Неадекватный подход администрации Калининградской области к налоговой политике наносит ущерб и бизнесу, и бюджету

Налоговые доходы Калининградской области в текущем году явно не соответствуют динамике развития экономики региона. Промышленное производство растет весьма уверенно: 9,2% за первый квартал и 17,7% - по итогам пяти месяцев текущего года. В то же время налоговые поступления в областной бюджет в первом квартале были на 5,3% ниже запланированных и достигли плановых показателей лишь к июню. Причем большая часть налоговых сборов сократилась очень значительно (а в ряде случаев и продолжает сокращаться). Картина выглядит терпимой лишь благодаря неожиданному росту поступлений от налога на имущество (на 66% в первом квартале и почти на 100% за пять месяцев).
Чтобы окончательно не провалить план, налоговой службе пришлось перейти в широкомасштабное "проверочное" наступление на бизнес. Очевидно, что долго работать в авральном режиме фискальные органы не смогут, а значит, вскоре все вернется на круги своя. Причина недобора налогов - неадекватный подход областной власти к бюджетному процессу (в последние годы этот подход уже стал традицией).
По течению
Хуже всего, по-видимому, справляются власти со сбором налогов с малого бизнеса. Поступления по налогу на вмененный доход в 2003 году оказались почти в три раза ниже запланированных. Предприниматели научились обходить его весьма нехитрым способом - просто подавая "нулевые" декларации о доходах (по закону, если "вмененщик" в отчетный период не занимался своей деятельностью, то он ставит прочерки во всей декларации и налог не платит). Проверить, развивалась ли на самом деле коммерческая активность, можно, лишь приехав на "место осуществления деятельности". Но налоговые органы Калининградской области в порядке эксперимента перешли на так называемую "функциональную" систему работы, когда контроль с их стороны минимизирован: предполагается высокое доверие к предпринимателям. К тому же в течение всего прошлого года многие инспекции МНС были заняты реорганизацией и переездами и потому к обилию "нулевых" деклараций относились спокойно.

