Остров невезения

Три года назад, принимая программу развития Калининградской области, федеральное правительство жестко и справедливо констатировало: если к 2010 году регион не достигнет уровня жизни сопредельных государств, то Россия может потерять свой западный форпост.

Решено было внести коррективы в Закон "Об особой экономической зоне в Калининградской области". Местные власти внесли свой вариант законопроекта в правительство. С тех пор на страницы местной прессы скупо выливались отголоски вроде бы теоретического спора "калининградцев" и "москвичей": считать особой экономической зоной (ОЭЗ) всю область или только территории производств, где закон и должен действовать?

Недавно наконец проект федерального закона, разработанный в столице, обрел реальные очертания. Но когда текст рабочего варианта стал доступен калининградцам, у местных политиков и бизнесменов он вызвал шок.

НУ ЧТО ТУТ ТАКОГО ОСОБЕННОГО...

Особая экономическая зона - основа экономики этого края. Отделенный от России двумя границами регион несет отпечаток советских лет: депрессивная экономика, отсутствие инфраструктуры, запущенная социальная сфера. Даже в центре Калининграда по сей день есть негазифицированные дома и даже кварталы. Очевидно, что в сотне километров отсюда - в Польше или Литве уровень жизни гораздо выше. Не надо быть семи пядей во лбу, чтобы понимать: одними вливаниями из федеральной казны по целевой программе не обеспечить экономического подъема. Нужны прорывные технологии развития региона, привлечение миллиардных инвестиций. И отсутствие видимых успехов в этой сфере - результат несистемного, "фрагментарного" подхода.

Словом, закон об ОЭЗ стал палкой о двух концах - способом развития "заграничной территории" и камнем преткновения между местной властью и федеральным центром. Руководство Минфина испытывает сильную аллергию к "зоне", считая ее некой разновидностью офшора. Меж тем без ОЭЗ выросшие в последние десять лет заводы, пищевые и перерабатывающие предприятия, стройиндустрия не выживут. Почему? Границы области совпадают с государственными, и товары, которые производятся здесь и вывозятся на остальную территорию России, должны облагаться таможенными пошлинами. Плюс тарифы на перевозку - ведь основные рынки сбыта далеко. Понятно, что все это усиливает убыточность производства.

Пока товары доставляются беспошлинно. Но сколько лет существует особая экономическая зона в Калининграде, столько региональный "теленок" бодается с федеральным "дубом", отстаивая право на ее существование. Необходимость доказывать очевидное и находить для этого все новые аргументы вызывает в среде местных жителей приступы "ползучего сепаратизма". "Надоело быть подопытными кроликами. В конце концов возьмет нас Евросоюз - и пойдем туда, пусть даже "вторым сортом". Это довольно распространенное здесь суждение среди обывателей.

КАК НАМ ОБУСТРОИТЬ АНКЛАВ?

Проекты на эту тему в Калининграде не сочиняет только ленивый. Депутатские слушания по очередной редакции закона регулярно собирают аншлаг. Но чтобы наши минусы, по выражению президента Путина, превратить в плюсы, налоговых и таможенных преференций мало. Тем более что на деле они оборачиваются в итоге чем-нибудь вроде роскошных особняков на фоне серых "хрущоб".

Если стоит задача повысить уровень жизни калининградцев, а не отдельных их представителей, то, наверное, и на проблему ОЭЗ стоит смотреть шире. Может, способы победить бедность в отдельно взятой области послужат примером и для всей страны? К сожалению, проект нового закона об ОЭЗ фактически написан для крупных инвесторов. Те компании, которые способны выложить свыше 300 миллионов рублей, получат статус участника особой экономической зоны. Это позволит им освободиться не только от уплаты таможенных пошлин и налогов, но и налогов на прибыль, на имущество, на операции с ценными бумагами в течение ближайших шести лет.

Участникам особой зоны предоставят право следовать через границу "в упрощенном порядке", который предусматривает даже "возможность оформления въездной визы отдельным категориям граждан ...непосредственно в пункте пересечения государственной границы Российской Федерации при въезде в Калининградскую область". Весь льготный режим участникам ОЭЗ, по замыслу авторов законопроекта, будет обеспечивать специально созданная администрация.

