У прибалтийских портов растет грузопоток из России

Калининградский морской торговый порт. Фото flickr.com
Все новости по теме: Соседи

Благосклонная тарифная политика Латвийской и Эстонской железных дорог к российским грузам, а также дискриминационные тарифы Литовской железной дороги в отношении Калининграда приводят к тому, что у эстонских и литовских портов растет грузооборот, а у наших портов на Балтике – падает. Калининград потерял более 60% грузооборота, Петербург – почти 30%. Рига и Таллинн прирастают грузооборотом нефтепродуктов и угля. Такое мнение высказал считает Алексей Безбородов, гендиректор исследовательского агентства InfraNews, передает портал Slon.ru.

«В том, что прибалтийские порты получили дополнительные объемы грузов, виноваты отчасти и наши люди. Угольщикам на северо-западе просто некуда идти, европейские контракты негде реализовывать. Мурманск по углю загружен полностью, Усть-Луга тоже, а третья очередь терминала в Усть-Луге до сих пор не запущена. А в деле расширения мощностей Мурманска еще «конь не валялся». Та же самая история по нефтепродуктам. Нужно срочно вводить новые мощности по углю, нефтепродуктам, и думать насчет тарифной политики по Калининграду», таково мнение эксперта.

Однако, Алексей Кузнецов, начальник отдела внешнеторговых и транзитных перевозок департамента управления перевозками РЖД считает, что оттока грузов из российских портов нет: «Я бы не связывал положение портов прибалтийских республик и наших портов на Балтике с железнодорожными тарифами. И я не сказал бы, что прибалтийские порты отобрали какие-то наши потоки. У них есть прирост по углю и нефтепродуктам. Но и в Петербурге есть этот прирост. При этом в Петербурге было большое падение перевозок черных металлов от «Северстали» и минеральных удобрений с Урала – от «Уралкалия» и «Сильвинита». Удобрения в целом по всем российским портам отгружаются на уровне 70% от 2008 года. То есть это все рыночные процессы: удобрения просто не везут в Петербург, черные металлы тоже, но ведь они и в Эстонию не уехали. А с Калининградом – да, есть проблема, связанная с тарифами. Белорусы и литовцы задрали тарифы. Но у нас было несколько встреч, и приняты решения об установлении скидок на некоторые номенклатуры грузов, идущих в направлении Калининграда».

Как отмечают в администрации Калининградского морского порта, за 5 месяцев текущего года общий грузооборот упал примерно на треть. «В данный момент, ситуация выравнивается, в основном за счет наливных грузов, составляющих половину всего грузооборота. Значительно упала перевалка контейнерных грузов- до 70%», сообщили корреспонденту «Калининград.Ru» в отделе внешних связей администрации порта. Напомним, в первом квартале текущего года значительные проблемы испытывали стивидворные компании. Так, в марте этого года «Морской торговый порт» заявлял о предполагаемой остановке деятельности, в связи с отсутствием заявок на март и апрель. Общая доля этой компании в грузообороте порта составляет около 20%.

Калининградские эксперты считают: «Проблемы Калининградского порта значительно зависят от тарифной политики соседних государств. Течении полугода область находилась в кольце задранных тарифов на транзит со стороны Белоруссии и Литвы. Проблему удалось устранить, государства –соседи пошли на тарифные уступки, однако клиенты уже ушли. Слишком инертными оказались власти».

Комментарии к новости

Государство спонтанных покупок

Заместитель главного редактора «Нового Калининграда» Вадим Хлебников о том, почему нельзя обсуждать наследие ЧМ без Дома Советов.