Белорусы шантажируют Калининградский порт

Все новости по теме: Калининградский транзит
Белорусская сторона не торопится начинать экспорт калийных удобрений через российский анклав, как обещала ранее

Как стало известно RBC daily, Калининградский морской рыбный порт (КМРП) так и не дождался запланированных на январь этого года первых крупных поставок белорусских удобрений. Белорусская калийная компания (БКК), пообещавшая Калининграду 1 млн т грузов в год, в очередной раз отложила время начала их поставки. Белорусы объясняют задержку сложностями с перевозкой удобрений по территории Литвы. Но, по мнению калининградских портовиков, БКК лишь ищет возможность сделать так, чтобы КМРП сам отказался от сотрудничества с ней. В частности, белорусская сторона настаивает на ставках за перевалку грузов ниже уровня себестоимости. Стороны надеются прийти к какому-нибудь решению на очередной встрече в первой половине февраля. Однако эксперты не исключают, что Белоруссия может так и не решиться на активное сотрудничество с Калининградом.

ПО «Беларуськалий» – один из крупнейших мировых производителей хлористого калия, его трейдером является ОАО «Белорусская калийная компания». Доля БКК в поставках калийных удобрений на мировой рынок составляет около 35%. На сегодняшний день Белоруссия экспортирует удобрения через латвийский порт Вентспилс, литовскую Клайпеду и украинский Николаев. Однако летом прошлого года президентами России и Белоруссии была достигнута договоренность о налаживании перевалки 1 млн т белорусских удобрений в год через Калининградскую область. Планировалось, что за счет сокращения грузооборота через Вентспилс БКК увеличит перевозки через ФГУП «Калининградский морской рыбный порт». До настоящего времени КМРП переваливал всего несколько десятков тысяч тонн белорусских удобрений в год. В общей сложности в прошлом году грузооборот порта увеличился на 36% по сравнению с 2004 г. – до 1,3 млн т. Выручка предприятия составила 350 млн руб., валовая прибыль – 31 млн руб.

Однако, как стало известно RBC daily, поставки белорусских удобрений через КМРП фактически были сорваны. «Изначально планировалось, что первая крупная партия белорусских удобрений пройдет через Калининград до конца 2005 г. В декабре сроки этих поставок были перенесены на январь. Только за первый месяц текущего года предполагалось перевалить через Калининградский порт 90 тыс. т калийных удобрений. Но в Калининград белорусские удобрения так и не попали, а сроки в очередной раз были перенесены на февраль», – рассказал RBC daily директор ФГУП «Калининградский морской рыбный порт» Андрей Крайний. В результате, по словам главы КМРП, договоренность о переориентации белорусских грузопотоков в Калининград оказалась под угрозой срыва.

Белорусская сторона считает, что никаких оснований для возмущения по поводу отсрочки перевалки белорусских калийных удобрений через порты Калининграда нет. Как заявил на днях руководитель регионального отделения посольства Белоруссии в России Владимир Заломай, согласно программе взаимовыгодного сотрудничества Калининградской области и Беларуси на 2006–2010 гг., подписанной во время визита губернатора региона Георгия Бооса в Минск, транспортировка пробной партии удобрений намечена на февраль нынешнего года. По словам Владимира Заломая, главным сдерживающим фактором в реализации «калийного» проекта являются высокие тарифы на перевозку грузов из Белоруссии, установленные Литовской железной дорогой. Он отметил, что в ближайшее время должны пройти трехсторонние переговоры о выравнивании железнодорожных тарифов с участием представителей Белоруссии, России и Литвы.

Но у российских портовиков на этот счет есть иное мнение. «Белорусские чиновники готовы привести в свою защиту любые лукавые аргументы, – говорит Андрей Крайний. – В частности, они утверждают, что у Калининградского морского рыбного порта непомерно высокие ставки за перевалку удобрений. Мы предлагаем белорусам тариф 5,7 долл. за т. Но представители БКК утверждают, что будут работать через Калининград только в том случае, если тариф составит 3 долл. за т. При этом только себестоимость перевалки удобрений в порту составляет 3,75 долл. В Клайпеде перевалка 1 т удобрений в зависимости от количества груза и долгосрочности контракта обходится грузоотправителю в 4,5-7 евро (5,4-8,5 долл.)». Опрошенные RBC daily эксперты не исключают, что это делается для того, чтобы КМРП сам отказался от сотрудничества с БКК.

По мнению портовиков, проблему налаживания перевалки белорусских удобрений через Калининград усугубляет отсутствие у КМРП возможности принимать глубоководные суда, а также высокие железнодорожные тарифы на перевозки в направлении порта. «Раньше у Калининграда было преимущество – до него было везти дешевле, чем до погранпереходов на российско-литовской границе, – поясняет Андрей Крайний. – Но в прошлом году Минтранс РФ принял решение выровнять железнодорожные тарифы в направлении портов и сухопутных погранпереходов. В результате КМРП оказался в крайне невыгодном положении. Тариф за перевозку по территории Литвы стал в два раза меньше, чем за перевозку до Калининграда, хотя расстояние там в два раза больше».

С самой Белорусской калийной компанией RBC daily связаться не удалось. Возможно, в ближайшее время ясность по вопросу перевалки белорусских калийных удобрений через российский анклав все-таки появится. По данным RBC daily, в первой половине февраля делегация КМРП направится с визитом в Минск. Однако, по мнению экспертов, экспортные поставки белорусских удобрений через Калининград могут так и не начаться. «Вопрос о начале этих поставок рассматривается не с экономической, а с политической точки зрения, – сказал RBC daily один из участников рынка. – Белоруссия работает с Клайпедой и Вентспилсом уже долгие годы. Так стоит ли ломать схему, которая давно и успешно работает?».
Источник: РБК

Дискомфортная среда

Главный редактор «Нового Калининграда» Алексей Милованов о том, чего не хватает Калининграду, чтобы стать удобным для жизни городом.