Сергей Пугачев лишился $1,6 млрд

Вчера стало известно, что вице-премьер и министр обороны Сергей Иванов утвердил выводы созданной им в феврале комиссии, определявшей исполнителя контракта на строительство трех фрегатов для ВМС Индии. Как и предсказывал Ъ, головным исполнителем контракта стоимостью почти $1,6 млрд стал контролируемый государством калининградский завод "Янтарь", а не принадлежащая Межпромбанку петербургская "Северная верфь".
Решение господина Иванова положило конец длившейся несколько месяцев борьбе между "Северной верфью" и "Янтарем" за право стать головным исполнителем контракта на постройку трех фрегатов проекта 11356 для индийских ВМС (см. Ъ от 16 февраля). Напомним, что в 2003-2004 годах петербургский Балтийский завод построил и передал Дели три фрегата проекта 11356 на сумму $1 млрд, а "Рособоронэкспорт" с 2002 года вел переговоры с Индией о заключении нового контракта на строительство еще трех фрегатов этого проекта. По сведениям Ъ, готовым к подписанию контрактом предусматривается не только постройка трех фрегатов на сумму почти $1,6 млрд, но и опцион на еще один-три таких корабля. Как ожидается, контракт должен быть подписан уже в марте.
Заявки для участия в конкурсе на выполнение индийского заказа подали петербургские Балтийский завод и "Северная верфь" (88,2 и 72,19% их акций соответственно принадлежат Межпромбанку, контролируемому членом Совета федерации Сергеем Пугачевым), а также калининградский завод "Янтарь" (51% его акций принадлежит государству, свыше 30% – Концерну средне- и малотоннажного кораблестроения, основным кредитором которого выступает Межрегиональный инвестиционный банк). В конце августа 2005 года Роспром определил головным исполнителем индийского контракта "Северную верфь", о чем предприятие было проинформировано официальным извещением, подписанным главой Роспрома Борисом Алешиным.
Однако 10 сентября Владимир Путин подписал указ #1062 "Вопросы военно-технического сотрудничества РФ с иностранными государствами", наделив Федеральную службу по военно-техническому сотрудничеству (ФСВТС) правом назначать исполнителей экспортных контрактов без проведения тендеров на основе коллегиального решения. В конце декабря ФСВТС провела заседание рабочей группы по определению исполнителя индийского контракта, в ходе которого представители Минобороны, Минэкономразвития, ФСВТС, "Рособоронэкспорта" и Рособоронзаказа высказались за размещение заказа на "Янтаре". "Северную верфь" поддержал лишь Роспром.
Решение в пользу "Янтаря", как объяснили Ъ в ФСВТС, было продиктовано необходимостью поддержки этого завода в соответствии с поручением президента Путина #Пр-119 от 9 июля 2005 года, а также загруженностью "Северной верфи" экспортными и внутренними заказами (в настоящее время здесь строятся эсминец для ВМС Китая, а также фрегат, три корвета и судно управления для российского ВМФ). Впрочем, как стало известно Ъ, по итогам декабрьского заседания глава ФСВТС Михаил Дмитриев не стал сразу оформлять решение, а обратился к господину Алешину с просьбой отозвать официальное извещение, в котором Роспром определил головным исполнителем индийского контракта "Северную верфь". Однако глава Роспрома на эту просьбу господина Дмитриева не отреагировал.
Одновременно к борьбе за контракт подключилась губернатор Санкт-Петербурга Валентина Матвиенко. По сведениям Ъ, свое недовольство тем, что столь выгодный экспортный контракт уходит из Петербурга, она высказала лично вице-премьеру Сергею Иванову. Не исключено, что именно поэтому господину Иванову пришлось пойти на создание рабочей группы, которой предписывалось еще раз определить головного исполнителя индийского контракта. Вчера стало известно, что, как и предсказывал Ъ, предпочтение вновь было отдано "Янтарю". Против такого решения опять высказался Роспром: его глава Борис Алешин создал в своем агентстве аналогичную рабочую группу, выводы которой свидетельствовали в пользу "Северной верфи".
Вчера ни одна из сторон не оказалась готова официально комментировать решение вице-премьерской комиссии, сославшись на отсутствие у них официального документа. По сведениям источника Ъ в Минобороны, в рассылку он поступит в конце этой недели. Впрочем, в Роспроме говорят, что это решение в любом случае будет выполнено агентством в полном объеме.
Источник: Коммерсантъ

Дискомфортная среда

Главный редактор «Нового Калининграда» Алексей Милованов о том, чего не хватает Калининграду, чтобы стать удобным для жизни городом.