13 апреля: небо над Берлином, мошенник-правозащитник и всё лучшее - Отрадному

Важные события пятницы: Европа становится ближе к Калининграду с открытием авиарейсов в Берлин, оппозиционер-правозащитник получил два года за мошенничество, а жители Светлогорска оказались поразительно единодушны в желании отдать областные деньги соседнему Отрадному.

air.jpgНа Берлин
В пятницу стало известно, что немецкая авиакомпания Air Berlin с 5 июня начинает летать в Калининград. Рейсы будут выполняться три раза в неделю — по вторникам, средам и воскресеньям. Впоследствии, с 15 сентября, компания планирует добавить еще один рейс в субботу.

В сообщении авиакомпании отмечается, что пассажиры из Калининграда смогут воспользоваться хабом в Берлине, чтобы добраться до Дюссельдорфа, Кёльна, Франкфурта и Мюнхена. Стоимость билета до Берлина — 59 евро, включая налоги и сборы. Air Berlin предлагает заказывать билеты уже сейчас на сайте авиакомпании. К слову, за среднюю стоимость билета в Москву, на рейсах Air Berlin до немецкой столицы можно добраться примерно три раза.

Отметим, что переговоры с этой компанией велись еще 2 года назад. В 2010 году бывший руководитель департамента развития транспортного комплекса Владимир Гренц в интервью «Комсомольской правде в Калининграде» рассказал, что Air Berlin просила правительство Калининградской области оказать содействие в открытии линии.

«Но пока что есть проблема — Калининград не включен в список аэропортов России, в которые могут осуществлять перелеты немецкие авиакомпании. Поэтому мы ожидаем от Минтранса соответствующее решение, — сказал тогда Гренц. — Мы надеемся, что в октябре—ноябре это решение состоится, и в 2011 году будут выполняться прямые рейсы в Германию».

Решение, по всей видимости, наконец состоялось. Теперь жители области получили возможность напрямую летать в Берлин за 2340 рублей (стоит напомнить, что во времена «КД авиа» стоимость такого перелета была выше). Конечно, полеты в ФРГ из Гданьска, которые предлагает авиакомпания-лоукостер Wizzair, все же дешевле — сегодня на сайте авиакомпании можно найти билеты до Кельна на июнь за 67 злотых — 670 рублей. Но если брать во внимание расходы на дорогу до Гданьска, очереди на границе и прочие неприятности, связанные с пересечением границы, то предложение Air Berlin, без сомнений, вполне привлекательно. Более того, компания все же осуществляет рейсы непосредственно в столицу ФРГ, а не в другие города, как другие лоукостеры, так что можно назвать приход этой авиакомпании на рынок калининградских перевозок настоящим прорывом.

Наверное, в этой связи можно надеяться и на продолжение этого прорыва, на то, что калининградским аэропортом заинтересуются крупнейшие лоукостеры Wizzair и Ryanair. Возможно, что это предположения из области фантастики, ведь эти авиакомпании весьма неплохо себя чувствуют в аэропортах Польши и Литвы, которые предлагают им интересные предложения. Лоукостеры продолжают расширять сеть маршрутов, в частности Ryanair сейчас летает из Каунаса в Испанию, на Кипр и Мальту за смешные 5500 рублей «туда-обратно», рейсами авиакомпании продолжают успешно пользоваться жители Калининградской области — счастливые обладатели многократных шенгенских виз.

Одно из основных условий лоукостеров — это невысокие аэропортовые сборы. Напомню, что в своем интервью «Деловому Петербургу» в марте 2010 года директор по маркетингу Ryanair Эрик Элмсаттер сказал, что Россия авикомпании сейчас категорически неинтересна. Он отметил, что «если у России будут более низкие аэропортовые сборы, такие же, как в среднем по Европе», то компания «может рассмотреть вопрос и о полетах в какой-нибудь небольшой аэропорт в России».

Как раз в этой связи приход в Храброво Air Berlin дает надежды, что движение лоукостеров в сторону Калининграда продолжится. Ведь Air Berlin согласилась на условия, предложенные ей нашим аэропортом, и эти условия вполне позволяют ей возить пассажиров в Берлин за 2340 рублей.

