Белорусские грузы пойдут в польские порты

Белорусская железная дорога (БЧ) планирует диверсифицировать маршруты доставки внутренних и транзитных грузов Большинство белорусских и транзитных грузов перевозится по железной дороге в порты Литвы, Латвии и Калининградской области. Как сообщает пресс-служба БЧ, руководство компании проводит переговоры с экспедиторами и польской компанией PKP Cargo с целью совершенствования перевозок по направлениям Восток – Запад – Восток. За 9 месяцев 2009 года на Запад доставлено 5,5 млн тонн грузов – на 8,8% больше, чем за аналогичный период 2008 года. А за сентябрь 2009 года прирост составил 86% по отношению к сентябрю 2008 года – 700 тыс. тонн. На пограничных переходах с Польшей Белорусская магистраль имеет развитую инфраструктуру, действует современная технология перегруза и передачи вагонов. Ранее министр транспорта Белоруссии Иван Щербо заявил, что страна заинтересована в сотрудничестве со всеми морскими портами соседей, но при этом не намерена «привязываться» ни к одному из них. «Мы никогда не привязывались к одному порту. Наши грузоотправители находят самый эффективный путь движения грузов, а мы способствуем этому, проводя согласованную тарифную политику», – отметил Иван Щербо. «Мы за развитие всех портов: туда, где более гибкий подход, где большая грузо­подъёмность судов, где лучше работать с точки зрения экономии, будут нацелены грузы», – добавил министр. «Основными темами переговоров между PKP Cargo и БЧ, которые были проведены в сентябре в Бресте, стали сотрудничество по трансграничным перевозкам и организация совместной тарифной политики в области транзитных перевозок», – рассказал «Гудку» руководитель департамента Восточной Европы PKP Cargo Ержи Бужинский. «В частности, обсуждалась возможность предоставления специальных тарифных условий для перевозок через погранпереход Брест – Малашевичи и польские порты Гданьск и Гдыня», – добавил он. Стороны также обсуждают возможность исключить транзит, идущий через Белоруссию и Польшу, из СМГС (Соглашение о международном железнодорожном грузовом сообщении). Это позволит создать условия для развития перевозок через белорусско-польскую границу, отметил представитель PKP Cargo. Заместитель начальника управления внешне­экономических связей Министерства транспорта и коммуникаций Белоруссии Сергей Негрей заявил «Гудку», что задача диверсификации маршрутов доставки грузов весьма актуальна для Белоруссии. «В условиях кризиса, когда наблюдается спад международной торговли, очень важен поиск новых рынков сбыта. Альтернативные маршруты нужны, чтобы не зависеть от различных негативных обстоятельств, которые могут возникнуть на том или ином направлении», – отметил представитель министерства. По словам Сергея Негрея, объём железнодорожных перевозок между Польшей и Россией транзитом через Белоруссию пока незначителен. В основном белорусский транзит следует из портов Вентспилс, Клайпеда и Калининград. Он объясняет это тем, что у Прибалтики, России и Белоруссии единый стандарт колеи – 1520. В случае же с Польшей возникает необходимость перестановки тележек. С этим согласен заместитель генерального директора по транспортно-экспедиционному обслуживанию компании «Белинтертранс» Игорь Ринг. По его словам, смена колеи увеличивает стоимость перевозки каждой тонны груза, и к тому же на перестановку уходит время. По этой причине польское направление перевозок практически не развивается. «Чтобы активизировать перевозки в Польшу, тарифы должны быть ниже, чем на Клайпеду. Однако пока можно констатировать, что провозные тарифы по польской территории самые высокие, и Варшава неохотно идёт на их снижение. Там, конечно, могут пойти на тарифные уступки ради привлечения дополнительных объёмов. Но на железной дороге вопрос изменения тарифов обычно продвигается крайне медленно, в этом она уступает автомобильным перевозчикам, которые могут менять ставки оперативно», – заявил Игорь Ринг. «Критерий «цена – срок доставки» является основным при выборе маршрута грузо­отправителем», – говорит заместитель начальника департамента экономической конъюнктуры и стратегического развития ОАО «РЖД» Сергей Старых. «В Балтийском регионе наиболее привлекательными по данному критерию при перевозке внешне­торговых грузов из центральных и северо-западных районов страны являются российские порты, где перевалка грузов динамично возрастает. При этом резервы для дальнейшего роста объёмов перевалки значительны», – добавил он. По мнению Сергея Старых, маршрут через Белоруссию в польские порты можно рассматривать как альтернативный, однако он пока недостаточно привлекателен для российского экспорта. «При этом Белоруссия заинтересована в перевалке через порты Польши 2 млн тонн экспортно-импортных грузов. Однако из-за высоких железнодорожных тарифов и портовых сборов белорусские внешнеторговые грузы больше тяготеют к Прибалтике», – заявил представитель РЖД. Один из крупнейших белорусских грузоотправителей – предприятие «Беларуськалий» – не испытывает необходимости в перевозках своей продукции через польские порты. Как заявил «Гудку» заместитель генерального директора предприятия по коммерческим вопросам и логистике Владимир Кобяшев, наименее затратны перевозки через Клайпеду. В начале 2009 года после повышения Латвией железнодорожного транзита на транспортировку калийной соли на 20–75% «Беларуськалий» переориентировал свои грузопотоки на литовский порт. Заведующий кафедрой грузовой и коммерческой работы Белорусского государственного университета транспорта Иван Еловой считает, что перевозки калийной соли выгоднее осуществлять не через один порт, а через 3–4. Во-первых, конкуренция позволит добиваться снижения ставок на перевозку. Во-вторых, если в одном порту возникнут форс-мажорные обстоятельства, всегда можно переориентировать грузопоток. 05.11.2009
Источник: Гудок

Государство спонтанных покупок

Заместитель главного редактора «Нового Калининграда» Вадим Хлебников о том, почему нельзя обсуждать наследие ЧМ без Дома Советов.