2 марта, пятница

Важные события пятницы: попытки властей разных уровней изобразить кропотливую работу над законом, который обеспечит нам счастливое экономическое послезавтра, вызывают все меньше доверия, на фоне уже завершившейся предвыборной компании одного из кандидатов перенос показа очередного восхваляющего его фигуру телефильма на после выборов кажется неожиданно щедрой жертвой во славу здравого смысла.

juk-tsuk.jpgРецепт конфетки
Меньше чем полгода назад, премьер-министр РФ Владимир Путин, который тогда еще не выказывал желания в третий раз стать президентом заявил, что у Калининград есть все, «чтобы регион заиграл как конфетка». Вот только с конфеткой-то проблема нарисовалась.
Как показало первое заседание рабочей группы «2016», рецепт волшебного превращения маленькой прибалтийской территории в кулинарное изделие есть нечто вроде философского камня: все ищут, никто не находит.

В очередной раз напомню, что после 1 апреля 2016 года ряд предприятий региона лишится таможенных льгот. Эти преференции были предусмотрены законом о свободной экономической зоне от 1996 года. Затем положения о таможенных льготах перекочевали в главу «О переходном периоде» закона об особой экономической зоне, а потом все эти положения ушли в нормативные акты комиссии Таможенного союза. С горем пополам на этих льготах держатся более 500 предприятий, где трудятся 70 тыс человек. Отмена льгот грозит региону потерей до 20% внутренного регионального продукта.

Так или иначе региону нужна какая-то платформа, благодаря которой регион с 1 апреля 2016 года не приобретет эпитет «депрессивный». Ближе к концу нулевых в области уже начали волноваться: задавали вопросы, интересовались будут ли продлены таможенные льготы.

Но так уж случилось, что власти — вне зависимости от ее уровня — приятней фотографироваться на фоне покрашенной скамейки, чем отвечать на стратегические, но неприятные вопросы. Еще в начале 2011 года тогдашний спикер Госдумы Борис Грызлов кокетливо отвечал о таможенных льготах: «Сегодня то законодательство, которое действует, не позволяет продлевать сроки действия ОЭЗ. Но я считаю, что нужно изыскать возможность преференций для Калининградской области». Он также зачем-то добавлял, что переходный период должен быть продлен еще на 2–3 года. Однако как оказалось, режим не может быть продлен ни на 3, ни 2 года, ни даже на один день.

В феврале спасительную весть принес внезапно проснувшийся депутат Госдумы от Калининградской области Евгений Федоров, благополучно продремавший большую часть своего прошлого срока в парламенте. Этот самый народный избранник, который уверен, что против Путина только американцы и калининградцы, заявил: Государственная дума РФ совместно с правительством Калининградской области готовят федеральный закон о новом экономическом статусе региона.

После этого федеральные гастролеры: то на тот момент действующий депутат Госдумы Юрий Савенко, то тогдашний вице-премьер Александр Жуков неустанно рассказывали сказки о том, как в поте лице федеральные властители трудятся над законом о новом статусе региона, как хорошо мы все заживем едва он будет принят.

Американский президент Авраам Линкольн говорил: «Можно обманывать часть народа все время, или весь народ — недолго. Нельзя обманывать весь народ всегда». Калининградцев обманывали недолго: примерно полгода. Со второй половины 2011 года стало ясно, что закон никто не пишет.

Затем начался период сватовства. Сначала кандидату, а теперь уже депутату и даже первому вице-спикеру Госдумы Александру Жукову бесконечное число раз предлагали возглавить рабочую группу по созданию такого закона, а он неизменно соглашался. Предлагали все чаще в областной Думе или правительстве. Наверное, властители даже и не подозревали как трагикомично смотрится со стороны, скажем, пятое по счету предложение Александру Жукову с просьбой возглавить эту рабочую группу.

Случилось. Наконец возглавил. Целую рабочую группу. Сам. Целую рабочую группу возглавил целый первый вице-спикер Александр Дмитриевич Жуков. И даже провел первое заседание. На заседании Александр Дмитриевич сказал немножечко вводных и «водных» слов. Нет смысла их пересказывать — вы все знаете, что мы хороший регион, а нам нужен хороший закон.

Предложения на этом заседании рабочей группы звучали. Сенатор Николай Власенко говорил о том, что нам нужны налоговый льготы. Предприниматель Михаил Майстер озвучил несколько идей, но из-за того, что его доклад был лимитирован по времени, он не стал подробно описывать ни одну из них. Казалось бы, дело сдвинулось с мертвой точки. Сам Александр Дмитриевич в ходе заседания все больше молчал. Наверное, был занят — как минимум работой на клеточном уровне.

Правда, радостные эмоции рассеялись сразу же после завершения заседания первой рабочей группы — на брифинге. Александр Жуков отметил, что закон продвигать будет сложно — ведь и другие регионы могут потребовать подобных преференций. Сенатор Николай Власенко добавил, что закон должен быть таким, чтобы с ним согласились жители всех остальных регионов России. Жуков начал сравнивать Калининград с Сахалином и Магаданом. Никто не оспаривает особость Сахалина или Магадана. Но когда депутат от Калининградской области не видит различий между Калининградом, Сахалином и Магаданом — это действительно грустно. Стоит задуматься, какой закон может написать человек, который не видит особой разницы между Калининградом и Магаданом. Знаете ли, отнюдь не все, что похоже на шоколад,  — "конфетка".

