Китайская угроза - Chery просит льготы, чтобы удешевить собираемые в России автомобили

Китайские автопроизводители намерены завоевывать наш рынок с помощью льгот, предоставляемых российским правительством. Как стало известно “Ведомостям”, новосибирское “Чери Моторс”, приступающее к сборке моделей Chery, направило в Минэкономразвития заявку на работу в режиме промышленной сборки. Это позволит китайцам ввозить детали к своим машинам беспошлинно и удешевит Chery минимум на 15%.
Китайская Cherу Automobile – государственная автомобильная корпорация, основана в 1997 г. Мощности рассчитаны на выпуск 350 000 автомобилей. В прошлом году продала 185 000 машин, из них 18 000 – на экспорт. Это сделало Cherу крупнейшим китайским экспортером автомобилей. “Чери Моторс” (Новосибирск) – СП Cherу и холдинга “Трансервис”, подконтрольного новосибирскому предпринимателю Александру Бойко, – создано в 2005 г. для строительства завода по выпуску автомобилей Cherу в районе наукограда Кольцово. Инвестиции в проект оцениваются в $30 млн.

Одежда и бытовая техника из Китая уже давно и прочно обосновались на прилавках российских магазинов, а в 2005 г. до России добрались автомобили из Поднебесной. Great Wall в прошлом году продала в России около 8000 машин, Chery — около 500, и обе компании уже объявили о планах открыть в России сборочные производства: Great Wall — в Татарстане, а Chery — в Новосибирске и Калининграде. Для этого Chery учредила с новосибирским “Трансервисом” СП “Чери Моторс” и договорилась с калининградским “Автотором” построить завод мощностью 150 000 машин в год.

Завоевывать Россию Chery намерена при поддержке российских властей. В Калининград китайцы будут ввозить комплектующие беспошлинно, пользуясь льготами, предоставляемыми в этой свободной экономической зоне, поясняет представитель “Автотора”. А “Чери Моторс” на днях обратилось в Минэкономразвития с просьбой о предоставлении льгот на ввоз комплектующих, предусмотренных постановлением о промышленной сборке автомобилей, рассказал “Ведомостям” чиновник правительства. Постановление было принято в прошлом году, и с его помощью власти рассчитывали привлечь в страну такие концерны, как Volkswagen, DaimlerСhrysler или Nissan. Предприятие, получившее статус промсборки, может беспошлинно или с минимальной 3%-ной пошлиной импортировать большинство комплектующих, а со временем либо вернуться к обычному импорту (пошлина — 15%), либо локализовать производство деталей. Эти льготы “Чери Моторс” рассчитывает получить на восемь лет для четырех моделей — Chery А15 (Amulet), В11, Т11 (Tiggo) и А21, рассказывает чиновник. Объем производства этих машин составит не менее 25 000 в год, уточнил гендиректор “Чери Моторс” Геннадий Сиднивец, а первыми завод начнет собирать Amulet, B11 и Tiggo, уже продающиеся в России. По данным компании “Инком-Авто (дилер Chery), Chery Amulet — “одноклассник” Hyundai Acсent, стоит сейчас от $10 900, Chery Tiggo напоминает внедорожник Toyota RAV4 и стоит от $19 990, а Chery В11 — седан бизнес-класса, стоит от $21 990. На последние две модели устанавливаются двигатели Mitsubishi объемом 2 и 2,4 л. А21, по словам Сиднивца, абсолютно новая машина класса С и к ее сборке “Чери Моторс” приступит позже. “Эта машина очень похожа на VW Passat. Ее не продают пока даже в Китае, но сертификация этого автомобиля в России уже идет”, — поясняет он.

Этого набора хватит, для того чтобы китайские машины закрепились на российском рынке. Chery может составить конкуренцию в первую очередь “АвтоВАЗу”, затем корейским производителям и Renault Logan, отмечает генеральный менеджер по стратегическому маркетингу группы “Рольф” Валерий Тараканов. Но сначала Chery надо снизить цену на машины, ведь пока они лишь немного ниже, чем у Hyundai, а качество хуже, рассуждает независимый эксперт авторынка Сергей Алексейчук. Льготы позволят удешевить Chery на 15%, думает он. “Формально поводов отказать китайцам в льготах у нас нет”, — признает чиновник правительства.

На “АвтоВАЗе” китайскую угрозу считают преувеличенной. “АвтоВАЗ” сейчас производит около 1 млн автомобилей, и говорить о том, что китайцы могут отнять долю рынка у нашего завода, некорректно“, — сказал вице-президент “АвтоВАЗа” Максим Нагайцев.

“Китайская угроза по-настоящему проявится уже через 3-5 лет, ведь китайцы только начали экспортировать машины”, — предупреждает Алексейчук. В этом году Китай должен стать третьим вслед за США и Японией автопроизводителем в мире (около 6,4 млн шт.), а китайские власти рассчитывают, что к 2010 г. страна будет экспортировать машин на $70-100 млрд. “Недооценивать это неправильно, и, надеюсь, наши чиновники найдут способ отказать Chery в льготах”, — говорит сотрудник российского автоконцерна. “Китайцев и так поддерживают их власти. Если "АвтоВАЗ" только ждет от государства обещанные $5 млрд инвестиций, то Chery такую же сумму из китайского бюджета уже получила — на разработку новых моделей и экспансию на внешние рынки”, — напоминает он.
Источник: Ведомости

Дискомфортная среда

Главный редактор «Нового Калининграда» Алексей Милованов о том, чего не хватает Калининграду, чтобы стать удобным для жизни городом.