Мы будем жить теперь по-новому

Все новости по теме: ОЭЗ
Принятый Государственной Думой и одобренный Советом Федерации в декабре 2005 года Федеральный закон «Об Особой экономической зоне в Калининградской области» вступает в силу с 1 апреля. В этом документе множество новаций. Основная мысль документа – заменить таможенные льготы налоговыми. По мнению экспертов, принятие законопроекта должно повысить инвестиционную привлекательность региона и создать благоприятные условия для экономического роста. Это произойдет после того, как будет разработана соответствующая нормативно-правовая база.

Третья редакция закона об ОЭЗ имеет существенное отличие от двух предыдущих. Первая зона особого экономического режима «Янтарь» была создана в Калининградской области в далеком 1991 году. Спустя 5 лет появился новый закон об ОЭЗ. Документ закреплял существовавшие порядки ведения экономической деятельности, ограничениям подвергался только ввоз подержанных иномарок из-за рубежа.
Нынешний вариант закона «Об Особой экономической зоне в Калининградской области» в концептуальном отношении сильно отличается от предыдущих. Инициатором создания нового закона выступил министр экономического развития и торговли Герман Греф. По оценкам разработчиков законопроекта, с началом функционирования ОЭЗ калининградцы станут богаче, а уровень жизни в регионе достигнет общеевропейского. Эксперты считают, что главная цель нового закона – создание конкурентоспособных экспортных производств и привлечение в область крупных инвесторов. Это позволит создать все условия для экономического прорыва.
Однако некоторых смущает отсутствие нормативной базы для исполнения закона. Ведь для того, чтобы закон начал работать, нужно создать десятки документов, регламентирующих те или иные ситуации в процессе его применения. «Самый главный минус закона «Об Особой экономической зоне» – в том, что нормативно-правовая база фактически не сформирована. Главная проблема закона состоит в его слишком поспешном внедрении. Бизнесмены до сих пор ничего о нем не знают. Что касается инвесторов, то их активность достаточно высока. Мы регулярно принимаем у себя делегации и из российских регионов, и из-за рубежа. Это наши китайские, голландские коллеги, а также представители некоторых других государств. Как только нормативно-правовая база закона об ОЭЗ будет сформирована, активность инвесторов повысится. Это должно произойти в ближайшие полгода», – считает министр промышленности, предпринимательства и туризма Калининградской области Николай Власенко.
«Данный закон устанавливает абсолютно новые правила игры на территории региона – от предоставления таможенных льгот он перешел к предоставлению льгот налоговых. Мы считаем, что эти льготы явятся реальным стимулом для развития промышленных предприятий в Калининградской области», – заявил исполнительный директор Ассоциации иностранных инвесторов в Калининградской области Олег Скворцов. Господин Скворцов отмечает интерес к закону со стороны потенциальных инвесторов: после того как представители Ассоциации перевели текст закона на английский язык и разместили его в Интернете, к ним начали обращаться с вопросами по поводу возможного вложения денег в Калининградскую область.
Губернатор Калининградской области Георгий Боос считает одной из главных задач нового закона борьбу с налоговым оффшором. «Этот документ переводит нас из режима таможенного оффшора в режим инвестиционно привлекательного региона, куда выгодно вкладывать деньги и создавать рабочие места, а не просто регистрироваться в области, а бизнес вести в других местах», – сказал губернатор.
Впрочем, некоторые эксперты полагают, что от нововведения пострадает малый бизнес, никакими налоговыми преференциями не обладающий. В результате произойдет рост цен на потребительском рынке. Помимо малого бизнеса убытки понесут автоперевозчики, которые не смогут перевозить грузы напрямую из Европы в Россию (как минимум 50% всех грузов идет через Калининградскую область транзитом).
По словам эксперта по логистике ЧП «Попов Е.А.» Александра Нечепоренко, «для продолжения осуществления транзитных перевозок после вступления в силу закона об ОЭЗ нашим фурам, следующим из Европы, придется растамаживать груз в Калининграде, затем снова его декларировать и только после этого ехать дальше. Разумеется, этот процесс будет занимать на порядок больше времени, чем раньше. Нашим московским клиентам в такой ситуации проще и дешевле будет нанять литовских перевозчиков. Соответственно, мы и наши калининградские коллеги потерпим в связи с этим огромные убытки. Тем не менее, ходят разговоры о том, что калининградским автоперевозчикам должны дать три года на переходный период. В течение этого времени будут действовать старые правила. Но дело в том, что постановления правительства России об этом пока нет».
Впрочем, многие ожидают от закона только положительного эффекта. Это в основном крупные организации, которым предоставлены большие таможенные и налоговые преференции. «Мы ждем от вступления в силу закона «Об Особой экономической зоне» только положительных результатов. Надеюсь, что дополнительные инвестиции тоже удастся привлечь. Вообще, рекламируя услуги торгового порта, мы делаем основной акцент на льготы, которые предусмотрены в новом законе», – заявила начальник отдела внешнеэкономических связей Калининградского морского торгового порта Наталья Позднякова.
Новая редакция закона об ОЭЗ во многом ориентирована на западного инвестора. Однако главная проблема заключается в том, что потенциальные инвесторы еще не ознакомлены с новыми правилами ведения бизнеса на территории Калининградской области. «Польские бизнесмены не особенно информированы по поводу вступления в силу закона «Об Особой экономической зоне». Возможно, об этом знают только те, кто интересуется Калининградской областью. Но они ждут, как закон проявит себя на практике. Надо немного подождать», – заявил генеральный консул Республики Польша в Калининграде Ярослав Чубиньски. Впрочем, дипломат отметил, что польская сторона находится в постоянном контакте с калининградским правительством – таким образом польские бизнесмены будут ознакомлены с новыми экономическими возможностями Калининградской области.
Еще одна проблема, которая интересует как местных бизнесменов, так и потенциальных иностранных инвесторов, состоит в том, что многие подзаконные акты пока не утверждены. По словам атташе по экономическим вопросам генерального консульства Литовской республики в Калининграде Донатаса Буткуса, литовские бизнесмены очень ждали этот закон, для крупных инвесторов он очень интересен. Тем не менее, г-на Буткуса тревожит отсутствие определенности, поскольку «многие подзаконные акты еще не приняты». «Чтобы понять, хорош закон об ОЭЗ для литовских бизнесменов или плох, необходимо подождать некоторое время и посмотреть, как он покажет себя на практике», – заявил Буткус.
Подводя итог, отметим, что неясность некоторых положений закона об ОЭЗ заставляет бизнесменов довольно осторожно относиться к новым правилам. Эксперты едины во мнении: чтобы закон прижился в Калининградской области и начал приносить пользу не только предпринимателям, но и простым жителям региона, нужно немного подождать.

