Новая компания заменит "КД Авиа" после ее банкротства - советник Бооса

Все новости по теме: Авиаперевозки
Новая авиакомпания может заменить перевозчика "КД авиа", который из-за больших долгов инициировал процедуру своего банкротства и с 14 сентября по решению Росавиации прекращает полеты, заявил в размещенном вечером в понедельник интервью на сайте "Комсомольской правды в Калининграде" Борис Овчинников, советник калининградского губернатора Георгия Бооса по ситуации с "КД авиа".

"Я считаю, что легче создать новую компанию, чем разбираться со старой. Да и имидж "КД авиа" безнадежно испорчен. Мои предложения были такие. Отказаться от эмиссии. Тогда очевидным становилось банкротство "КД авиа". Второе - проверить саму бизнес-модель с привлечением солидной консалтинговой компании. Принять возможность поиска крупного авиаперевозчика, с которым можно было бы создавать новую компанию - на базе выделенных средств и того имущества, которое еще сохранилось", - заявил в интервью изданию Борис Овчинников, ранее долгое время возглавлявший региональный Союз промышленников и предпринимателей и ставший советником губернатора Бооса в конце июля по его приглашению.

Он объяснил, что предполагалось провести допэмиссию акций авиакомпании на 7 миллиардов рублей, из которых 3 обеспечат банки "Санкт-Петербург" и Внешэкономбанк, а 4 - областное правительство, получающее в итоге контрольный пакет акций перевозчика.

Облправительство планировало внести в уставный капитал "КД авиа" 4 миллиарда рублей, полученные из федеральной казны. Соответствующее решение было принято в правительстве РФ, и на региональном уровне внесены поправки в областной бюджет.

Однако именно Овчинников, по его словам, предложил, изучив ситуацию в авиакомпании, не проводить эмиссию.

"Я не ожидал, что положение настолько скверное. Выручка за 2008 год составила 6,2 миллиарда рублей. При этом убытки составили 3,2 миллиарда рублей. Чистые активы на начало прошлого года составляли 3,6 миллиарда рублей. А на конец года - 400 миллионов рублей. То есть активы компании почти свелись к нулю. Компания фактически уже не имела своего имущества. Аэропортовый комплекс заложен. Все более-менее ценное оборудование или заложено, или перешло в собственность кредиторов", - заявил в интервью советник Бооса.

На 25 сентября назначено заседание Арбитражного суда Калининградской области, в ходе которого планируется рассмотреть дело о признании "КД авиа" банкротом. С такой инициативой обратилась сама авиакомпания, указавшая, что ее долг приближается к 12 миллиардам рублей, а имущества, достаточного для погашения долгов, нет.

По словам советника, самолеты "КД авиа" находятся в так называемом операционном лизинге.

"Это значит, что право собственности компании не переходит. Грубо говоря, это аренда. То есть, перевозят самолеты пассажиров, или стоят на приколе, за них надо тупо платить. Два самолета из 19-ти здесь даже не появились. Они взяты в лизинг, отправлены в Бразилию на ремонт и оттуда не вернулись. К сожалению, договоры заключались не напрямую, а через промежуточные компании. Не мне судить об их аффилированности, но косвенные основания для этого есть", - добавил Овчинников.

Он также озвучил ряд претензий в отношении члена совета директоров авиакомпании Сергея Грищенко, считающегося основателем предприятия и основным держателем акций перевозчика.

"На 1 октября 2008 года дебиторская задолженность "КД авиа" была 5,3 миллиарда рублей. Это значит, что выплачены авансы под какие-то товары и услуги, которые еще не получены. Кто же "зарыт" в дебиторке? Один пример. По договору с компанией "Джи-Эс Корпорейшн" выплачен аванс в размере 1 миллиарда 700 миллионов рублей за строительство аэропортового комплекса. Генеральным директором компании "Джи-Эс Корпорейшн" является Сергей Грищенко. Всего сделок с аффилированными компаниями больше, чем на 2 миллиарда. Это прямое нарушение закона об акционерных обществах", - сказал советник калининградского губернатора.

