Письмо в редакцию: Системный кризис в янтарной отрасли

Все новости по теме: Янтарь

О том, что происходит в янтарной отрасли, неоднократно говорилось в прессе и на телевидении, обсуждалось на отраслевых совещаниях Янтарного Союза с участием представителей Президента РФ, Губернатора и Правительства Калининградской области, исследовалось Калининградским УФАС (дело № 12) и Арбитражным судом Калининградской области и 13 апелляционным судом Санкт-Петербурга (дело № А – 21- 949/05-С1 и № А -21 – 10 / 05-С1).

В настоящее время указанными судебными инстанциями установлено, что в период внешнего управления ГУП «Калининградский янтарный комбинат» «…субъекты и предприниматели, занимающиеся переработкой янтарного сырья, испытывали трудности в приобретении сырья на комбинате»; «представленные суду документы и показания свидетелей подтверждают факт того, что не все заявки на поставку сырья удовлетворялись в полном объеме»; «…указанные сведения соответствовали действительности…».

На сегодняшний день в янтарной отрасли налицо системный кризис. Более 50% предприятий закрыты, мощности действующих предприятий загружены в пределах 30-50%. Потеряны зарубежные рынки сбыта янтарной продукции. Рост цен на янтарное сырье составил от 57,5% до 759,09% с 2001 по 2005 годы.

За счет НДС местным производителям сырье отпускается на 18% дороже, чем иностранным контрагентам, при этом они получают скидки при покупке сырья на большие суммы, в пределах 20-25% и не платят вывозной пошлины.

Указанные проблемы наблюдаются с августа 2001 года, когда постановлением правительства ФГУП «Калининградский янтарный комбинат» (до этого он подчинялся Минэкономразвития) передан Министерству финансов, в ведении которого находится в настоящее время.

В ноябре 2002 года на комбинате определением арбитражного суда было введено внешнее наблюдение, т.е. за предприятием стала «присматривать» Федеральная служба по финансовому оздоровлению и банкротству (ФСФО). Однако ситуация на комбинате не улучшалась и 17 марта 2003 года вместо внешнего наблюдения было введено внешнее управление, которое осуществлялось под руководством Александра Багрова. ( В настоящее время ФСФО упразднено законом об административной реформе)

В марте 2004 года арбитражный суд Калининградской области ввел в отношении ГУП "Калининградский янтарный комбинат" внешнее управление до 18 марта 2005 года. В сентябре 2004 г. Светлогорской ГНИ, были зарегистрированы два акционерных общества: ОАО "Калининградский янтарный комбинат" и ОАО "Янтарный ювелирпром", что означает признание Советом кредиторов и Арбитражным судом невозможности восстановления платежеспособности и эффективной работы предприятия без его реорганизации, т.е. создания НОВЫХ хозяйствующих субъектов.

Как подтверждается выпиской из ЕГРЮЛ открытое акционерное общество «Калининградский янтарный комбинат» было зарегистрировано 15 сентября 2004 года, т.е. внешний управляющий фактически отказался от дальнейшей разработки месторождения янтаря и передал права на получение лицензии вновь созданному хозяйствующему субъекту – ОАО «Калининградский янтарный комбинат». Не представляется возможным с правовой точки зрения понять, на каком основании были созданы два новых акционерных обществ: ОАО «Калининградский янтарный комбинат» и ОАО «Янтарный ювелирпром» без разрешения учредителя, в данном случае – Минфина РФ, а акции ОАО «Янтарный ювелирпром» выставлены на продажу.

В силу Федерального закона "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях" (3 декабря 2002 года), унитарным предприятиям запрещается создавать дочерние предприятия в качестве юридических лиц». В соответствии с пунктом 3 статьи 37 Федерального закона "О государственных и муниципальных предприятиях" ранее созданные унитарными предприятиями дочерние предприятия подлежат реорганизации в форме присоединения к создавшим их унитарным предприятиям, что создает правовое обеспечение сокращения количества унитарных предприятий в Российской Федерации.

