Бег по кругу, беззаконье на полях и бедность от жадности

Важные события четверга: вместо четкой стратегии губернатор предложил иностранным инвесторам самим искать пути решения грядущих экономических проблем, внятных способов борьбы с собственниками сельхозземель, плюющих на их назначение, пока не видно, а достаточное финансирование системы здравоохранения в очередной раз под угрозой - из-за жадности людской.

tsuk_sad.jpgЗамкнутый круг
В минувший четверг бесконечный процесс обсуждения проекта стратегии социально-экономического развития Калининградской области затронул один из столпов стабильности — региональную Ассоциацию иностранных инвесторов. В отличие от иных площадок, на которых ведется уже вторую неделю эта дискуссия — областной Думы, общественной палаты, отделения партии «Единая Россия», данный круглый стол имел сугубо практическое назначение. Ведь если депутаты, общественники и партийные функционеры имеют весьма опосредованное отношение к экономическим перспективам области, то иностранные инвесторы во-первых серьезнейшим образом зависят от тех механизмов, которыми правительство предлагает компенсировать грядущий в результате окончания в 2016 году переходного периода и вступления в ВТО провал. Во-вторых, сама область в значительной степени зависит от того, сохранят ли инвесторы интерес к работе здесь или повернут свои взоры и, соответственно, денежные потоки в другие стороны. Входящие в Ассоциацию предприятия, по словам её президента Стефано Влаховича, обеспечили приток около 70% иностранных инвестиций.

В отсутствии министра экономики Елены Пожигайло представлять правительственные наработки пришлось ее заместителю Михаилу Городкову. Сообщив собравшимся о том, что автор легшего в основу проекта стратегии исследования, консалтинговая компания МакКинси "в мировой консалтинговой среде имеет такой же имидж, как выпускник кембриджского университета", Городков вкратце охарактеризовал то прискорбное положение, в котором область может оказаться в весьма недалекой перспективе, а также — методы, которыми правительство рассчитывает этого положения избежать. 

В первую очередь это, конечно, беспрецедентный рост туристической составляющей. Сейчас туризм дает региону около 2% валового регионального продукта, но в обозримом будущем чиновники надеются довести эту составляющую до 30-40%, привлекать ежегодно до 10 млн туристов, а обеспечить это счастье должен некий мега-проект — парк развлечений или вроде того. Соответственно, как грибы вокруг непосредственно туристического сегмента должны расти сопутствующие предприятия. Из трех сценариев, приведенных в проекте стратегии, правительство согласно лишь на максимальный, с миллионами, триллионами и прочими многочисленными нолями, так называемый «амбициозный» сценарий. В результате его реализации мы будем жить фактически в раю; так, после выполнения всех программ средненачисленная заработная плата в регионе должна составить аж 76,8 тыс рублей.

«Кто-то из вас видел стратегию?» — обратился губернатор Николай Цуканов к инвесторам, когда Михаил Городков вместе со всеми своими миллиардами и миллионами, наконец, иссяк. Ответом губернатору была тишина. Зато инвесторы видели кое-что другое, более важное. Реальные, а не нарисованные вилами по воде перспективы. К примеру, гендиректор «Калининградского деликатеса» Аудрюс Каладжинскас был настроен крайне пессимистично. Он сообщил, что с завершением переходного периода предыдущей редакции закона об особой экономической зоне и исчерпании таможенных преференций вся та привлекательность, которой он и коллеги по бизнесу соблазнились 12 лет назад, исчезнут. «Был расчет на то, что здесь был весь набор привлекательности — рабочая сила в 3 раза дешевле, зарплата в 30 долларов, электроэнергия была гораздо дешевле, но самой интересной „завлекалочкой“ был закон об ОЭЗ — пошлины на ввоз сырья», — заявил господин Каладжинскас. Теперь зарплаты выросли, электроэнергия подорожала, а льготы сходят на нет. «Себестоимость продукции, включая пошлину на импорт, становится ниже в Литве, чем в Калининграде. Если мы не сможем в Калининграде конкурировать с производителями в России, что мы можем делать благодаря преференциям, тогда мы закрываемся на калининградском рынке», — сообщил предприниматель.

Однако на конкретный вопрос, что же может предложить теряющим уверенность инвесторам областное правительство, цельного и конкретного ответа ни Аудрюс Каладжинскас, ни его коллеги по Ассоциации не получили. «Если у вас есть предложения, то мы готовы услышать от вас», — ответил губернатор. И сообщил, что, дескать, предприниматели занимались вовсе не тем — зарабатывали «быстрые» деньги с помощью таможенных преференций, вместо того, чтобы увеличивать степень локализации производства. «Давайте обсуждать, понимая, что пролонгации таможенных преференций просто не будет. У вас есть ассоциация — обсуждайте, давайте предложения. А что может сделать правительство для конкретно вашего производства?» — фактически развел руками господин Цуканов.

