не появилось, как не появилась и единая валюта. Периодически между руководством двух стран возникают серьезные разногласия. Поэтому сложно предположить, что станет с совместным проектом двух государств, если их взаимоотношения осложнятся. Вряд ли кто-то сможет гарантировать, что ситуация в таком случае не будет развиваться по «украинскому сценарию», когда после увеличения цен на газ встал вопрос о выводе Черноморского флота из Севастополя, передачи российских радиолокационных станций военным США и так далее. Так и Лукашенко, случись что, может резко передумать возить свои удобрения через Калининград. Вот тут-то и начнутся «взаимоотношения хозяйствующих субъектов».

СПРАВКА
На сегодняшний день перевалку грузов в Калининградской области осуществляют два порта: ОАО «Калининградский морской торговый порт» и ФГУП «Калининградский морской рыбный порт». По итогам прошлого года суммарный грузооборот стивидорных компаний Калининградского порта увеличился на 4,4% и составил 14,62 млн тонн. Калининградский морской рыбный порт в прошлом году, по предварительным данным, увеличил перевалку грузов на 36% по сравнению с 2004 г. – до 1,3 млн тонн. При этом выручка предприятия составила 350 млн руб., валовая прибыль – 31 млн. руб.
Источник - RBC Daily
мощностей уже существующих портов в Калининграде, Петербурге и Мурманске.
Источник: Деловой Петербург

Дискомфортная среда

Главный редактор «Нового Калининграда» Алексей Милованов о том, чего не хватает Калининграду, чтобы стать удобным для жизни городом.