27 января, пятница

Важные события пятницы: загадка о том, почему вице-премьер продолжает дискредитировать губернатора, но ему за это ничего не делается, остается без ответа, определенные участки земли в области дорожают с космической скоростью - в шесть раз за один год, а "Сколково" становится ближе к Калининграду - правда лишь в фантазиях одного из кандидатов в президенты.

1.jpgWho is mister Skoriy?
Имя вице-премьера регионального правительства Романа Скорого второй день остается на слуху — да еще на каком. Давеча сей государственный деятель рассказывал журналистам о грандиознейших планах по застройке Острова всем, что только может себе представить самый изощренный ум — включая целый жилой район по французскому проекту с русско-итальянским названием «Калининградская Венеция». Не будем раздумывать о том, куда Венеция настоящая нынче погружается — в конце концов, были в ее истории и золотые времена.

Пораженные широтой мышления вице-премьера, журналисты детально разобрали ключевые тезисы его, кажется, первого за время работы действительно публичного выступления. Одним из самых забавных моментов оказалось объяснение масштабов строительства. По словам Скорого, одна только фан-зона рядом с будущим стадионом должна вмещать, как минимум, 300 000 (триста тысяч) человек. Когда глаза слушателей стали похожи на глаза самого чиновника, он, без лишней скромности, заявил, что на острове Кнайпхоф в Кёнигсберге до войны проживало в два раза больше — 600 тысяч. И предположил, что на территории, за освоение которой он так рьяно взялся, можно вместить вообще всё что угодно.

В пятницу корреспонденты «Нового Калининграда.Ru» пообщались с несколькими историками и краеведами. Оценки населения Кнайпхофа разнились; наиболее масштабным оказался Авенир Овсянов — он сообщил, что на острове могли проживать до 200 тысяч человек. Впрочем, он и общее довоенное население Кёнигсберга оценил чуть ли не в миллион, что как-то не подтверждается никакими другими источниками. Сотрудник областного архива Анатолий Бахтин назвал цифру 6 тысяч, с ней же согласился и культуролог Александр Попадин. Официальная позиция, выраженная на сайте городской администрации, гласит что пиковое население Кёнигсберга составляло 380 тысяч человек — вряд ли все они кучковались на маленьком острове, часть которого занимали Кафедральный собор и здания Альбертины.

Вообще, конечно, звонки историкам были скорее формальностью. Очевидно, что заявление Романа Скорого — кстати, не оговорка, а вполне себе уверенное мнение — есть полная чушь и бред. У многих в течение дня возникал закономерный вопрос — а осведомлен ли вице-премьер о том, сколько человек живут в Калининграде сегодня? Можно ли предположить, что автор подобных заявлений более-менее детально интересовался, к примеру, причинами, по которым часть Острова, которую он видит застроенной «Калининградской Венецией» не осваивалась населением Восточной Пруссии? Может быть, потому, что погружение её в случае серьезной нагрузки может произойти со скоростью, которая жителям Венеции итальянской и не снилась?

Но интереснее даже не это. Интереснее другое — зачем Роман Петрович несет эту феерическую чушь? Согласно биографической справке с сайта правительства, мы имеем дело с человеком недюжинной эрудиции — инженер-экономист, специалист в области международных отношений, кандидат политических наук, публикации в Центральной Америке, список с трудом дочтешь до середины. Возможно, конечно, мы имеем дело с достаточно привычным для нас проявлением пресловутой «московскости», отношения вершителей судеб страны к «замкадышам» — они там, мол, лаптем щи хлебают, с трудом огонь-то добывают, туземцы эти, им любой лапши на уши навешай, бусики стеклянные брось, они пасти свои аборигенские разинут, да всю лапшу и скушают. Странно, конечно, видеть подобное поведение со стороны специалиста в области международных отношений. Все ж таки публикации в Центральной Америке.

Еще же интереснее мысли о мотивации поведения вице-премьера вопрос о том, почему человек с завидным постоянством попросту компрометирует своими действиями и заявлениями губернатора — вроде бы как собственного начальника, а ему за это ничего не делается. Затейливая история работы Скорого в региональном правительстве уже сама по себе являет большую загадку кадровой политики. Вначале вроде бы вице-премьер по внутренней политике, потом вовсю боролся с коррупцией, потом его вроде бы как уволили, потом вроде бы как вновь назначили, причем поручили заниматься продвижением нового закона об ОЭЗ, затем — передвинули надсматривать за происходящим в Калининграде, теперь он у нас главный по подготовке к неминуемому Чемпионату мира по футболу-2018. Невероятная по своей крутизне карьерная лестница.