Другие инвесторы также не отличались оптимизмом. К примеру, генеральный директор ООО «ДСВ Транспорт» Леонид Степанюк посетовал на то, что развитие транспортной инфраструктуры в стратегии является лишь инструментом для достижения иных задач, но не входит в число приоритетов. «В последний раз наша отрасль прозвучала в „Стратегии 2020“, а сейчас приоритет стал инструментом для достижения основных задач», — пожаловался господин Степанюк. Губернатор эту претензию отверг, сообщив, что важное место развитию транспортной составляющей уделено в программе развития области. Которую, к сожалению, обсуждают вовсе не так широко, как проект стратегии.

Дискутируя со старшим вице-президентом компании «Автотор» и экс-министром экономики области Александрой Смирновой, Николай Цуканов и вовсе сорвался в какое-то площадное хамство. Госпожа Смирнова сообщила, что ее удивляет тот факт, что в стратегии практически не уделяется внимание таким направлениям, как налоговая политика, межбюджетные отношения и перспективы развития особой экономической зоны. «Если мы позволим себе принять стратегию в таком виде, федерация скажет — ребятки, а вы же ничего не просили. Мы сознательно так поступаем?» — спросила у губернатора экс-министр. Господин Цуканов назвал подобные предложения нелепыми, а по поводу претензий на часть уходящих в федеральный центр налогов вообще сказал, что с таким же успехом может предложить разделить «Автотор» между участниками встречи. Позднее он сообщил журналистам, что единственным вариантом, при котором региону могут перепасть дополнительные крошки от бюджетного пирога, который пожирают в федеральном центре, является административная реформа, предполагающая передачу полномочий регионам.

Попытался примирить разошедшихся инвесторов Стефано Влахович. Достаточно оригинальным способом — сообщив, что ждать готовую стратегию от правительства бессмысленно. «Ждать, что правительство выдаст полностью готовую стратегию, которая удовлетворит большинство экономических актеров — по меньшей мере странно», — заявил президент Ассоциации. «У потребителя есть такой подход — хотели как лучше, получилось как всегда. Мол, все равно ничего не получится. Те кто так говорит, улетают отдыхать в Париже, едут с семьей в Сардинию, им нравится, что всё хорошо, улицы чистые, нравится что медсестра в больнице вежливая. Но они не готовы лично рискнуть собственной рабочей силой, желанием, временем чтобы это произошло здесь», — призвал коллег броситься на спасение области господин Влахович. Походя задев журналистов, которые, по его мнению, «приносят в регион мало добавленной стоимости» и тратят время на «неконструктивные процессы», он резюмировал: «Можно удвоить, утроить ВРП. Произойдет это или нет — зависит от калининградцев».

Винить инвесторов в том, что они хотят увидеть понятные правила игры и какие-то «завлекалочки» от правительства, а не придумывать самостоятельно средства спасения — достаточно странно. В конце концов, бизнес всегда в первую очередь занимается зарабатыванием денег, и если правительство может создать ему такие условия, при которых хорошо будет еще и населению — честь и хвала такому правительству. Понять, чем же занимается наше, судя по его поведению в процессе обсуждения проекта стратегии, пока что крайне сложно.

Алексей МИЛОВАНОВ, главный редактор

pole.jpgБеззаконье на полях
Законы в России такие, что многие на них просто открыто плюют и живут, как хотят. Вот вам пример: в Багратионовском районе некий частный предприниматель, владеющий 95 гектарами земли сельскохозяйственного назначения несколько лет преспокойно там добывал песок и в ус не дул. Такой информацией в четверг поделилось с журналистами региональное управление Россельхознадзора. 

Загнал бизнесмен на поля экскаваторы с грузовиками и, показывая чиновникам и контролирующим органам неприличный жест, разрыл там карьер. Плевать он хотел на мелиоративную систему, плодородный слой почвы и рекультивацию. Ушлый предприниматель несколько лет добывал там песок и ничего не боялся. Ему, правда, пару раз выписывали штрафы за «невыполнение установленных требований и обязательных мероприятий по улучшению, защите земель и охране почв», но дело в том, что наш КоАП РФ для простых граждан предусматривает за это нарушение только штраф до 1,5 тысяч рублей. Всем понятно, что человека с 95 гектарами земли и тоннами песка такие административные наказания только смешат. 