Казалось бы, вот вам и качественный скачок. Пусть себе инвесторы быстро пересекают границы, разворачивают здесь производства, повышают уровень жизни. Вопрос - чьей? Ведь региональный и местные бюджеты не получат от них ничего.

- У меня сложилось впечатление, что законопроект создавался в условиях правового вакуума, - говорит спикер облдумы Владимир Никитин. - Как будто больше ничего не существует - ни Конституции России, ни Налогового кодекса, ни Гражданского, ни закона о лицензировании. Многие положения документа находятся в прямом противоречии с этими правовыми актами. Как, например, федеральный закон может освободить организацию от налога на имущество, если сейчас половина сбора идет в областную казну? Наши полномочия записаны в Конституции РФ, и мы от этого отказываться не собираемся. Нам нужно бюджет наполнять, с нас учителя и врачи спрашивают.

А ХОТЕЛИ КАК ЛУЧШЕ

В конце концов тем же учителям и врачам неважно, в чей магазин они придут - москвичей или местных лавочников, были бы там товары дешевле и качественнее. Ну умрет местный бизнес, не попав в число участников ОЭЗ, а на его место, согласно законам рынка, встанет более сильный. Здешним нуворишам, может, и впрямь пора расплачиваться за ценовой сговор, за любовь к "кривым схемам" и привычку к демонстративной роскоши на фоне унизительной бедности земляков, у которых не развиты хватательные рефлексы. Когда местный промышленник витийствует об имидже региона, я не могу отделаться от мысли, что этот господин платит инженеру с тридцатилетним стажем 2,5 тысячи рублей в месяц, а в горячих цехах завода у рабочих нет простой питьевой воды.

Сборы в местный бюджет? Но наши предприятия все чаще в фискальных документах предстают как... инвалидные общества - такой способ "косить" от налогов сегодня популярен. При видимом процветании торговли именно эта отрасль все глубже уходит в тень. Посмотреть на выражение лица хозяина одной из крупнейших калининградских торговых сетей в момент, когда власть предлагает ввести какой-нибудь очередной налог, - это же спектакль! Вот он нахмурился, собрался, вот в его черепной коробке заработал компьютер... через несколько минут лицо просветлело и снова стало непроницаемым: решение найдено! Он уже знает, как уйти и от этого налога!

Свобода предпринимательства хороша там, где общество живет по всем правилам рыночной игры, где есть место и морали. Но высокие материи - это из другой жизни, не про нас. Нам хотя бы найти и закрепить в ОЭЗ такие механизмы, которые сделали бы привлекательным инвестиционный климат в Калининградской области для всех, кто желает вложить сюда капитал.

Поднимая планку для возможных инвесторов в 300 млн. рублей, авторы нового закона об ОЭЗ отказываются от других возможностей. Почему? Мы что, ими избалованы? А десять миллионов - не деньги? Почему бы нам не заставить наконец деньги малых и средних предпринимателей работать, а не "крутиться" в сомнительных схемах?

Попутно замечу, что многие нюансы, связанные с будущим области, которую неизбежно ждут радикальные преобразования, в новом законе об ОЭЗ отличаются туманной недосказанностью. Где прогноз, где анализ событий, которые повлечет за собой приход в регион крупных капиталистов и едва ли не вытеснение мелких? Как избежать в таких условиях скачка безработицы? При отсутствии-то основы стабильности общества - среднего класса... Разработчики законопроекта не берутся внятно, детально ответить (а их спрашивают об этом), какие последствия наступят в связи с применением новых экономических механизмов, каковы будут преимущества и потери.

Конечно, спустя время все прояснится. Вот только обрадуют ли результаты очередного эксперимента миллион проживающих здесь граждан?

Нашли ошибку? Cообщить об ошибке можно, выделив ее и нажав Ctrl+Enter

[x]


Источник: Труд

Полулегальные методы

Замглавреда «НК» Вадим Хлебников о том, почему власти скрывают от горожан свои планы по застройке.