Индийские фрегаты ушли в Калининград

Вчера директор Федеральной службы по военно-техническому сотрудничеству (ФС ВТС) Михаил Дмитриев официально объявил, что строить фрегаты для ВМС Индии будет калининградский завод "Янтарь". По данным Ъ, контракт ориентировочной стоимостью $1,5-1,6 млрд планируется подписать в марте. Напомним, что ранее на него рассчитывала петербургская Северная верфь. С подробностями -- АЛЕКСАНДРА ГРИЦКОВА.

"Решение было принято в пользу 'Янтаря' исходя из экономических факторов и внутриполитической обстановки в России", -- заявил Михаил Дмитриев. Источник в ФС ВТС уточнил Ъ, что право ФС ВТС назначать исполнителей экспортных контрактов предусмотрено указом президента РФ "Вопросы военно-технического сотрудничества РФ с иностранными государствами" от 10 сентября 2005 года. По данным Ъ, протокол совещания межведомственной рабочей группы ФС ВТС был подписан еще 21 декабря: за Северную верфь проголосовал только заместитель руководителя Федерального агентства по промышленности Андрей Дутов, представители же ФС ВТС, "Рособоронэкспорта", "Рособоронзаказа", Минобороны и Минэкономразвития поддержали "Янтарь".
Ъ 51% акций ОАО "Прибалтийский судостроительный завод 'Янтарь'" принадлежит государству, 32% -- компаниям, аффилированным с Межрегиональным инвестиционным банком, 17% -- менеджменту и сотрудникам предприятия. Выручка "Янтаря" составила в 2004 году 35,18 млн рублей, за первые три квартала 2005 года -- 89,7 млн рублей. 72,19% акций ОАО "Северная верфь" принадлежит Межпромбанку. В 2004 году выручка предприятия составила 547,71 млн рублей, за первые три квартала 2005 года -- 164,7 млн рублей.
В рамках гособоронзаказа для ВМФ РФ завод "Янтарь" сейчас строит большой противолодочный корабль "Ярослав Мудрый", большой десантный корабль "Иван Грен", учебное судно "Бородино", а также патрульный катер типа "Спрут" для ФСБ РФ. Госфинансирование этих кораблей практически не ведется. Кроме того, предприятие строит контейнеровоз для голландского заказчика, а по заказу швейцарского заказчика -- балкер дедвейтом 12,5 тыс. тонн (готовится контракт еще на четыре таких же судна). На Северной верфи в строительстве находится второй эсминец проекта 956ЭМ для ВМС Китая (цена двух эсминцев $1,4 млрд). По гособоронзаказу предприятие строит для ВМФ РФ три корвета, корабль связи (реально финансируется только один корвет), а также фрегат, который был заложен в начале февраля.
На церемонии закладки фрегата генеральный директор Северной верфи Александр Бузаков заявил, что 17 августа 2005 года завод получил извещение от Федерального агентства по промышленности (Роспром), назначавшее Северную верфь головным исполнителем индийского заказа. Напомним, что три новых фрегата проекта 1135.6 в модернизированном варианте (в частности, на них предполагалось установить сверхзвуковые противокорабельные крылатые ракеты PJ-10, производимые российско-индийским СП BrahMos) должны вступить в строй в 2010-2011 годах. Стоимость российско-индийского контракта составит $1,5-1,6 млрд. Делегация "Рособоронэкспорта", которая вела переговоры по контракту, вернулась из Дели 7 февраля, после чего федеральные власти и заявили о том, что исполнителем заказа будет "Янтарь". "Спецификация кораблей согласована, остался ряд технических вопросов, в том числе по обслуживанию и поставке запчастей. Цена окончательно не утверждена. Ориентировочно через полторы-две недели 'Рособоронэкспорт' предложит проект контракта индийской стороне, в марте он может быть подписан", -- рассказал Ъ источник, знакомый с ходом переговоров. Глава Роспрома Борис Алешин вчера отказался от комментариев. Ъ будет следить за развитием событий.
Источник: Коммерсантъ в Санкт-Петербурге

Дискомфортная среда

Главный редактор «Нового Калининграда» Алексей Милованов о том, чего не хватает Калининграду, чтобы стать удобным для жизни городом.