Как говорится в сообщении Россельхознадзора, подобная наглость продолжалась с 2008 года, а, может, и дольше, потому что только в том году нарушение было выявлено. Ведь проверки бизнеса контролирующие органы могут проводить не чаще, чем раз в три года. Про все, что выходит за эти рамки, говорят обычно «кошмарить». Сколько тонн песка нарушитель вывез с полей, и сколько на этом сотен тысяч рублей заработал, одному ему и известно. Сейчас, правда, его счастью может прийти конец, потому что Россельхознадзор решил через суд лишить владельца права собственности на участок. Но, вероятнее всего, предприниматель уже получил от этой земли все, что хотел.

При прочтении подобных сообщений возникает недоумение: почему человеку на протяжении нескольких лет позволяли обогащаться и нарушать закон? Неужели никто ничего не может сделать, кроме выписывания смехотворных штрафов и бессмысленных предписаний? Оказывается, что практически ничего. Зато теперь на этом участке в Багратионовском районе «часть карьера захламлена бытовыми и строительными отходами, имеются признаки нарушения мелиоративной системы, в карьере обнаружены дренажные трубки и их фрагменты», и вообще, в целом, «земельный участок является нарушенным, технологически деградированным». Впрочем, есть еще возможность заставить выплатить нарушителю сумму причиненного земле ущерба, но для этого нужно провести кучу экспертиз и собрать ворох бумаг.

Все мы видим, что у нас творится с землями сельхозназначения. А если учесть, что порядка 70% из них находится в частной собственности, то наверняка пример 95 гектаров в Багратионовском районе не единственный. Кто-то благополучно добывает на своих участках песок, а губернатор области Николай Цуканов в это время с периодичностью раз-два в месяц жалуется на нехватку свободной земли для развития сельского хозяйства в регионе. «У нас сегодня очередь инвесторов, желающих взять землю в аренду. И мы им не можем предложить эту землю, к сожалению», - говорил некогда в марте Цуканов. 

Чтобы было что давать инвесторам, правительство за счет бюджета активно скупает у частников участки. Представим, что этот предприниматель Икс, раскопавший карьеры, не будет лишен права собственности. К примеру, он быстренько все зароет, наскоро рекультивирует, и предложит властям. По бросовой цене в 12 тыс рублей. Таким образом, за 95 гектаров он сможет получить почти 1,15 млн рублей. Очень даже выгодное завершение истории получается.

Региональные власти не так давно запустили программу ввода в оборот земель сельхозназначения. Да вот только программа буксует: далеко не все владельцы участков готовы расставаться со своими гектарами. Засеивать-засаживать у них тоже нет особого желания, а повышенными налоговыми ставками за запустение их только пугают. Местным властям тоже порой проблема земли, как говорится, до фонаря, иначе бы у них в муниципалитетах собственники не чувствовали себя так вольготно и не вытворяли на сельскохозяйственных землях все, что вздумается. 

Выход здесь, наверное, только один: ужесточать наказание за нецелевое использование земель. Это, конечно, вопрос к федеральным законодателям, но, по-моему, проблемы в сельском хозяйстве не только в Калининградской области. Да и контроль за землей должен быть, в конце концов, а то отдали кусок страны кому-то в собственность и забыли. Неужели муниципальным властям не приходит в голову мысль, объехать все пашни и посмотреть: а колосится ли там рожь, или очередной предприниматель наладил бизнес по добыче песка?

Можно еще долго плакаться, говорить об отсутствии земли для инвесторов, тратя бюджетные деньги на выкуп гектаров, а можно попробовать изменить ситуацию в корне. Иначе мы так и продолжим с завистью смотреть на засеянные поля в соседней Польше, в то время как наши земли медленно, но верно продолжат превращаться в заброшенные карьеры и заросшие пустыри.

Мария БОЧКО, корреспондент

mon_vert.jpgЖадность платит дважды
В следующий раз когда кто-то из нас захочет предъявить претензии к системе здравоохранения, этому кому-топридется посмотреть в зеркало. Встать и громко выругать себя самого. Или соседа. Или работодателя. Как показала проверка Контрольно-счетной палаты региона, здравоохранению не хватает 0,8 млрд рублей на текущие нужды. Как пояснили в территориальном фонде обязательного медицинского страхования, виной тому — низкие налоговые поступления.

С одной стороны, как мы все знаем, в регионе прямо сейчас реализуется программа по модернизации этой отрасли. Крайне похвальное начинание: оборудование, ремонты, стандарты и прочее, прочее, прочее. Конечно, мы постоянно что-то не успеваем по этой программе сделать. Но это уже другой разговор.