Согласно пункта 3 статьи 37 указанного Закона ранее созданные унитарными предприятиями дочерние предприятия подлежат реорганизации в форме присоединения к создавшим их унитарным предприятиям в течение 6 месяцев со дня вступления в силу Закона, что создает правовое обеспечение сокращения количества унитарных предприятий в Российской Федерации. Невыполнение указанного требования Закона является основанием начала ликвидации дочернего унитарного предприятия в порядке, предусмотренном статьей 61 Гражданского кодекса Российской Федерации.

В Бюджетном послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации указывалось "установить жесткий контроль со стороны государственных органов за использованием таких объектов (государственной недвижимости)". Имеется постановление правительства РФ, обязывающее брать объекты федеральных предприятий на баланс муниципальных властей.

Из бюллетеня Счетной палаты Российской Федерации №5 (77) / 2004 год усматривается, что если опыт использования федерального недвижимого имущества, закрепленного на праве хозяйственного ведения за ФГУП, в г. Санкт-Петербурге (не самый высокий уровень по России) в целях получения неналоговых доходов в виде платежей в федеральный бюджет из прибыли ФГУП, остающейся после уплаты налогов и иных обязательных платежей, распространить на всю Российскую Федерацию, то федеральный бюджет получил бы в 2003 году от ФГУП в виде платежей из прибыли, по экспертной оценке, 7,6 млрд. рублей (КБК 2010831) как плату за использование федерального недвижимого имущества, закрепленного на праве хозяйственного ведения.

Согласно информации переданной корреспондентом ИА REGNUM Губернатор Калининградской области Георгий Боос собирается переместить центр продаж янтаря из Польши и Литвы в Калининград. 24 октября 2005 года он заявил на пресс-конференции, что "Центр продажи янтаря переместился из Калининградской области в Литву и Польшу. При этом 98% мировых запасов янтаря находятся на территории Калининградской области. Меня это не устраивает".

Учитывая данное заявление губернатора Калининградской области представляется, что опыт использования федерального недвижимого имущества, закрепленного на праве хозяйственного ведения за ФГУП, в г. Санкт-Петербурге следует распространить в Калининградской области на ФГУП «Калининградский янтарный комбинат».

Заявление губернатора аналогично обращениям «Янтарного Союза» в различные органы государственной власти. 29 июля 2005 г., связи с системным кризисом отечественной янтарной отрасли, «Янтарный Союз» обратился в Правительство РФ с Заявлением «О необходимости государственного регулирования цен на янтарное сырье на внутреннем рынке страны, установлении предельных нормативов рентабельности для предприятий, добывающих янтарное сырье, мерах законодательного и иного обеспечения».

В приложениях к указанному заявлению детально прописаны необходимые поправки в Федеральное законодательство, имеется проект Указа Президента РФ проект Постановления Правительства РФ, принятие которых выведет из кризиса янтарную отрасль Калининградской области. Согласно электронного письма от 16 августа 2005 года, указанное обращение принято к рассмотрению Правительством РФ за №2005-11382.

По смыслу указанного обращения Правительству РФ предложено сформировать федеральный орган исполнительной власти по регулированию естественных монополий в сфере добычи янтарного сырья, полномочия которого передать Администрации Калининградской области. 9 октября 2005 года, с целью координации работы федеральных и региональных властных структур по введению законодательного регулирования цен на янтарное сырье, общественными организациями «Янтарный Союз» и «Янтарный Альянс», в адрес губернатора Калининградской области направлено соответствующее заявление. Указанным заявлением обращалось внимание губернатора Калининградской области на необходимость создания в Правительстве Калининградской области постоянно действующей структуры по регулированию естественных монополий в сфере добычи янтарного сырья и с этой целью рекомендовано: - поручить правовому управлению Правительства области проверить обоснованность и законность правовой позиции Калининградского УФАС в связи с его отказом издать приказ «О включении ГУП (ОАО) «Калининградский Янтарный комбинат» в Реестр хозяйствующих субъектов, как имеющего на товарном рынке янтарного сырья долю более 35 процентов, признании доминирующим указанного субъекта на рынке товарного сырья». ( Надлежащие ходатайства заявлялись Янтарным Союзом в рамках дела № 12 вх. № 1216/02 от 2 декабря 2004 года и вх. № 1725/02 от 10 августа 2005 года);

