Мясной кризис в разгаре

На прошедшей неделе кризис в мясоперерабатывающей отрасли региона обострился. Работники дважды пикетировали областные органы власти, а руководители предприятий обратились к премьер-министру России с просьбой смягчить распоряжения правительства, запрещающие вывоз фарша из Калининградской области в другие российские регионы.


Проблемы у калининградских мясопереработчиков начались сразу после новогодних каникул. Производители фарша были вынуждены остановить производство из-за невозможности реализовать продукт. Причиной стало действующее с 1 января постановление правительства, регламентирующее новые правила игры в мясоперерабатывающей отрасли. Постановление запрещает льготный ввоз мясопродуктов, масла, яиц, овощей, сыров, мучных изделий, алкогольной и табачной продукции, поставки «недостаточно переработанного» мяса птицы из Калининградской области на остальную часть России без уплаты таможенных пошлин. Недостаточной переработкой в правительстве России посчитали «простое смешивание мяса, механическую его обвалку, соление путем шприцевания, обработку специями». Большинство калининградских предприятий работают на импортном сырье, значительная их часть занимается той самой «переработкой», которая не может попасть в категорию «достаточной» для вывоза фарша в режиме свободной таможенной зоны, а соответственно, не освобождается от уплаты пошлин при транспортировке в Россию.

Однако проблемы появились не только у переработчиков мяса. В конце января в Калининграде состоялось собрание автоперевозчиков и мясопереработчиков. Говорили о распоряжениях премьера Михаила Фрадкова №№ 2360 и 2361. Сейчас больше сотни транспортных предприятий, которые перевозили замороженные продукты из Европы, встали на прикол. А бизнесу автоперевозчиков, похоже, приходит конец: ввезти в область товары, согласно Фрадкову, можно по-прежнему без пошлин, а вот вывезти – только заплатив за российскую растаможку. Пока же холодильные рефрижераторы у всех автоперевозчиков растаможены не на Россию, как того требует новый закон об ОЭЗ и распоряжения Фрадкова, а на Калининградскую область. Теперь владельцам предприятий-перевозчиков, если они хотят работать дальше, необходимо растаможить свои машины на Россию, доплатив от 5 до 10 тысяч долларов за каждую. Для владельцев автопредприятия это нереально: изъять из оборота сразу несколько десятков тысяч долларов означает поставить крест на бизнесе. Правила игры, которые подготовила региональная власть в новом законе об ОЭЗ, рассчитаны на крупный по калининградским меркам бизнес. По мелкому же и среднему предпринимательству постановление наносит ощутимый удар.

В начале февраля губернатор Георгий Боос встретился с членами Ассоциации мясоперерабатывающих предприятий Калининградской области. Он отметил, что при возросшем в 5 раз объеме выпускаемой продукции поступление налогов увеличилось лишь в 1,5 раза. Губернатор пообещал поддержку со стороны правительства Калининградской области тем предприятиям, которые готовы предложить программы модернизации своего производства от выращивания до глубокой переработки.

Группа руководителей калининградских предприятий, занимающихся переработкой мяса птицы, обратилась к господину Боосу с открытым письмом. В нем заявляется, что глава региона «оперирует искаженными фактами», одобряя решение правительства РФ о запрете беспошлинного ввоза на территорию России фарша, изготовленного в Калининградской области на основе импортного сырья. «Двумя постановлениями целая отрасль переработки, сложившаяся в Калининградской области на основе гарантий действующего законодательства, … прекращает свое существование. Сделано это в преддверии длительных каникул, в режиме внезапности и невозможности защититься», – говорится в письме.

Предприниматели считают, что именно калининградский фарш, производство которого ведется под контролем Роспотребнадзора, «смог вытеснить с российского рынка низкопробный фарш производства США». Авторы письма полагают, что стали мешать на рынке «импортерам американского фарша, которые займут это место, но никаких денег в бюджет не принесут». Чиновники же утверждают, что введение квот – единственный способ защититься от контрафакта. Аналогичное обращение в адрес губернатора Калининградской области подготовлено рядом депутатов Калининградской областной думы. За 9 месяцев прошлого года из 500 тысяч тонн фарша, поставленного в Россию, 70 тысяч тонн было изготовлено в Калининграде, всего 4 тысячи – непосредственно на территории России, остальное же составил импорт.

Министр сельского хозяйства областного правительства Андрей Романов сообщил, что в Москве губернатору удалось смягчить распоряжение по мясным квотам, подписанное Михаилом Фрадковым. Запрет на льготную «растаможку» импортного мяса в область будет снят. Письменного подтверждения устных договоренностей Георгия Бооса с премьер-министром России пока нет. Глава областного минсельхоза уверен, что правительственная политика в отношении эксклава будет скорректирована. В Калининграде ждут нового распоряжения из Москвы. Ввоз мяса птицы снова должен стать льготным, более того, даже без квот. Мясопереработчики сначала обрадовались, но потом опять вздохнули. Теперь, чтобы превратить сырье в калининградский продукт, мало привести его в товарный вид – придется вылепить из фарша сосиску или колбасу. А это значит поставить новую линию минимум за 500 тысяч долларов и к 1 сентября принести в правительство проекты новых цехов.

Работники мясоперерабатывающей отрасли уже начали выходить на улицы: 16 февраля более 100 человек провели акцию протеста у стен регионального парламента, а 17-го мясопереработчики пикетировали здание администрации губернатора Георгия Бооса. Люди обеспокоены тем, что теряют работу и остаются без средств к существованию. Митингующие считают, что теперь, «благодаря закулисным действиям отдельных чиновников», завоеванный калининградскими предприятиями рынок вновь отдается на откуп западным производителям и экспортерам куриного фарша. Калининградский фарш вывозится в «большую» Россию. Теперь осталось только дождаться, когда правительство России официально смягчит требования к этой продукции – только такое решение сможет устранить кризис в отрасли. Если этого не произойдет, люди могут остаться без работы, а страна – без дешевого и качественного фарша.

Источник: Западная Россия

Дискомфортная среда

Главный редактор «Нового Калининграда» Алексей Милованов о том, чего не хватает Калининграду, чтобы стать удобным для жизни городом.