16 марта, пятница

Важные события пятницы: эффективные способы обезопасить дороги от разъезжающих в пьяном виде и убивающих сограждан водителей, кажется, исчерпаны, решить проблему обеспечения детей местами в садиках, судя по всему, можно лишь снизив рождаемость, а выступление губернатора на мосту Берлинском наводит на мысли о мостах политических.

gib_new.jpgПраво на «без прав»
На оперативном совещании правительства области в пятницу губернатор Николай Цуканов поднял тему о трагическом ДТП, которое произошло 8 марта. Напомним, на 9 км трассы Калининград-Полесскпроизошло столкновение BMW X5 и «Мицубиси-Галант». В результате лобового столкновения погибли семейная пара — 38-летние супруги. Они ехали по своей полосе, когда прямо в них влетел джип. Водитель джипа остался жив. Его доставили в больницу, откуда он просто уехал на такси. Водителем, по данным областной ГИБДД, оказался бывший начальник отдела ГО и ЧС Гурьевского района Ахмед Чанкуров, который, как выяснилось, позже (и как это бывает обычно), в марте уже был уволен со своей должности. В среду вечером суд Центрального района Калининграда избрал Ахмеду Чанкурову меру пресечения в виде ареста на срок до 2 месяцев.

Об этом ДТП говорили и писали много. Поэтому губернатор предложил прокуратуре взять это резонансное дело под контроль. «Нужно, чтобы он (водитель „БМВ-Х5“ — прим. „Нового Калининграда. Ru“) был в надежном месте», — сказал губернатор. При это начальник областной ГИБДД Юрий Казаков сообщил, что по данным автоинспекции, водитель BMW Х5 за месяц до этого ДТП дважды задерживался за управление в нетрезвом состоянии». То есть, по идее, прав он должен был быть лишен, что не помешало ему ездить за рулем. Казаков также отметил, что в регионе растет число водителей, которые садятся за руль в нетрезвом виде.

«Они что, страх потеряли?» — поинтересовался глава региона. Юрий Казаков ответил, что, по всей видимости, увеличивается количество автотранспорта, а с ним и водителей. «За подобное нарушение предусмотрено лишение прав», — отметил Казаков. Но, тем не менее, по данным ГИБДД, за 2 месяца за управление в состоянии опьянения и отказ от медицинского освидетельствования задержано 1626 водителей.

Кстати, стоит вспомнить еще одно резонансное дело — в Краснознаменском районе водитель джипа аналогичной марки BMW Х5 оставил посреди леса на морозе девушку, которая в итоге погибла от переохлаждения. Как отмечали представители Следственного комитета, водитель был изрядо пьян. Но, тем не менее, сел за руль. Ведь это, наверное, нормально для водителей таких джипов — садиться за руль в пьяном виде. Весь мир у ног и море по колено.

Мне лично также доводилось видеть людей, которые, будучи неоднократно лишены водительских удостоверений, с серьезным упорством продолжали садиться за руль и колесить по городу. Нередко — снова в пьяном виде. Правда, после того, как пойманных «лишенцев» стали сажать на 15 суток, пыл некоторых товарищей ослаб. Однако даже перспектива попасть за решетку не особо мешала им продолжать свое незаконное нахождение за рулем. Можно долго рассуждать на тему, почему так происходит, и почему не всех водителей, лишенных прав, сажают на 15 суток. Можно много говорить о коррупции в рядах сотрудников ГИБДД, что, мол, они берут деньги с водителей, которые ездят без прав. Но к каждому такому нарушителю личного инспектора ГИБДД не приставишь. Сколько раз за день может остановить инспектор одну и ту же машину? Один, два? На моей памяти — не больше одного раза в неделю, и то, если не повезет. Ведь не написано на машине, что ее водитель лишен прав.