К сожалению, каких-то плодов этой кипучей деятельности кроме, конечно, многочисленных пресс-релизов, описывающих невероятные достижения и цитирующих громкие заявления, не видел никто из простых смертных. На ум приходит известный тезис о том, что обычно хвостом виляет собака, но бывает и так, что собакой начинает вилять хвост. Так почему собака, да не обидится глава нашего региона на такое сравнение, никак не может поставить на место свой собственный хвост? Ведь не у одного и не двух наблюдающих за политической жизнью в регионе сложилось четкое ощущение, что это не Роман Петрович Скорый зависит от губернатора, а вовсе наоборот.

Зачем и почему он здесь — этот странный человек, свободно говорящий по-испански, обладатель ученых степеней, человек, якобы способный руководить любым порученным ему направлением, человек, встречая взгляд которого иные мужчины нервно отворачиваются, иные женщины немедленно тают, а люди попрактичнее ставят заряжаться воду и мобильные телефоны? Вот этот вопрос — самый интересный. Очень хочется узнать на него ответ. Кажется, что от него многое сегодня зависит.

Алексей МИЛОВАНОВ, главный редактор

3.jpgКак добыть клад 
Удивительные вещи открываются при ближайшем рассмотрении некоторых сделок правительства Калининградской области. В пятницу стало известно, что земельный участок площадью 474 га в поселке Юдино Гусевского района правительство области намерено выкупить по цене, в 6 раз превышающей стоимость, в которую тот же самый участок оценивался год назад.

Немного об истории вопроса. На сайте правительства, как известно, выкладываются проекты постановлений, дабы они проходили антикоррупционную экспертизу. Агентство по имуществу опубликовало в этом разделе несколько проектов «О приобретении в государственную собственность Калининградской области земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения». Такие постановления появляются регулярно, и бюджет тратит деньги на выкуп земель у частников регулярно. Правда, цели таких сделок обычно не сообщаются.

Так вот, на этот раз агентство по имуществу подготовило проект о выкупе земельного участка для каких то, по всей видимости, важных государственных задач, у крестьянского хозяйства «Калина» за 11,2 млн рублей. И все бы ничего, однако один из пользователей "Нового Калининграда.Ru" обратил внимание на любопытный нюанс — по его словам, ранее этот участок принадлежал ОАО «Учебно-производственное хозяйство», и был продан в прошлом году «Калине» за 1,8 млн рублей вместе со всей производственной базой. Информация эта подтвердилась — выяснилось, что действительно в ходе процедуры банкротства Росимущество, которому раньше принадлежало предприятие, выставляло его акции на торги.

В 2008 году акции продавались посредством публичного предложения, то есть путем постепенном снижении цены. Минимальная цена продажи была определена в сумме 14,8 млн рублей. Правда, в конце концов, бывший конкурсный управляющий предприятия продал имущество за 1,8 млн рублей. Причем, в эту сумму оценивался не только земельный участок, но и производственные площади — коровник, кузница, мастерская, контора, ангар и сушилка.

При этом в соответствии с данными Росреестра, официальная кадастровая стоимость участка с кадастровым номером 39:04:000000:20 оценивается в 19 млн рублей. В этой истории вообще много неясного.

Как получилось, что имущество было продано сначала за 1,8 млн рублей, что в 10 раз ниже кадастровой стоимости? Почему потом правительство области решило заплатить из бюджета за него 11,2 млн (ведь, по идее, оно могло купить имущество тогда же, год назад, за те же 1,8 млн рублей)? Хотя, конечно, не стоит отрицать, что правительство области вроде как покупает землю по цене ниже кадастровой стоимости.

Для чего сельхозпредприятие покупало эту землю год назад, зачем она в итоге понадобилась правительству? Почему вдруг крестьянское хозяйство решило заработать на ней несколько миллионов (ну не клад же, на самом деле, в ней зарыт?) И главное — в первый ли раз в области была «обкатана» подобная схема удивительного зарабатывания денег?

Редакция интернет-портала «Новый Калининград.Ru» уже подготовила ряд информационных запросов в правительство области, Росимущество и прокуратуру области, дабы получить ответы на интересующие нас вопросы. Однако на ум приходит известное выражение из известного мультфильма: «Чтобы продать что-нибудь ненужное, надо сначала купить что-нибудь ненужное». Как все мы помним, герои мультфильма в итоге пошли искать клад, который, собственно, и нашли. Судя по всему, калининградским бизнесменам глубоко копать не нужно. Достаточно в нужное время приобрести по сходной цене актив, который затем вдруг через некоторое время окажется весьма востребованным у властей.

