Монополия по-флотски

Развитию военно-технического сотрудничества с Индией мешает конфликт «Концерна средне- и малотоннажного кораблестроения» и «Cеверной верфи», которые не могут поделить индийский контракт на $1,5 млрд. Интриги промышленников ставят под сомнение репутацию России как военного экспортера.

За перспективный индийский контракт на строительство трех фрегатов, который оценивается в $1,5 млрд, борются завод «Янтарь», входящий в структуру «Концерна средне- и малотоннажного кораблестроения» (КСМК), и «Cеверная верфь», крупный пакет акций которой принадлежит Международному промышленному банку. В конкурентной борьбе решается не только судьба индийского контракта, но, возможно, и будущее отрасли.

В июле 2005 года заказ индийских ВМС Роспром разместил на «Северной верфи». Но затем Федеральная служба по военно-техническому сотрудничеству объявила, что головным предприятием по выполнению контракта индийской армии будет калининградский завод «Янтарь».

Неопределенность с реализацией крупного заказа вынудила министра обороны Сергея Иванова создать рабочую группу для оценки возможностей обоих заводов.

На выходных группа работала в Калининграде. По словам представителей КСМК, чиновники не ознакомили их с результатами работы. Но в Межпромбанке отмечают, что ранее «все заключения выносились в пользу «Северной верфи».
Чтобы повысить эффективность работы отрасли, в том числе с экспортными заказами, Роспром предлагает объединить четыре конструкторских бюро, работающие в области военного судостроения. В КСМК утверждают, что Межпромбанк, деятельность которого, по неофициальной информации, контролирует известный предприниматель Сергей Пугачев, проталкивает эту идею в профильных ведомствах, чтобы монополизировать оборонное судостроение России, и объединенное КБ будет работать на «Северную верфь».

Представители входящего в Роспром Управления судостроительной промышленности отказались прокомментировать ситуацию.

Как сообщил господин Хейфиц, КСМК рассматривает возможность объединения одного из российских конструкторских бюро с западной организацией аналогичной специализации. КСМК тесно сотрудничает с бюро «ЦМКБ Алмаз» и ЗАО «ЦНИИМФ». Как стало известно «Газете.Ru», представители концерна прорабатывают возможность объединения российского бюро с европейским партнером.
По словам главы КСМК, конструкторские бюро следует «привязать к отдельным концернам» в соответствии со специализацией кораблестроения и «региональной спецификой» заводов.

Проект консолидации судостроительных активов России разрабатывается в Минпромэнерго. Программа предполагает объединение нескольких верфей и конструкторских бюро. Независимые эксперты неоднозначно оценивают намерение чиновников.

«Каким-то образом предприятия нужно объединять. Промышленность не может существовать в виде тысячи осколков», – считает директор Центра анализа стратегий и технологий Руслан Пухов.
«Сомневаюсь, что консолидация – это правильно, – спорит директор Института политического и военного анализа Александр Храмчихин. – Это уничтожение конкуренции. В других оборонных отраслях происходит то же самое, в частности в ПВО. Но конкуренция была даже в СССР».

В КСМК утверждают, что вариант консолидации, предложенный владельцами «Северной верфи», экономически нецелесообразен. По словам Михаила Хейфица, концентрация военного кораблестроения на нескольких предприятиях позволит монополисту диктовать условия государству. «Процессы в отрасли говорят о том, что мы оказываемся на задворках мирового судостроения», – заметил глава КСМК.

Между тем «Концерн средне- и малотоннажного кораблестроения», в свою очередь, предлагает создать на основе предприятия судостроительный холдинг, 51% акций которого будет принадлежать государству. «Но в Роспроме тормозят эту инициативу», – напоминает господин Хейфиц.

В Межпромбанке считают претензии руководства КСМК необоснованными. По словам представителя банка, «Cеверная верфь» не претендует на монополизацию военного судостроения. «В России должны быть заводы, расположенные вблизи всех морей. Кроме, может быть, Черного», – отметил источник в Межпромбанке.

Заместитель председателя совета директоров Межпромбанка Владимир Желонкин пояснил «Газете.Ru», что «инициатива по объединению КБ изначально исходит от государства». «Но наша позиция заключается в том, что государству в судостроительной отрасли следует проводить ту же политику, какую оно пытается проводить в машиностроении», – заявил Владимир Желонкин.

К тому же, по словам господина Желонкина, КСМК нельзя считать конкурентом «Cеверной верфи» и «Балтийского завода». «Завод «Янтарь» – это ремонтный завод», – отмечает топ-менеджер Межпромбанка.
«Они действительно не конкуренты, – согласен Александр Храмчихин. – Видимо, КСМК в сложившейся ситуации просто противостоит поглощению со стороны более сильной структуры».
Источник: Газета.Ru

Дискомфортная среда

Главный редактор «Нового Калининграда» Алексей Милованов о том, чего не хватает Калининграду, чтобы стать удобным для жизни городом.