В этих условиях "вмененку" было бы разумнее вообще отменить. Тогда предпринимателям пришлось бы выбирать между общей системой налогообложения и упрощенной. В обоих случаях проконтролировать бизнесменов нетрудно (например, для отчета по "упрощенке" необходимо предъявить как минимум книгу доходов и расходов, по которой можно выявить доход и определить сумму налога), так как им придется платить в бюджет некую долю кассовой выручки.
Администрация области предлагала упразднить "вмененку" на 2004 год, однако эта инициатива, вынесенная на рассмотрение областной Думы, не содержала экономического обоснования и потому была отклонена депутатами. В итоге чиновники применили стандартный советский прием - скорректировали план, понизив прогноз сбора по налогу на 2004 год до реального уровня.
Доигрались
Не меньший конфуз случился и с налогом на игорный бизнес. Причем также в результате неудачного эксперимента - в конце прошлого года власти повысили налоговые ставки до максимально допустимых. Реакция не заставила себя ждать: сбор по налогу за первые пять месяцев текущего года составил всего 30% от запланированного. По итогам первого квартала ситуация выглядела немного оптимистичнее. Во-первых, в январе производилась оплата налога за декабрь прошлого года, когда ставки были еще на приемлемом уровне и предприниматели не использовали схемы ухода от налога. Во-вторых, как сообщил депутат областной Думы Сергей Золотухин, первые месяцы текущего года бизнесмены проявляли законопослушность, пытаясь добиться своего с помощью консультаций и встреч с чиновниками. Однако переговоры к позитивному результату не привели, и предприниматели начали искать законные лазейки.
В частности, четыре налогоплательщика, владеющие в общей сложности 20% игровых автоматов в Калининградской области, зарегистрировали свой бизнес в городке Иваново, где налоговые ставки минимальны. Но самым эффективным стал известный метод периодических снятий-постановок на учет игровых аппаратов (согласно НК, если налогоплательщик ставит на учет игорное заведение после 15-го числа отчетного месяца, то все игровые автоматы или столы в этом заведении в текущем месяце подлежат обложению по половинной ставке; аналогично и со снятием с учета).
Один бизнесмен прибег и вовсе к экзотическому способу сокращения налогового бремени - добился через суд признания неправомерности взимания налога, поскольку калининградским областным законом установлены ставки, тогда как положения о самом налоге нет.
Впрочем, в скором времени первые две лазейки закроются: закон, содержащий соответствующие поправки к НК, Госдума приняла уже в третьем чтении. Калининградский игорный бизнес останется с максимальными по России налоговыми ставками и обязанностью регистрироваться по месту осуществления деятельности. Будет ли это способствовать радикальному увеличению налогового сбора в казну анклава? Сомнительно: бизнес обязательно найдет иные схемы оптимизации. В крайнем случае физически переместится в другие регионы РФ. К тому же закон пока не подписан, и можно с уверенностью сказать, что по крайней мере в первом полугодии в анклаве будет недобор по налогу на игорный бизнес.
Эффект зоны
Хронически не оправдываются прогнозы областной администрации и относительно поступлений по налогу на прибыль. В 2003 году сбор по нему остался на уровне 2002-го, что, с учетом инфляции, означает снижение на 13%. В доходной части бюджета-2004 предусмотрено увеличение сбора на 20%. В этом случае, как и по другим налогам, расчетная цифра осталась только на бумаге, а реальность подчинилась установившемуся тренду: плановые назначения первого квартала выполнены на 84,4%.
Отсутствие роста сбора по налогу на прибыль тем более удивительно, что экономика области демонстрирует рост. Причина кроется в специфике особой экономической зоны, действующей в анклаве. Здесь созданы условия, когда под производство маскируется импорт товаров на основную территорию РФ с незначительной переработкой в ОЭЗ. Этот товаропоток составляет более половины калининградского ВРП. Добавленная стоимость, производимая в таком режиме, крайне мала. Как следствие низка и рентабельность. К тому же калининградские производственные компании преуспевают в деле оптимизации налогов: дробятся на малые предприятия, чтобы уйти от уплаты НДС и получить возможность работать по упрощенной схеме налогообложения. Более крупные фирмы "лишнюю" прибыль элементарно прячут в издержки, повышая стоимость ввозимых комплектующих путем переоформления их поставок через офшорную фирму (при этом на ее счетах оседает не облагаемая налогами "дельта").
Зарплата не легализовалась
По-простому Исполнительная власть идет на отчаянные меры, чтобы увеличить доходную часть бюджета. Одной из таких мер стала широко разрекламированная кампания по выводу из тени зарплат работников предприятий. С этой целью под новый 2004 год власти инициировали подписание трехстороннего соглашения между СПП, профсоюзами и администрацией области, касающегося повышения минимальной оплаты труда, иными словами - увеличения "белой" части зарплат до 1200-1300 рублей.
Как мы и прогнозировали (см. "Эксперт С-З" №4 от 2-8 февраля 2004 года), эта мера не принесла желаемого результата. Согласно официальной статистике, темпы роста средней зарплаты и, соответственно, подоходного налога по области за пять месяцев 2004 года не превысили показателей прошлого года. По данным управления ИМНС по Калининградской области, указанное соглашение всего на 1% повлияло на увеличение сбора по налогу на доходы физлиц. Соглашение не имеет статуса закона, и стороны вольны реагировать на него так, как считают нужным. Однако исполнительный директор калининградского СПП Людмила Фомичева сообщила, что предприятия - члены СПП вышеназванное соглашение неукоснительно соблюдают. Отсюда выводы: либо солидные фирмы и без того держали "белую" часть зарплаты на достаточно высоком уровне, либо в общем объеме поступлений подоходного налога они занимают незначительное место (в Калининградской области относительно высока доля малого бизнеса).
По-простому
Главной причиной неудач в борьбе со злостными неплательщиками представляется примитивное отношение власти к налогам - исключительно как к средству сиюминутного наполнения казны, при этом регулирующая их функция напрочь игнорируется. Ярким примером такого рода является ситуация с областным законом "О государственной поддержке организаций, осуществляющих инвестиции в форме капитальных вложений...", согласно которому инвесторам полагались налоговые льготы в части, поступающей в областной бюджет. Желая пополнить казну, власть приостановила действие этого закона. По мнению многих предпринимателей, это серьезно ухудшило инвестиционный климат в регионе, а значит, дальнейшее расширение анклавной базы налогообложения начинает выглядеть сомнительным.
Не входит в число достоинств областной власти и управление издержками: бюджетный дефицит 2004 года побудил администрацию не оптимизировать расходы, а манипулировать доходами. Между прочим, Калининградская область вошла в тройку российских регионов с наиболее высоким уровнем оплаты труда чиновников областной администрации, что вызвало интерес со стороны Генпрокуратуры. Так что в данной ситуации налицо полное отсутствие корреляции между уровнем оплаты труда чиновников и его результатами.
Источник: Эксперт Северо-Запад

Дискомфортная среда

Главный редактор «Нового Калининграда» Алексей Милованов о том, чего не хватает Калининграду, чтобы стать удобным для жизни городом.