Оксана МАЙТАКОВА, старший корреспондент

2.jpgВоздушное «Сколково»
Сегодня один из участников президентской гонки Михаил Прохоров озвучил свою идею перенести «Сколково» в Калининград. Он высказал мнение, что «Сколково» — хороший проект, но реализован он технологически неправильно. Идею эту господин Прохоров озвучил перед молодежью в наукоразвитом Новосибирске. Еще он добавил, что на науку надо увеличить расходы почти вдвое и что такие возможности у государства есть, и что другим научным городкам должно также доставаться хорошее финансирование, как и «Сколково», чтобы была конкуренция.

Идею насчет переноса «Сколково» в Калининград Михаил Прохоров уже выражал в своей программе. Конечно, предвыборные слова кандидатов нужно делить на какое-то целое натуральное число. Да и взаимный, как это называют в интернетах, троллинг в этих предвыборных прокламациях присутствовать все же должен. Но намек о том, что нынешний президент построил неправильное, пусть и хорошее, «Сколково» перед студентами Новосибирска — это уже критика «модернизации», с которой пришел предложенный Путиным Медведев. Не такая риторика, как обычно бывает у оппозиции.

Вот, например, Владимир Жириновский сегодня пообещал «оранжевую революцию» фракции «Единой России» в Госдуме, если вся оппозиция сложит мандаты. Но тем не менее, говорит Жириновский все так же ярко, как и раньше, хоть и постарел он за «двадцать лет», которые «подделывают результаты» и немножко как будто бы ослаб. В кино с Жанной Фриске не снимается. Хотя порадовал своими заявлениями многих депутатов, в том числе, и нашего Андрея Колесника, который, судя по видео, чему-то улыбался — возможно, и харизматичному Жириновскому. Но глава ЛДПР говорил людям, широким массам, просто и понятно, хоть и совершенно неконкретно, как всегда.

Прохоров же говорил о науке, студентам, конкретно, детально. Эксперты полагают, что вся программа у него такая же: чересчур конкретная, не объединенная одной или несколькими общими идеями, которые можно транслировать, например, через телевизор или со сцены. При этом, по словам экспертов же, это винегрет, в котором один овощ может прийтись по душе, а другой — опротиветь, причем, одному и тому же избирателю. И если у Жириновского, как и у Зюганова, и — чуть в меньшей степени — у Миронова, сложился свой конкретный электорат, то кем конкретно будет избиратель Прохорова — пока не ясно. Возможно, это действительно будет интернет-аудитория, по крайней мере, эксперты полагают, что именно на нее нацелена программа этого кандидата.

В одном, как мне кажется, действительно можно точно не сомневаться. Сегодня Прохоров сказал, что он готов работать президентом бесплатно, не за зарплату. И отказаться от президентских резиденций и даже сделать расходы на президентов открытой информацией. Вообще заявить что-либо другое Прохорову было бы просто неприлично — он ведь, по официальной декларации, самый богатый из всех кандидатов. И семью ему кормить не надо. Прохоров получил за 2007–2010 годы почти в семь раз больше Путина, чуть больше, чем в пять раз больше Жириновского, а Зюганова и Миронова так вообще обошел больше, чем в десять раз.

Впрочем, перенос «Сколково» — это было бы, наверно, весело, тут начали бы тратить какие-то новые деньги на строительство, на перенос, выросла бы громадная научная махина на калининградской земле, к ней бы подключились сотрудничать наши вузы, губернатор назначил бы вице-премьера, который бы это курировал… Нет, иногда кажется — ну почему не сделают компьютерной игры, например, стратегии, в которой можно будет поиграть за того или иного кандидата в президенты так, будто бы он уже президент. Выбрал кандидата — взял предвыборную программу, и ее надо исполнять, иначе игра закончилась и ты проиграл. Выбрал, например, Прохорова — нельзя вот не повысить расходы на 2% ВВП. И крутись. И то же самое с остальными кандидатами. Жалко, времени мало, да и жизнь реальная гораздо более сложная, чем копьютерная игра. Но ощущение причастности, как мне кажется, добавило бы позиций к личному выбору.

Наталья КАЛУГИНА, корреспондент

Фото - из архива "Нового Калининграда.Ru".

Нашли ошибку? Cообщить об ошибке можно, выделив ее и нажав Ctrl+Enter

Полулегальные методы

Замглавреда «НК» Вадим Хлебников о том, почему власти скрывают от горожан свои планы по застройке.