Эх, дороги .

В настоящий момент современных скоростных автотрасс в Калининграде и области нет, как, впрочем, практически нет и нормального дорожного покрытия в областном центре. То, что здесь именуется дорогами, можно назвать лишь «асфальтированным проселком». На создание дорожной инфраструктуры в областном центре в этом году предусмотрены средства на сумму около 500 млн рублей, на строительство дорог федерального значения – более миллиарда.

Зима постепенно сдает свои позиции, и на смену растаявшему снегу приходят привычные для калининградских водителей грязные и разбитые дороги. Впрочем, хорошее, по-весеннему доброе настроение заставляет калининградских чиновников всерьез задуматься над тем, как привести городские и областные магистрали в порядок.
Разработанная региональным правительством программа строительства современных скоростных автотрасс предполагает сооружение более 700 километров дорог. «Ее реализация позволит развить транспортную инфраструктуру области, создав дорожную сеть, обеспечивающую доставку грузов в скоростном режиме на любой участок границы. Такая сеть поможет обеспечить и удобство перемещения граждан, и безопасность на дорогах», – заявил губернатор Калининградской области Георгий Боос в ноябре 2005 года.
На программу создания сети автодорог губернатор пообещал выделить 2,2 млрд рублей. Правда, 1,5 млрд из этой суммы он планирует привлечь из федерального бюджета. Однако на реализацию грандиозных планов губернатора пока поступила лишь половина этих денег. 1 173 млн рублей – такую цифру назвал начальник департамента дорожного строительства Николай Рябичко. Он пояснил, что на выделенные средства планируется построить Чернышевское шоссе и Южный обход. Что касается Берлинской автотрассы, одной из самых приоритетных в программе строительства, то на этом участке, по словам господина Рябичко, пока ведутся лишь проектные работы.
Сами дорожники относятся к амбициозным планам областного правительства довольно настороженно. Зачем, например, строить большие магистрали с пропускной способностью в десятки тысяч автомобилей в сутки, когда погранпереходы способны пропускать намного меньше транспорта? Или зачем строить магистрали между маленькими поселками в глубине области, где и так почти никто не ездит? Впрочем, если власти создали программу строительства 700 км новых дорог, то наверняка смогут развеять сомнения и тревоги специалистов.
Тем не менее, калининградцев больше волнует то, какими будут дороги не только федерального, но и общегородского значения. «Большую стройку» автолюбители ощутили на себе в полной мере уже с февраля нынешнего года, когда начался демонтаж трамвайных путей на ул. Горького. Так или иначе, по заверению чиновников, это к лучшему. По словам начальника отдела развития дорожной сети Калининграда Анны Кокориной, к концу лета мы получим обновленную улицу Горького с современной дорожной развязкой в центре. Средства на строительство выделяет городской бюджет.
Помимо улицы Горького существенно реконструируют проспект Победы – с ремонтом прилегающих улиц и частичным демонтажем трамвайных путей. На эти цели планируется потратить 100 млн рублей. Источник финансирования данного проекта – федеральный бюджет. Кроме того, новым дорожным полотном покроют и Советский проспект. Региональному правительству, выступившему заказчиком проекта, это обойдется в 170 млн рублей. Как сообщила Анна Кокорина, на реконструкцию других, более мелких улиц планируется направить еще 25 млн рублей. На обновление канализационных сетей городской бюджет выделит 42 млн рублей, на разметку и дорожные знаки – 10 млн.
Таким образом, власти Калининграда в период с февраля по август этого года планируют «закатать в асфальт» около 500 млн рублей. Впрочем, этого явно недостаточно. Для сравнения: в 2005 году в соответствии с программой подготовки к 750-летию Калининграда объем финансирования строительства и реконструкции дорог и мостов превысил 1,25 млрд рублей. Однако говорить, что калининградские чиновники забросили планы по дальнейшей реконструкции городских улиц, повода нет. Тем более что за 2005 год был выполнен объем дорожных работ, соразмерный с шестью предыдущими годами.
Главное, что пока настораживает в дорожной политике властей города и области, – это отсутствие единого видения того, как нужно сделать дороги. Для этого необходимо создать реестр дорог, понять, в каком состоянии находится каждая из них, определиться с приоритетами – и действовать. Но главное – правильно эти приоритеты расставить, тогда и дороги в Калининграде появятся.

Иван Михайлов

Справка

При проектировании улиц довоенного Кенигсберга архитекторы исходили из того, что один автомобиль будет приходиться на 100 человек. Сегодня практически каждый второй житель города является владельцем машины.

В июне 2003 года в Варшаве было заключено соглашение о строительстве дороги, которая станет для Калининградской области автотранспортным коридором в Европу. Соглашение о строительстве автомагистрали подписали сопредседатели российско-польской межправительственной комиссии по торгово-экономическому сотрудничеству, тогдашний министр транспорта России Сергей Франк и вице-премьер, министр инфраструктуры Польши Марек Поль. Строительство 200-километровой дороги между Калининградом и польским городом Эльблонгом, завершение которой планируется одновременно с окончанием строительства таможенного терминала "Мамоново-2–Гжехотки" в 2005 году, значительно облегчит деловые связи российского анклава на Балтике со странами Западной Европы. В стадии подготовки еще одно аналогичное соглашение, на этот раз российско-литовское. Оно предусматривает строительство обходной магистрали Советск – Панемуне и возведение моста через реку Неман.

В 2005 году в соответствии с программой подготовки к 750-летию Калининграда, объем финансирования строительства и реконструкции дорог и мостов превысил 1,25 млрд. руб. По словам мэра Калининграда Юрия Савенко, проект был профинансирован из городского, областного и федерального бюджетов, а также за счет привлеченных инвесторов и кредитных ресурсов. В юбилейном году в Калининграде прошла реконструкция улиц Невского, Горького, части Советского проспекта, площади Победы, строительство транспортных развязок, в том числе и вокруг Королевских ворот.
В Калининграде 14 октября 2005 г открылось движение на новом участке дороги, которая стала продолжением ул. Горького, из бюджета Калининграда было выделено 63 млн руб.
Открытие движения на новом участке дороги позволило разгрузить центр города и связать северный микрорайон Калининграда с окружной дорогой.

В 2006 году будут возобновлены работы на одном из самых «знаменитых» долгостроев – эстакадном мосту через Преголю в областном центре. Начнется также строительство скоростной магистрали к городам балтийского побережья и к аэропорту Храброво. Будет завершена окружная дорога вокруг приграничного Багратионовска и начато сооружение обхода города Советска. Большая часть средств – 1,5 млрд. рублей - на эти и другие объекты транспортной инфраструктуры выделяются федеральным центром. По словам Георгия Бооса, во время недавней встречи с Президентом России Владимиром Путиным была достигнута договоренность о дополнительном финансировании региональной программы строительства дорог.
Источник: Западная Россия

Дискомфортная среда

Главный редактор «Нового Калининграда» Алексей Милованов о том, чего не хватает Калининграду, чтобы стать удобным для жизни городом.