- поручить правовому управлению Правительства области проверить соответствие закону правовой позиции Калининградского УФАС в связи с не рассмотрением заявления Янтарного Союза от 8 декабря 2004 года «О создании и развитии параллельной структуры в сфере добычи янтарного сырья и его обращения за счет централизованных инвестиций» (Заявление вносилось Янтарны Союзом в рамках дела № 12 вх. №1277/02 от 8 декабря 2004 года);

- направить заключение правового управления Правительства по указанным вопросам в адрес Янтарного Союза для подготовки искового заявления в отношении Калининградского УФАС в суд и соответствующего заявления в прокуратуру. 16 августа 2005 года заявление Янтарного Союза принято к рассмотрению Правительством Российской Федерации за № 2005-11382 и переадресовано к дальнейшему разрешению Министерству Финансов РФ.

30 ноября 2005 года, во исполнение письма Аппарата Правительства Российской Федерации от 29 августа 2005 г. № П13-20444 и по поручению руководства Минфина России Административный департамент (их исх. № 11-14-04/1106), рассмотрев предложения Калининградской региональной общественной организации Предпринимателей "Янтарный Союз" по вопросу совершенствования законодательства РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ в области добычи и использования янтаря, фактически уклонился от разрешения вышеизложенных вопросов в связи с курсом Российской Федерации на дальнейшую либерализацию рынка янтаря в рамках общего курса открытости экономики и вступления Российской Федерации во Всемирную торговую организацию.

Либерализацию рынка янтарного сырья Минфин РФ полагает целесообразным и предлагает продолжить его обсуждение после внесения изменений в Федеральный закон «Об особой экономической зоне в Калининградской области». 27 декабря 2005 года (исх. № 129) Янтарный Союз направил в адрес Депутата Государственной Думы Никитина Владимира Петровича Заявление «О неотложных мерах по защите отечественных производителей янтарных изделий Калининградской области», в числе которых предложены следующие:

1. Направить в Генеральную Прокуратуру Российской Федерации депутатский запрос «О проверке обоснованности и законности правовой позиции Калининградского УФАС, и УФАС России в связи с отказом издать приказ «О включении ГУП и ОАО « Калининградский Янтарный комбинат» в Реестр хозяйствующих субъектов, как имеющего на товарном рынке янтарного сырья долю более 35 процентов, признании доминирующим указанного субъекта на рынке товарного сырья» .

2. Направить в Генеральную Прокуратуру Российской Федерации депутатский запрос о проверке соответствия закону правовой позиции Калининградского УФАС в связи с нерассмотрением заявления Янтарного Союза от 8 декабря 2004 года «О создании и развитии параллельной структуры в сфере добычи янтарного сырья и его обращения за счет централизованных инвестиций»

3. Внести в Федеральное собрание Российской Федерации проект дополнения в Федеральный Закон от 17 августа 1995 года N 147-ФЗ "О естественных монополиях" - пункт 1 статьи 4 указанного закона дополнить абзацем « Добыча янтарного сырья».

4. Внести в Федеральное собрание Российской Федерации проект дополнения в Федеральный Закон «Об Особой экономической зоне в Калининградской области» от 23 декабря 2005 года в виде норм тарифного и нетарифного регулирования экспорта янтарного сырья за рубеж и отменить действующий порядок таможенного оформления ювелирных изделий из драгоценных металлов и камней, а также их компонентов, при перемещении российскими субъектами ВЭД с территории Калининградской области на территорию России, как противоречащим Конституции РФ.

6 февраля 2006 года «Янтарный Союз» направил Заявление в Счетную Палату РФ «О необходимости закрепления за Правительством Калининградской области федерального недвижимого имущества ФГУП «Калининградский янтарный комбинат» на праве хозяйственного ведения», в котором просил Счетную Палату РФ принять меры к закреплению за Правительством Калининградской области федерального недвижимого имущества ФГУП «Калининградский янтарный комбинат» на праве хозяйственного ведения и огласить на заседании Счетной Палаты РФ настоящее заявление.