Ирина САТТАРОВА, корреспондент 

putin_new_1.jpgИтоги агитации
Избирательный фонд кандидата или партии – вещь, на мой взгляд, крайне правильная и демократичная. Сначала с помощью поступлений в него отражается поддержка и влияние того или иного кандидата, потом благодаря отчетности о расходе денег можно контролировать, как кто вел свою предвыборную кампанию. А установленный для всех лимит – гарант равенства в гонке. Но это все в идеале, однако, жизнь, как известно, далека от совершенства. В реальности же сумма денег в избирательном фонде зависит, скорее, от того, сколько «дядек с кошельками» за тобой стоят, а расходование этих денег - вовсе не показатель масштабности и эффективности политического пиара. К чему это все я? Да к тому, что на днях были обнародованы сведения о тратах кандидатов в президенты РФ. И самым «потратившимся» оказался пока еще действующий премьер-министр Владимир Путин.

Для начала немного цифр. По данным ЦИКа (который, в свою очередь получил их от Сбербанка), кандидат в президенты от «Единой России» Владимир Путин потратил на избирательную кампанию около 369 миллионов рублей. Изначально на расчетные счета главы федерального правительства поступило более 411 миллионов рублей, но, увы, часть денег пришлось вернуть, поскольку они были перечислены с нарушениями. А еще в бюджет были возвращены излишки, ведь по закону размер избирательного фонда кандидата не может превышать 400 млн рублей. Как писала газета «Ведомости», главным спонсором Путина стала партия «Единая Россия», причислившая на его счет 216 млн руб. Кроме того, крупные суммы в фонд кандидата пожертвовал 31 человек, а в общей сложности частные лица, поддерживающие Путина, перечислили 11,7 млн.

На втором месте по расходам числится бизнесмен и самовыдвиженец Михаил Прохоров. В его избирательный фонд поступило ровно 400 миллионов рублей, из них на агитацию он потратил 319 млн. За ним следует лидер КПРФ Геннадий Зюганов, предвыборная кампания которого стоила, по официальным данным, 251 млн рублей (из 262 млн, поступивших в фон). 210 из 225 млн израсходовал бессменный глава либерал-демократов Владимир Жириновский, а самая недорогой агитация была у Сергея Миронова – он потратил 118 млн рублей из 128 млн.

В общем, следящему за политической жизнью страны и включенному в предвыборную гонку человеку понятны эти цифры. Тот же Прохоров в конце февраля, например, собрал в Москве большую пресс-конференцию, оплатив проезд и проживание региональных журналистов. Чего не наблюдалось, например, за тем же Мироновым, которого в СМИ появлялось не так уж и много. Да и по баннерам, развешанных, например, в нашем городе, более или менее понятно, кто на что тратился. Волнует же другой аспект, связанный с самым медийным кандидатом – Владимиром Путиным.

Вспомним хотя бы его программные статьи, которые понедельник за понедельником выходили в различных федеральных изданиях, имеющих большую аудиторию избирателей. Все началось 16 января, когда первая такая статья появилась в «Известиях». Тогда пресс-секретарь премьера Дмитрий Песков рассказал, что была вступительная часть его предвыборной программы. Затем появилась статья по национальному вопросу в «Независимой газете», потом – экономическая в «Ведомостях», следом вышла «демократическая» в «Коммерсанте», о социальной политике – в «Комсомольской правде», о реформе армии – в «Российской газете» и, наконец, о международных отношениях, безопасности и терроризме – в «Московских новостях». Как мы помним, после первых публикаций политики и активисты-общественники обвинили Путина в нарушении законодательства, так как все эти статьи не были оплачены из предвыборного фонда. ЦИК не согласился и жалобу отверг. Впрочем, эту историю мы с вами помним. А ведь в то же время, другие кандидаты вряд ли смогли бы себе позволить такие вольности в СМИ – сразу же штраф и, вероятно, снятие с предвыборной гонки.

Но что там «программные статьи» - стоит хотя бы включить телевизор. Что мы видим? Все того же премьера, все с теми же обещаниями и заявлениями. Но это тоже информирование, никакой агитации, которая должна быть оплачена по закону все из тех же 400 млн рублей. По крайней мере, так думают компетентные органы. Статьи в региональных изданиях? Откройте самые читаемые у нас в области газеты, и вы поймете, что информационная картина в области ничем не отличается от картины федеральной.

На днях, а именно в последнюю неделю перед выборами, я случайно посмотрела передачу «Крутые нулевые», выходящую на НТВ. Наверное, по задумке авторов (опять же, в идеале) это должна была быть программа-экскурс в прошлое, с историями, фактами, примерами. На деле же оказалось ничто иное, как вознесение не пьедестал «спасителя» Владимира Путина и «опускание», пускай и не явное, другие кандидатов. Например, о Прохорове там рассказывалось как о человеке, который сумел сделать свой капитал в бесправные 90-е, и купил себе баскетбольную команду в США, когда в России голодали люди…

И это лишь маленькие примеры, но даже если гипотетически предположить возможные траты на такое «информирование» населения, представив это предвыборной агитацией, сумма могла бы оказаться куда больше лимита в 400 млн рублей.

Само собой, такие передачи и такие статьи были раньше, и с этим фактом уже все давно смирились. Но во время особого политического накала все нюансы кажутся острее. Остается лишь верить, что суббота, назначенная «днем тишины», и, собственно, воскресенье, окажутся действительно спокойными. Кстати, НТВ все же перенесло на послевыборный период показ немецкого документального фильма «Я, Путин. Портрет», который должен был выйти в вечернем эфире 2 марта. И на том спасибо, дорогие журналисты и Владимир Владимирович!

Мария БОЧКО, корреспондент 

Фото - из архива "Нового Калининграда.Ru".

Нашли ошибку? Cообщить об ошибке можно, выделив ее и нажав Ctrl+Enter

Полулегальные методы

Замглавреда «НК» Вадим Хлебников о том, почему власти скрывают от горожан свои планы по застройке.