И после общения с такими вот знакомыми-«лишенцами» я убедилась, что для них нарушение правил дорожного движения и лишение прав — способ бахвальства перед знакомыми, этакий юношеский задор, способ получить повышенную дозу адреналина. «Поймают — не поймают, лишат — не лишат». То, что нарушение правил — это первый шаг к преступлению, а возможно и гибели людей, такие водители как-то не задумываются. Поскольку ездят они на дорогих машинах, то и штрафы их особо не пугают. Как мне кажется, бороться с такими людьми можно только одним способом — лишать их не только прав, но и автомобиля. Но, увы, когда понимаешь, что подобное вождение в нетрезвом виде или без прав практикуют сами представители власти, у которых всегда найдутся нужные «корочки», связи или прочие рычаги воздействия на представителей закона, о порядке на дорогах остается лишь мечтать.

Оксана МАЙТАКОВА, старший корреспондент

det.jpgОбещания vs здравый смысл
Тема детских садов в нашей области нескончаема. Во-первых, потому, что мест в дошкольных учреждениях как не хватало, так и не хватает, и очередь исчисляется тысячами малышей. Во-вторых, губернатор области Николай Цуканов сам не дает этой теме утихнуть, при любом удачном случае обещая к 2015 году закрыть острую необходимость в детских садах. Но что такое, по его мнению, «острая необходимость»? И успеют ли к 2015 году расквитаться хотя бы с очередью детей, которым исполнилось 3 года? Ответ на этот вопрос не такой однозначный, как представляет себе губернатор. Вот, к пример, власти Калининграда уже не до конца уверены, что справятся с такой амбициозной задачей.

В пятницу в ходе оперативного совещания в правительстве области глава городской администрации Светлана Мухомор представила расчёты своей команды по обеспечению детей детскими садами. В настоящее время, согласно докладу Мухомор, в журнале учета будущих воспитанников дошкольных учреждений Калининграда зарегистрировано почти 17 тыс детей. Из них в возрасте от 2-х до 3-х лет — 4 тыс 363 ребенка, старше 3-х лет — 3 тыс 874 детей. Само собой, если учесть, что семьям перестают платить региональное пособие по уходу за ребенком с момента, когда малышу исполнится полтора года, то в число особо нуждающихся нужно включить еще пару тысяч детей, но даже и без этого, только для малышей от 2-лет уже сейчас нужно создать более 8 тыс мест в дошкольных чреждениях. Путем нехитрых расчётов горадминистрация получила итог: нужно построить 31 (!) детский сад и реконструировать 4. Деньги на реализацию этих «мечт» нужны немаленькие: в общей сложности 6,9 млрд рублей. Даже при софинансировании от области в 50% от суммы затрат, расходы города на образование до 2015 года составят 70% годового бюджета. Если тратиться на строительство детсадов такими темпами, то никакого ремонта дорог, крыш, школ и так далее калининградцам ближайшие 3 года не видать.

«В связи с изложенным считаем, что на сегодняшний день с учетом прогнозируемой доходной части бюджета решить вопрос строительства 31 образовательного учреждения к 2015 году даже на условиях софинансирования 50% не представляется возможным. Оптимальный срок, и то, достаточно напряженный, строительство и реконструкции — до трех учреждений в год. И, безусловно, эта проблема может решиться в пределах 2020 года», — заключила Светлана Мухомор.

Тут Николай Николаевич, по идее, должен был либо разнести в пух и прах пессимистичные прогнозы Светланы Борисовны, либо опечалиться и создать, по крайней мере, рабочую группу по пересмотру программы по строительству детских садов. Но Цуканов, вопреки ожиданиям, сначала напомнил, что-то есть «поручение премьера, президента» закрыть очередь в детские сады до 2015 года, потом сказал, что «правительство области понимает сложности муниципалитета» и обязательно софинансирует 50%, а затем и вовсе практически обвинил Калининград в нежелании решать проблему детских садов. «Если вы считаете, что этот вопрос не надо решать так быстро, остро, то это ваше право. Ваши полномочия», — сказал Цуканов.