14 февраля 2006 года, с участием Губернатора Калининградской области состоялось совместное заседание Правительства Калининградской области и Янтарного Союза, посвященное проблемам янтарной отрасли Калининградской области. Согласно информации сотрудника отдела промышленности Министерства промышленности Калининградской области Баранова Владимира Алексеевича от 20 февраля 2006 года (тел. 599338), Губернатор Калининградской области поручил указанному министерству предоставить документы, касающихся формирования программы развития янтарной отрасли Калининградской области. Срок предоставления указанных документов в проектном варианте - 24 февраля 2006 года, в окончательном варианте- 8 марта 2006 года.

В настоящее время Министерством промышленности Калининградской области исследуется вопросы, связанные с трудностями, которые испытывают субъекты внешнеэкономической деятельности. По пояснению Баранова В.А., чтобы сформулировать задание юридическому управлению Правительства области для разрешения, упрощения или отмены хотя бы некоторых таможенных процедур, необходимо ответить на вопросы представленного опросного листа с приложением первичных бухгалтерских документов, заверенных печатью и подписью, с указанием исходящего номера и даты.

Многие директора Янтарного Союза ошибочно полагают, что программа развития янтарной отрасли Калининградской области - вопрос решенный, и больше ничего делать не надо. На самом деле, все министерство состоит, по сути дела, из одного исполнителя- Баранова В.А., и без помощи в предоставлении запрошенных сведений программа развития янтарной отрасли никогда не будет введена в действие, то есть проблемы, с которыми сталкиваются отечественные производители, разрешены не будут.

В настоящее время общественной организаций «Янтарный Союз», на предприятия, занятые в сфере переработки янтарного сырья и разосланы опросные листы по формированию программы развития янтарной отрасли Калининградской области, отечественным производителям необходимо ответить на следующие вопросы :

1. Наименование предприятия, почтовый адрес, Ф. И. О руководителя, телефон, факс, электронная почта.

2. Количество сырья, необходимое для производственной деятельности каждому участнику янтарной отрасли.

3. Усредненная номенклатура, выпускаемой продукции каждым участником отрасли.

4. Количество работников предприятия или частного предпринимателя.

5. Объем производства или объем товарооборота каждого участника (годовой).

6. Налоги, желательно раздельно по бюджетам, выплачиваемые каждым участником отрасли за год.

7. Основные документы, которые приходится оформлять в своей деятельности каждому участнику отрасли при ведении своей производственно-хозяйственной деятельности. Перечислить, а также указать, как много времени уходит на их оформление и каковы при этом материальные затраты (за год).

8. Предложения по оптимизации условий для участников янтарного уровня, включая какие нормативные акты, законы следует отменить, изменить (предложения по новой редакции) или принять.

9. Удовлетворенность качеством, ценой, количеством сырья, приобретаемого на янтарном комбинате, а также существующим на сегодня порядком покупки сырья.

10. Отношение к организации аукционной схемы продажи янтаря для всех участником янтарного рынка, включая иностранных покупателей.

11. Готовность участвовать (организационно и материально) в создании учебного центра подготовки специалистов по обработке янтаря.

12 - Мировой оборот янтаря (источник информации)

- Мировой оборот изделий из янтаря (источник информации)

- Количество фирм, занимающихся янтарным бизнесом, основные государства.

- Условия ввоза-вывоза в сопредельных государствах - Польше и Литве ( Какие документы оформляются, материалы и временные затраты)

- Условия налогообложения в Польше и Литве

- Количество янтаря, добываемого на Украине, Дальнем Востоке, других государствах мира.

-Какие основные нормативные акты нужно откорректировать или издать?

-(Указать полное название, желаемую редакцию).

Ответы на поставленные вопросы необходимо представить за последние два года (2004 и 2005) раздельно, не позднее 8 марта т. г. в отдел промышленности Министерства промышленности Калининградской области.

Контакты: тел.: 599-338, факс: 599-334, e-mail: Baranov@gov.kaliningrad.ru

Нашли ошибку? Cообщить об ошибке можно, выделив ее и нажав Ctrl+Enter

[x]


Источник: ФОРУМ.мск

Полулегальные методы

Замглавреда «НК» Вадим Хлебников о том, почему власти скрывают от горожан свои планы по застройке.