Правда, пока не совсем понятно, что будет с аэропортом дальше, после того, как он перейдет правительству Калининградской области, которое намерено его выкупить. Не зачахнут ли ростки лояльности к западным лоукостерам, которые мы наблюдаем сегодня, особенно в свете того, что регион продолжает дрейфовать в сторону от России (не в последнюю очередь, «благодаря» высокой стоимости авиаперелетов в Москву и Санкт-Петербург)? Политика — дело темное, особенно, когда она вмешивается в бизнес авиаперевозок. Да и государство, мягко говоря, эффективным собственником может считаться только на словах. Так что надо пользоваться, пока есть возможность, недорогими рейсами на Берлин.

Оксана МАЙТАКОВА, старший корреспондент

sud.jpgПреступление с наказанием
Общественный деятель, борец с АЭС, экс-помощник депутата, оппозиционер Михаил Костяев получил два года лишения свободы в колонии общего режима. Хотя приговор был вынесен по крайне «неполитической» статье, активист уверен, что дело связано именно с его общественной деятельностью.

Судья два часа без перерыва зачитывала доказательства. Как было установлено судом и следствием, Михаил Костяев возглавлял Фонд профпомощи животным. В 2009 году организация приняла участие в программе поддержки рынка труда правительства области. Из федерального и областного бюджета предприятие получило средства, которые должны были пойти на оплату труда стажеров и сотрудников Фонда.

Однако, как оказалось, люди, которые были наняты Костяевым, на самом деле не выполняли тех работ, которые были обозначены в документах. Некоторые из них не получили всей суммы, указанной в ведомостях, а некоторые — и вовсе денег не видели. Более того, отдельные «сотрудники» фонда денег вовсе не видели.

Любопытная деталь: все налоги с этих выплат Михаил Костяев заплатил. Именно поэтому сумму ущерба составляет 270 тыс рублей.

Михаил Костяев в своем последнем слове на предыдущем заседании суда не делал упор на фактической составляющей этого дела. Михаил Костяев утверждал, что дело — политическое. Он настаивал на том, что правительство области не пыталось взыскать с него ущерб. Подчеркивал, что на свидетелей по этому уголовному делу оказывалось давление. Правда, о том, действительно ли «сотрудники» фонда не выполняли тех работ, которые должны были сделать, правозащитник не говорил. Может быть, просто не успел. Может быть, вылетело из головы. Может быть, Михаил Костяев хотел обратить внимание суда на более важные факты в этом деле. Может быть, сказать по этому поводу ему было нечего.

Так или иначе, судья в своем приговоре ответила на все аргументы Костяева. Правда, даже если бы она потратила в разы больше времени на оппонирование высказываниям этого обвиняемого, большинство осталось бы непоколебимым: оппозиционера осудили именно из-за его политических взглядов, а не финансовых махинаций.

Право ли это большинство? Мы вряд ли получим однозначный ответ на этот вопрос. Михаил Костяев имеет право оспорить приговор еще неоднократно: и в кассационной, и в надзорной инстанции. Правда, судебная защита, а особенно защита качественная, — удовольствие не из дешевых. С другой стороны, сейчас Михаилу Костяеву представлен как нельзя более удобный повод доказать некогда полученное им звание одного из двадцати лучших правозащитников России. Если же молодому политику все же не удастся выйти на свободу, то это, в любом случае, будет крайне печально. Получается, либо правозащитники, гордо носящие титул лучших в России, тягаться с правоохранительной системой не в состоянии, либо те, кто защищает право, сами его соблюдать нужным не считают.

Ирина САТТАРОВА, корреспондент

svetl.jpgПони бегали по кругу
Глава администрации Светлогорска Владимир Михайлин сегодня проявил чудеса выдержки и несомненный педагогический талант. На защите своей программы конкретных дел в областном правительстве ему пришлось несколько раз объяснять, почему его программа требует всего 1,776 млн рублей и почему все два объекта программы находятся в Отрадном, а в самом Светлогорске ничего.

Первым этому факту удивился вице-премьер правительства Виктор Смильгин. «Удивительно — сход жителей Светлогорска, и они дали наказ оборудовать детскую площадку и парк в Отрадном», — заметил он.