Справка
3 июня 1991 года Верховный Совет РСФСР регламентировал создание в Калининградской области свободной экономической зоны «Янтарь». Ее создание было продиктовано стремлением ускорить социально–экономическое развитие Калининградской области, обеспечить благоприятные условия для привлечения иностранного капитала. Итогом принятия первого закона стал резкий упадок развития промышленности региона и десятки тысяч подержанных иномарок, ввезенных из сопредельных государств.

Вторым шагом в попытке создания уникальной экономической модели развития области стал Федеральный закон "Об Особой экономической зоне в Калининградской области", одобренный 5 января 1996 года. Новый закон закреплял уже сложившийся в регионе порядок экономической деятельности. Основное отличие данного закона от его предшественника состояло в том, что ограничениям подвергся ввоз в Россию подержанных иномарок. Резидентам позволялось беспошлинно ввозить европейские товары на территорию области. Основным бизнесом в Калининграде стал реимпорт европейских товаров (в первую очередь легковых машин) в "континентальную" Россию. На региональной экономике это отразилось не лучшим образом. В исследовании экономики Калининграда, проведенном Институтом международных экономических и политических исследований РАН в 2004 году, отмечалось, что режим ОЭЗ выступает мощным антистимулом к реструктуризации местной экономики.

Разработка новой редакции закона связана прежде всего со вступлением в Европейский Союз Литвы, Латвии и Польши. Законопроект был одобрен Советом Федерации 13 июля 2005 года, его цель – "развитие обрабатывающих отраслей экономики, высокотехнологичных отраслей, производство новых видов продукции и развитие транспортной инфраструктуры". 23 декабря 2005 года Госдума приняла в третьем чтении закон «Об Особой экономической зоне в Калининградской области». Приоритетным направлением он устанавливает развитие области, в которой должны активно развиваться инвестиционные процессы, создаваться конкурентоспособные производства, ориентированные на экспорт. Документ определяет условия функционирования ОЭЗ с учетом ее географического положения. Согласно поправкам, которые были внесены в документ, на вывозимый из ОЭЗ Калининградской области товар, при соблюдении законодательства РФ, вывозные таможенные пошлины не уплачиваются.
Новый закон позволяет привлечь в регион крупных инвесторов, заинтересованных в размещении производства в Европе, рядом с рынками сбыта, с налаженными транспортными сетями и недорогой и квалифицированной рабочей силой. По оценкам экспертов, новый закон больше учитывает реалии современного экономического развития области. Однако за рамки особой экономической зоны выведен малый бизнес. Поскольку у малого бизнеса нет преференций, то это обернется ростом цен на потребительском рынке. Платить за эти издержки будет население.
Льгота по налогу на прибыль будет действовать только в отношении прибыли, полученной от реализации инвестпроекта, за которой обязаны следить сразу 3 органа власти - ФНС, Федеральное агентство по управлению особыми экономическими зонами и администрация области.
В новом законе заложен механизм, исключающий возможность «удаленной регистрации» компании в Калининграде. Закон требует от резидента вести деятельность только на территории ОЭЗ.
Источник: Западная Россия

Дискомфортная среда

Главный редактор «Нового Калининграда» Алексей Милованов о том, чего не хватает Калининграду, чтобы стать удобным для жизни городом.