Светлана Мухомор пыталась было возразить, что город очень даже хочет решать проблему, но вот не совсем может. Складывалось впечатление, что если бы кто-нибудь дал Калининграду все требуемые 6,9 млрд прямо сейчас, то детские сады были бы построены за год-два. Потому что, по словам сити-менеджера, уже сформировано 10 земельных участков, 4 из которых стоят на кадастровом учете. Но Цуканов, казалось, не слушал. К нему же подключился и вице-премьер Виктор Смильгин: мол, главное-то обеспечить местами в детских садах малышей от 3-х лет (к сожалению, Виктор Эдуардович не сказал, куда девать детей целых полтора года, когда семье без пособий надо на что-то жить), а на это нужно-то всего 10 детских садов. 5 — правительство, 5 — горадминистрация, вот и решим проблему, вот и все в шоколаде.

В итоге Цуканов рассудил так: сказал, чтобы Светлана Мухомор там у себя в администрации пересчитала циферки, уточнила статистику, глядишь, и детей в очереди раза в два сократится. «Если город Калининград считает целесообразным строить детские сады, значит, мы ему поможем 50%. Если он считает, что нет проблемы, значит, мы активнее будем строить в муниципалитетах, там тоже большие очереди», — сказал Цуканов и быстро закрыл тему.

После этого разговор, похожий, скорее, на беседу глухонемого со слепым, завершился. Создалось впечатление, что разумные доводы, противопоставляемые популистским обещаниям губернатора, никто из региональных властей даже не слушал. Каким образом будет выкручиваться Калининград, как специалисты «пересчитают цифры и уточнят статистику», мне не ведомо. Но зато я почему-то на 99% уверена, что в ближайшее время на каком-нибудь очередном мероприятии или выезде в муниципалитет Николай Цуканов снова, гордо подняв голову, скажет, что к 2015 году регион решит проблему очередей в детские сады. Он сорвет шквал аплодисментов, и, наверное, продолжит жить в полной уверенности, что за 3 года все как-нибудь само собой рассосется. Ах, да, к этому же времени вроде планируется спад рождаемости. Ну, тогда точно Николаю Николаевичу не о чем волноваться.

Мария БОЧКО, корреспондент

Berliner_04.jpgВремя строить и время сносить
Всё как-то про губернатора, да про губернатора, но куда деваться, всеж первое лицо. Итак, сегодня, кроме всего прочего, Николай Цуканов за один приезд проверил, как строится Берлинский мост, пообещал подать в суд на «Калининградскую правду» и поручил разработать программу, которая поможет построить за 5 лет шестиполосную окружную Калининграда с мостом в районе поселка Прегольский. Это все произошло примерно за час нахождения губернатора на выезде.

Больше всего журналисты ждали, впрочем, комментария на вчерашнюю публикацию в «Калининградской правде» о липовом дипломе губернатора. Тем более, что на традиционный подход после оперативного совещания в региональном правительстве он не пошел, чтобы успеть на этот важный выезд. Комментарий был, но скупой и не очень свежий, а вот с мостом всё интереснее. Суть выездного совещания с подрядчиком была такой: есть новый Берлинский мост, который нужно строить в 2012-м, 2013-м и 2014-м годах, и есть лимиты на нынешний год. По плану подрядчику полагается 700 млн рублей на этот год, а просили — 1,1 млрд рублей.

К слову, мост строится, по большей части, на областные деньги и частнично за счет федерального кредита, который тоже в перспективе — областные деньги. Но ввиду важности Берлинского моста на трансъевропейском транспортном коридоре 1-А«Рига-Калининград-Гданьск» процесс решили ускорить губернатор решил устроить аукцион невиданной щедрости и ускорить процесс выделения средств. Представитель подрядчика ООО «Спецмост» Сергей Афанасьев неоднократно повторил губернатору, что они в любом случае пустят по мосту рабочее движение в ноябре 2013 года. Возведенные со стороны Московского проспекта опоры, подглядывавшие из-за плеча губернатора, как будто бы подтверждали слова представителя подрядной организации.

