Калининград боится кризиса - Из-за отмены льготы по уплате НДС

Правительство рискует создать экономический кризис в Калининградской области: чиновники провели через Думу поправку, которая обязывает калининградцев платить НДС за импортные товары. Калининградские власти опасаются повторения кризиса трехлетней давности — тогда предприятия и транспортные узлы области стояли почти месяц из-за попытки обложить этим налогом товары, ввозимые в Россию.

Правительственный законопроект, который заменяет социальные льготы денежными компенсациями и отменяет часть нефинансируемых мандатов на общую сумму около 1,8 трлн руб., Госдума одобрила в первом чтении 2 июля. Этот законопроект вносит поправки в более чем 200 федеральных законов, включая закон “Об особой экономической зоне в Калининградской области”: участники особой экономической зоны лишаются льготы по уплате налога на добавленную стоимость. Сейчас при импорте товаров участники Калининградской ОЭЗ не платят таможенную пошлину и импортный НДС (18%). Но с 1 января 2005 г. законодатели оставили только льготу по пошлинам.

“Отмена льготы по НДС будет для области катастрофой, — уверен сенатор от Калининграда Николай Тулаев. — Подавляющая часть нашей продукции производится из импортных комплектующих или сырья. Товары повседневного спроса, продукты питания тоже в основном импортные”. Чиновник областной администрации подтвердил, что самый крупный бизнес в области базируется либо на сборке продукции из льготно ввезенных деталей, либо на переработке импортных полуфабрикатов. “Автотор” и “Асмап” собирают автомобили, “Телебалт” — телевизоры и холодильники, холодильное оборудование производит компания “Снайге”, на импорте работают все мебельные предприятия, компании по производству окон и дверей, крупнейшие консервные предприятия перерабатывают ввезенные полуфабрикаты“, — рассказывает чиновник. “По нашим расчетам, отмена льготы по НДС приведет к росту цен на все товары в среднем на 10-15%, — констатирует Тулаев. — На фоне сложностей с транзитом это навсегда лишит конкурентоспособности нашу продукцию”. “Чтобы работать с минимальной рентабельностью, нам придется повысить цены на 10%”, — прогнозирует Дмитрий Сивков, гендиректор компании “Балтмоторс Групп”, собирающей мотороллеры из китайских комплектующих.

Тем не менее эта поправка не была технической ошибкой, утверждает чиновник Минфина. “Цель законопроекта — максимальное сокращение льгот. А на калининградских льготах бюджет ежегодно теряет до 8 млрд руб.”, — пояснил он. Но с этой логикой не согласен Сергей Приходько, исполнительный директор Института экономики переходного периода, участник рабочей группы по подготовке нового закона о калининградской ОЭЗ. “Продавая продукцию в Россию, калининградцы в итоге все равно платят НДС, хотя и с отсрочкой, — говорит он. — Поскольку импортные материалы и компоненты, ввозимые в область, освобождены от уплаты НДС, то компании при продаже продукции не могут вычесть из "исходящего" НДС "входящий", т. е. платят налог с полной стоимости товара”. Фактически льготой для производителей является отсрочка по уплате НДС на время от получения комплектующих до момента продажи, говорит Сивков, но и она очень важна.

Калининградские предприниматели отказываются верить, что льготы по НДС не будет. “Я не хочу даже говорить об этом”, — заявил “Ведомостям” гендиректор завода “Автотор” Валерий Горбунов. “Губернатор Владимир Егоров пообещал бизнесу, что костьми ляжет, но не допустит принятия этой поправки”, — объясняет чиновник обладминистрации. “Мы не хотим повторения ситуации января 2001 г., когда из-за попытки ввести НДС на калининградские товары, ввозимые в Россию, предприятия области стояли целый месяц. Тогда встали порты, железнодорожные узлы, товары не растамаживались, областной бюджет недополучил миллиарды рублей. Егорову пришлось ехать в Кремль, чтобы поправить Налоговый кодекс”, — вспоминает чиновник.

На этот раз вопрос может решиться проще. Сенатор Тулаев рассказал, что уже подготовил ко второму чтению законопроекта поправку, которая возвращает льготу калининградцам. По его словам, его поправку готова поддержать замминистра финансов Татьяна Голикова. Связаться с ней “Ведомостям” вчера не удалось.
Источник: Ведомости

Дискомфортная среда

Главный редактор «Нового Калининграда» Алексей Милованов о том, чего не хватает Калининграду, чтобы стать удобным для жизни городом.