Михайлин ответил, что на парк нужно 58 млн рублей, но при этом вся доходная часть бюджета Светлогорска составляет всего 56 млн, из них 44 млн идут на оплату «коммуналки». «У нас много чего нужно сделать, — пояснил глава Светлогорска. — Но у нас денег нет, бюджет пустой».

В ответ на это заявление Виктор Смильгин заметил, что подход к Светлогорску иной по сравнению с другими муниципалитетами. «Светлогорск — это наша визитная карточка, наше побережье, — сказал он. — И меня настораживает, что по самому Светлогорску нет ни одного мероприятия по программе конкретных дел. Мы все туда ездим и знаем, как посетители, что там есть проблемы».

«Если нам дадут 1,5 миллиарда рублей, то мы их освоим по-хозяйски, — парировал Михайлин. — Все достроим, приведем в порядок». Представители областного правительства предпочли никак не отреагировать на это замечание и переключились на отсутствие в программе частных инвестиций. Михайлину посоветовали с ними работать.

«За два года 20 миллионов инвесторы нам дали, — ответил Владимир Михайлин. — Мы стараемся подтащить людей, мы умеем с ними работать. На озеро Тихое дали 4,5 миллиона. Но у нас скудный бюджет», — снова подчеркнул он. «Не нужно нам помогать советом, нам другая помощь нужна, — намекнул глава Светлогорска. — Спасибо, что из 110 миллионов долга списали 75».

Виктор Смильгин снова предложил поискать деньги у себя под боком. «Есть проблемы с арендными платежами в Светлогорске, — заметил он. — Минфин обращает на это внимание. Мы понимаем, что долги эти образовались не по вашей вине, что вас обязали с высокой долей софинансирования строить ФОК. Но сейчас надо свои резервы подтаскивать, связанные с арендной платой за землю, за имущество. В Светлогорске нужно решать колоссальное количество проблем в ближайшее время, мы вас понимаем. Но мне казалось, что программа конкретных дел должна быть гораздо шире», — вернулся к началу Виктор Смильгин.

Но, как оказалось, арендные платежи брать в Светлогорске фактически не с чего. Земли, розданные в аренду, никем не используются, пояснила представительница администрации муниципалитета. «Мы собираем через исполнительное производство воздушные массы», — подчеркнула она. Нужно отметить, что в этом городе с землей вообще регулярно происходит что-тостранное.

Следом за вице-премьером вопросом частного инвестирования в благоустройство Светлогорска поинтересовался и.о. министра строительства Николай Телевяк. «Минус вашей программы только в одном, — заметил он. — Нужно было привлечь хоть маленькие деньги инвесторов». «Мы будем это делать, — сказал Михайлин. — Но говорить об этом сегодня? Если я скажу, то нужно будет выполнять. Но дополнения внесем».

В финале обсуждения Виктор Смильгин снова намекнул, что Светлогорск — особое место, и поэтому у него возможностей чуть-чуть больше, чем, например, у Ладушкина.

И только Михайлин передохнул, только все отвлеклись на программы конкретных дел Донского и Приморья, только выяснили, что в Донском администрация состоит из трех человек, что можно считать воплощением мечты губернатора, как пришел на заседание еще один вице-премьер правительства — Александр Васильевич Торба. И немедленно поинтересовался объемом программы конкретных дел Светлогорска. И когда Виктор Смильгин сказал, что в Приморье она больше, чем в Светлогорске, Александр Торба тоже посоветовал поискать инвесторов, не связанных с областным и муниципальным бюджетом.

«Задачи нужно ставить правильно, — не выдержал Владимир Михайлин. — Мы только сейчас узнали, что нужно вписывать частные инвестиции в программу конкретных дел. Знали бы раньше, то программа была бы намного больше. Сейчас там только наше финансирование!»

Больше никто источники финансирования и объемы программы конкретных дел Светлогорска исследовать не пожелал.

Татьяна НОВОЖИЛОВА, корреспондент.

Фото — из архива «Нового Калининграда.Ru» и airberlin.com.

Нашли ошибку? Cообщить об ошибке можно, выделив ее и нажав Ctrl+Enter

Полулегальные методы

Замглавреда «НК» Вадим Хлебников о том, почему власти скрывают от горожан свои планы по застройке.