В перспективе движение транспорта должно пройти по новому мосту, который строят рядом со старым. Новый мост, который должен быть достроен в 2014-м году, стоит 2,7 млрд. Старый мост после этого планируют снести, поднять опоры до уровня нового и построить сверху новый мост. Поэтому, по словам министра развития инфраструктуры области Александра Рольбинова, второй этап будет стоить примерно столько же, сколько и первый. Для этого даже готов проект, но пока он не отыгран на конкурсных процедурах и финансирование под него не предусматривали — надо достроить первый этап. Позднее оба моста дадут возможность запустить шестиполосное движение по окружной в этом районе.

Видимо эта мысль и сподвигнула губернатора поручить министерству развития инфраструктуры разработать проект, который «окольцует» Калининград и кольцо это сделает как раз-таки шестиполосным за пять лет. Впрочем, в проекте еще и мост через Преголю в том месте, где пока вообще никакого моста нет — в стороне залива. И в общем то, чуть позднее Александр Рольбинов сказал, что это небыстрая затея — нужно еще Приморское кольцо достроить. И что даже технического решения этого перехода через Преголю нету — будет это мост или тоннель. В общем то, возможно идея губернатора и не была чем-то таким спонтанным, а хорошо продуманный план с перспективами финансирования этой затеи. В конце концов, идею развития окружной и обходов обсуждают довольно давно, а тут и Чемпионат мира на горизонте маячит.

Но все же горизонты далеки, а реальность близка. И в реальности этой вчера в «Калининградской правде» вышла статья, обличающая вроде бы как липовый диплом о высшем образовании губернатора, а следовательно и оправданность его дислокации в губернаторском кресле. А Николай Цуканов еще ничего не комментировал и на подход в правительство сегодня не пришел, возможно, потому что его бы там спросили про эту самую статью. На закономерный вопрос журналистов губернатор начал было говорить, что слишком много чести газете, но потом, видимо, вспомнил, что с прессой говорит и начал уже говорить про улыбку. Точнее про то, что кроме нее, у губернатора не находится никакой реакции на подобные сведения, которые постоянно вытаскивают.

Он это связал с предстоящими выборами мэра Калининграда, назвал «весенним обострением», и сказал, что комментировал это уже десятки раз. «Диплом у меня есть», — констатировал губернатор и предложил всем посмотреть на результаты очередной проверки, если она будет.

В общем то, ничего такого особенного не сказал губернатор. Отказался обсуждать свое отношение к газете «Калининградская правда», «а то подумают, что я ее рекламирую», и, в общем то, «однозначно» пообещал обратиться в суд. И как-то даже совершенно неслучайно поехал именно на Берлинский мост, где подрядчик подчеркнул, что так много и тщательно работал на других объектах (Вторая эстакада на деньги города, например), что не успевал заниматься Берлинским мостом, но уже все сроки догнал и вознамерился перегнать. И стоило губернатору проговорить свои последние слова про газету «Калининградская правда», как он повернулся и пошел. И как-то не особо охотно комментировал все остальное.

Вряд ли губернатору так внезапно пришлось комментировать статью — в таких случаях, обычно, готовятся, репетируют. Публикация в «Комсомолке» тому лишнее подтверждение. И место, где выдавался комментарий, и прочий антураж — заранее спланированные декорации. Но перед тем, как сносить старые мосты, лучше уже иметь в запасе новые. Есть ли у губернатора новые политические мосты, мы, судя по динамичному развитию событий, узнаем вскоре.

Наталья КАЛУГИНА, корреспондент

Фото — из архива «Нового Калининграда. Ru».

Нашли ошибку? Cообщить об ошибке можно, выделив ее и нажав Ctrl+Enter

Полулегальные методы

Замглавреда «НК» Вадим Хлебников о том, почему власти скрывают от горожан свои планы по застройке.