По его мнению, "вливать" в компанию бессмысленно, потому что деньги просто уйдут на погашение долгов, обоснованность которых, по его словам, "вызывает сомнения".

"Даже семи миллиардов, не говоря о четырех, просто не хватит для экономического оздоровления компании. Только по итогам прошлого года требовалось 10 миллиардов", - полагает Овчинников.

По его данным, результаты работы "КД авиа" за первое полугодие 2009 года "устрашающие".

"При выручке 1,5 миллиарда рублей убытки составили уже 2,8 миллиарда рублей. Чистые активы на 1 июля составляли минус 2,4 миллиарда. То есть компания уже ничего не стоит. Если бы кто-то хотел ее купить, то надо было бы продавать с приплатой покупателю - "дайте мне 2,4 миллиарда, тогда я куплю ее у вас за 1 доллар". Примерно так", - пояснил советник Бооса.

Он не видит ничего страшного ни в процедуре банкротства авиакомпании, ни во временном прекращении полетов.

"На Западе тысячи предприятий банкротятся, и в этом нет ничего страшного. Другое дело, что сам проект безусловно значимый для области. И конечно, его надо сохранять", - сказал Овчинников.

При этом, по его мнению, "нужно многие процессы очистить".

"Самолет числится в лизинге. Отказаться от него нельзя, за него надо платить. Но он не летает, потому что не прошел техобслуживание. Поэтому генерирует убытки. Летают 6-8 самолетов, а платить нужно за 15. В этих условиях никакой нормальной экономики быть не может...

Многие из существующих контрактов, которые я видел, выглядят так, что отказаться от них невозможно", - пояснил он.

Советник Бооса также не исключил, что выделенные области 4 миллиарда рублей на поддержку авиакомпании придется вернуть в госказну.

С 1 сентября калининградская авиакомпания приостановила продажу билетов. Росавиация заявила, что с 14 сентября лишает перевозчика сертификата эксплуатанта, а до того момента он будет выполнять полеты только по одному направлению - Калининград-Москва - три раза в день.

По сообщению Росавиации, на 16.00 мск понедельника более 2,8 тысячи пассажиров по билетам "КД авиа" были вывезены другими авиаперевозчиками, с которыми ведомство ранее заключило соответствующий договор, из городов России и зарубежья. "Помощниками" стали "Аэрофлот", "Аэрофлот-Дон", "Аэрофлот-Норд", "Трансаэро", ГТК "Россия", S7, "ЮТэйр" и "СкайЭкспресс".

О финансовых проблемах "КД авиа" заявляла еще в конце 2008 и в начале 2009 года. В апреле она задержала на сутки ряд рейсов за рубеж. По оценкам Росавиации, долг авиакомпании уже тогда превышал 10 миллиардов рублей.

Губернатор Калининградской области Георгий Боос, а также глава Росавиации Геннадий Курзенков обвинили в проблемах компании неэффективную тактику управления прежнего руководства.

Они напомнили, что федеральная и местная власти пытались спасти авиакомпанию, предоставив ей 4 миллиарда рублей для внесения в уставный капитал и бюджетные гарантии для погашения долгов по зарплате. Однако руководители "КД авиа" не разделили аэропорт и авиаперевозку на две самостоятельные компании, что было необходимым условием получения субсидии.

"КД авиа" являлась основным авиаперевозчиком в Калининградской области и входила в тридцатку крупнейших российских авиакомпаний, выполняла ежедневные полеты в десятки городов России и в страны Европы.

В 2008 году "КД авиа" перевезла 1,36 миллиона пассажиров (рост на 106% по сравнению с 2007 годом), став девятой в России по объему перевозок. В январе 2009 года перевозки компании выросли на 27%, и она заняла шестую позицию в рейтинге крупнейших российских авиаперевозчиков. Вместе с тем, уже по итогам января-июля сокращение перевозок составило 1,6 раза, что соответствует лишь 15-му месту среди авиакомпаний России.
Источник: РИА Новости

Самая стыдная история

Заместитель главного редактора «Нового Калининграда» Вадим Хлебников, о наиболее ярком «обмане» инвестора в истории области.