Естественно, не модернизацией единой живет наша медицина. Помимо покупки дорогой техники и покраски стен, больницам и поликлиникам нужно, как ни странно, платить своим сотрудникам зарплату, покупать расходные материалы, будь то таблетки или бинты, платить налоги и даже иногда покупать технику, которая в программу модернизации не вошла. Все эти манипуляции финансируются за счет средств обязательного медицинского страхования (ОМС).

Ликбез: в рамках ОМС за каждого жителя гражданина нашей страны в фонд обязательного медицинского страхования идут платежи, которые потом распределяются по медучреждениям. На федеральном уровне установлен стандарт, прописывающий, сколько нужно вносить за каждого гражданина в этот самый фонд, чтобы в больницах врачи получали нормальные зарплаты, «скорые» ездили не на драндулетах, а на более-менее сносной технике, а в палатах были не только злые пациенты, но еще и чистые полы, непродуваемые окна и бесплатные лекарства.

Так вот с этим самым обязательным медицинским страхованием у нас как-то не заладилось. Правительство Калининградской области прошлого состава ничтоже сумняшеся установило норматив меньше федерального. Георгий Боос так и говорил: нет возможности платить по федеральным стандартам.

В начале 2009 года прокуратура Калининградской области запротестовала в прямом смысле этого слова и даже подала в суд на региональные власти. Спор областного правительства и прокуратуры затянулся надолго. Дело даже дошло до Верховного суда, но и там посчитали, что медицина — совсем не та сфера жизнедеятельности, где стоит экономить. Боосу пришлось сдаться: в 2010-м году нормативы были подняты. В программе на 2011 год нормативы были утверждены на уровне федеральных.

Схема такая. В Калининградской области есть программа государственных гарантий бесплатной медицинской помощи. В этом документе правительство пишет, сколько нужно платить в год за каждого жителя области в фонд ОМС. В этой бумаге все чин по чину: 7 633 рубля и 40 копеек на каждого жителя. На 100% федеральный норматив.

Впрочем, утверждение программы еще не гарантирует, что на каждого жителя региона пойдет ровно столько средств. Так, фактически, на каждого калининградца в прошлом году пришлось 6 005 рублей и 76 копеек. Дело в том, что фонд формируется за счет взносов из трех источников: за работающее население платит предприятие, на котором они трудятся, а за безработных — региональный и федеральный бюджеты.

На неработающих граждан из регионального и федерального бюджета пришло, по данным Виктора Анохина, 4,625 млрд рублей. Если учесть, что у нас в регионе 480 тыс неработающих граждан, то, получится, что за каждого из них из бюджета заплатили почти 10 тыс рублей. И это при том, что по закону за неработающих граждан полагается перечислять в среднем 7 602 рубля и 40 копеек.

За работающее же население платит предприятие. Причем — фиксированный процент от зарплаты. 5,1%. «У нас же многие работают в серую. Вот получают они свои 6 тыс рублей. Посчитайте, сколько за год выходит», — сетует Анохин. Получается немного. В прошлом году те, кто платит своим сотрудникам минимальную зарплату, отправили в терфонд ОМС 3672 рубля за каждого работающего. Правда, средняя зарплата в регионе, если верить статистике, в области была на уровне 19 тыс рублей — значит, и платежи должны бы быть побольше — к примеру, на уровне 12 тыс в год. Но как оказывается, бумажная статистика и статистика денежная расходятся: большинство жителей области получают немного, а работодатели отчисляют в бюджет платежи неохотно.

Контрольно-счетная палата порекомендовала правительству области продумать бюджет так, чтобы платить больше денег в фонд ОМС. Впрочем, нужно помнить, что и областной бюджет тоже формируется за счет наших с вами налогов. Которые платят не все, не в полном объеме и не со всех доходов. Так что, хотели бы мы того или нет, но пока есть зарплаты в конвертах, как-то глупо всерьез просить государство исполнять свои обязательства на 100 процентов и в одностороннем порядке. Вот и получается, что мы с вами жадничаем и недоплачиваем, а потом сетуем, что часто лечат нас или платно, или плохо, а вот хорошо и бесплатно — редко.

С другой стороны, пока с телевизоров говорят о нескончаемой борьбе с коррупцией, не особо приносящей плоды, не стоит слишком уж удивляться тому, что предприниматели не спешат отдавать государству положенные по закону налоги, решая вопросы с нарушениями всевозможных норм и правил по старинке: взятками.

Ирина САТТАРОВА, корреспондент 

Нашли ошибку? Cообщить об ошибке можно, выделив ее и нажав Ctrl+Enter

Полулегальные методы

Замглавреда «НК» Вадим Хлебников о том, почему власти скрывают от горожан свои планы по застройке.