Перетягивание индийского контракта

Скандал с судостроительным заводом 'Янтарь', о котором 'Политком.Ру' уже писал, получил неожиданное продолжение. Министр обороны Сергей Иванов выступил с предложением создать рабочую группу, которая должна оценить возможности выполнения крупного экспортного заказа на заводе 'Янтарь'. Напомним, что предприятие, на котором уже несколько лет действует процедура внешнего управления, а основной акционер – государство, было отстранено частными структурами от управления заводом (его представители не прошли в совет директоров) и… неожиданно оказалось в числе главных претендентов на исполнение контракта на строительство трех фрегатов для ВМС Индии стоимостью 1,5 млрд. долларов.

Рабочая группа, которую распорядился создать министр, в свое время уже созывалась. Сразу после того как оборонщики впервые заговорили о возможности нового контакта с Индией (в 2003-2004 гг. три фрегата для этой страны построил 'Балтийский Завод'), Рособоронэкспорт обратился в Роспром с просьбой определить судостроительное предприятие для выполнения контракта. «Балтийский Завод» к тому времени практически объединился с другим крупным судостроительным предприятием Санкт-Петербурга - 'Северной Верфью', поэтому шансы тандема выглядели чуть ли не как 100-процентные. Что и подтвердил вывод экспертов: связка 'Северная Верфь' - 'Балтийский Завод' занимает лидирующие позиции в военном кораблестроении России.

Однако второй участник конкурса, судостроительный завод 'Янтарь' (Калининград), которого изначально всерьез никто не рассматривал, нашел мощного покровителя в лице Федеральной службы по военно-техническому сотрудничеству (ФСВТС). Спустя полгода она своим решением неожиданно и дезавуировала выводы рабочей группы, и отдала контракт калининградцам, чем сильно озадачила судостроительную общественность. 'Если бы индийцы знали, что основным критерием выбора исполнителя их заказа является лоббистский вес собственника предприятия, они бы заказали корабли в другом месте, - сказал на условиях анонимности представитель одного из крупных конструкторских бюро. - В том состоянии, в котором 'Янтарь' находится сегодня, он технически не может справиться с подобным заказом'.

Впрочем, лоббистские усилия сослужили 'Янтарю' плохую службу. В середине февраля 2006 г. на возню вокруг контракта обратил внимание министр обороны Сергей Иванов, взяв ситуацию под личный контроль, а еще через неделю он вынес вопрос о недопустимом положении предприятий военно-промышленного комплекса на заседание правительства. 'Процесс банкротства предприятий и организаций, исполняющих государственный оборонный заказ, приобретает массовый и не всегда управляемый со стороны государства характер, - сказал Иванов на заседании комиссии правительства по военно-промышленным вопросам. - Использование банкротства в интересах недобросовестных кредиторов приводит к утрате контроля над стратегически важными отраслями, снижению мобилизационного потенциала экономики, ослаблению контроля за сохранностью сведений, составляющих государственную и коммерческую тайны'.

Эксперты полагают, что эту темы вице-премьер поднял не случайно, она была 'навеяна' изучением ситуации вокруг 'Янтаря'. Дело в том, что в середине 90-х 'Янтарь' для поддержания производства взял крупный кредит в банке и, как тогда часто происходило, деньги 'ушли налево', или были использованы 'нецелевым образом'. Это, кстати, признает нынешнее руководство завода. В результате работа на 'Янтаре' практически остановилась, предприятие оказалось на грани банкротства. В 2004 году долг завода у Внешторгбанка выкупил Межрегиональный инвестиционный банк (близкий к 'Концерну средне- и малотоннажного кораблестроения', в который входит 'Янтарь'). Одним из условий передачи долга из рук государства частной структуре являлся 5-летний мораторий на его востребование. Данный пункт должен был содержаться в мировом соглашении, которое банк обязался заключить с заводом. Однако прошло два года, а этот документ так и не подписан, что дает кредитору право в любой момент начать на 'Янтаре' процедуру банкротства.

Между тем сегодня в Калининграде в рамках гособоронзаказа строятся, а точнее заложены, сразу несколько кораблей для ВМФ РФ, в том числе большой десантный корабль 'Иван Грен'. Возникает разумный вопрос: зачем государству финансировать строительство на 'Янтаре' военных кораблей, когда те могут быть конфискованы в счет погашения долга по требованию кредитора.

Чтобы избежать в будущем подобных ситуаций, Сергей Иванов дал министерствам и ведомствам ряд поручений, направленных на предупреждение банкротства оборонных заводов, включающих в себя постоянный мониторинг за их финансовым состоянием, а также уточнение порядка инициализации процедур банкротства. Этот вопрос находится 'в сфере пристального внимания президента и правительства', сказал министр. Хочется верить, что это 'пристальное внимание' поможет 'Янтарю' выйти из глубокого кризиса, а государству взять ситуацию под контроль и восстановить порядок на принадлежащем ему предприятии.
Источник: Политком.Ру

Дискомфортная среда

Главный редактор «Нового Калининграда» Алексей Милованов о том, чего не хватает Калининграду, чтобы стать удобным для жизни городом.