Бесплатный терминал бывает только в Вентспилсе

Все новости по теме: Калининградский транзит
В свое время Вентспилс не отдал в собственность россиян нефтяную трубу, после чего она пересохла. Сейчас здесь стараются не повторять ошибок прошлого и предлагают белорусам портовый терминал. Бесплатно! Правительство Беларуси внимательно изучает предложение и в течение месяца обещает официальный ответ. Об этом в конце прошлой недели сообщил замминистра иностранных дел Беларуси Александр Михневич в ходе своего двухдневного визита в Латвию. Он, кстати, заранее назвал этот бизнес-проект "очень интересным".

Морское окно в Европу

Суть проекта, который латвийская транзитная компания LSF-Holding передала белорусской стороне на рассмотрение еще летом 2005 года, - бесплатно предоставить Беларуськалию в собственность мощности по перегрузке минеральных удобрений в Вентспилсском порту. Контрольный пакет акций в совместном предприятии, как намечается, будет принадлежать белорусам. За это от Беларуськалия требуются гарантированные поставки калийных солей через Вентспилс, а не, например, через Клайпеду или Калининград.

Председатель правления LSF-Holding Эдгар Янсонс рассказал Телеграфу, что сейчас за белорусские грузы между портами Прибалтики идет ожесточенная борьба. Многие используют в ней и политические козыри. Недавно Телеграф писал о том, что договоренность о переориентации белорусских удобрений в Калининградский порт за счет Вентспилса имеется на самом высоком уровне - между президентами России и Белоруссии.

Любопытно, что Калининград предлагал часть грузов, забираемых у Вентспилса, отдать Клайпеде, чтобы таким образом поспособствовать снижению литовских тарифов на белорусские грузы, идущие в направлении российского анклава. Такой транзитный симбиоз действительно может сработать, поскольку Литва уже давно пытается перехватить часть калийных удобрений, следующих через Вентспилс (примерно 50% всего экспорта белорусской компании, в то время как через Клайпеду - всего 15%).
Только без шантажа!

Янсонс надеется, что белорусов больше убедят экономические аргументы, которые предлагает Вентспилс. Тем более что они собираются позиционировать свою страну как морскую державу, не имея выхода к морю. По его словам, о конкретных цифрах увеличения грузооборота пока говорить преждевременно. Сейчас идут переговоры, в Вентспилс приезжают специалисты из соседней страны. Речь идет как о передаче имеющихся мощностей по перевалке, так и о возможном строительстве новых, в частности складов.

Белорусская сторона еще более осторожна в прогнозах. Но, как отметил Михневич на встрече с представителем LSF-Holding, Беларусь пока не готова "так сильно наращивать поставки этого транзитного груза, как предполагается в проекте". Как заявили представители латвийских портов, они готовы говорить об особых для Беларуси тарифах, но хотят при этом быть уверенными, что объем белорусских грузов, идущих на экспорт через латвийские причалы, будет нарастать. "Мы готовы это сделать", - заявил, в свою очередь, Михневич, особо отметив, что тут важно избежать упреков Латвии за возможную перевалку грузов через порты других стран. "Яйца в одну корзину не кладут, - сказал дипломат. - Нужны политические гарантии, что никаких ЧП или чьего-либо шантажа не возникнет".

Выразив удовлетворение состоянием экономических связей обеих стран, торговый оборот между которыми достиг полумиллиарда долларов, замглавы внешнеполитического ведомства сказал, что "идет прагматичное, нормальное сотрудничество, тут я не вижу серьезных препятствий". По его словам, осталось "подправить политическую крышу", ведь "попытки ЕС ограничить контакты страны в центре Европы ни к чему авторов этой идеи не привели".
Источник: Информационный портал Даугавпилса

Дискомфортная среда

Главный редактор «Нового Калининграда» Алексей Милованов о том, чего не хватает Калининграду, чтобы стать удобным для жизни городом.