Депутаты и шлагбаумы, мусор и отходы, а также - бедность как порок

Важные события понедельника: вместо миллионов туристов на курортах Калининградской области появляются лишь вызывающие недоумение шлагбаумы и запрещающие знаки, регион рискует погрязнуть в опасных отходах, с которыми непонятно что и непонятно кому делать, а социальный рай, обещанный новым старым президентом, кажется всё менее доступным.

1_1.jpgДепутаты и шлагбаумы
Накануне начала нового курортного сезона журналисты «Нового Калининграда.Ru» побывали в Зеленоградске и Светлогорске. Увиденное в этом году мало отличалось от того, что мы привыкли наблюдать все предыдущие годы. Несмотря на регулярные заявления прежних и нынешних властей о необходимости развития туристской инфраструктуры, ситуация с ней по-прежнему остается плачевной. Серьезно расстраивает отсутствие в курортных городах нормальных парковок и подъездов к пляжам. Но особенно возмутила ситуация с подъездом к пляжу в конце улицы Гагарина в Зеленоградске, где сегодня красуется «кирпич» — знак, запрещающий въезд.

Пока что городские власти затруднились ответить на вопрос, насколько законно установлен этот дорожный знак на пути к общественному морю и пляжу, но пообещали разобраться.

Раньше в конце ул. Гагарина была организована общественная зона отдыха, на которую из областного бюджета выделялось несколько десятков тысяч рублей (был такой эксперимент, инициированный экс-губернатором Боосом). Деньги якобы были направлены на волейбольные площадки, скамейки, раздевалки, мангалы и столы для отдыхающих. Но прошло несколько сезонов, от денег и обещанного благоустройства не осталось ничего. 

Стоит напомнить, что у автомобилистов регулярно возникали проблемы с подъездом к морю именно в этом месте. В последние годы здесь стоял шлагбаум, с автомобилистов брали за въезд по 100 рублей. Правда, официально считалось, что деньги берутся за парковку автомобилей. Сама парковка представляла из себя обычный участок земли, поросший травой. В конце концов, нашелся человек, который подал в суд на совет депутатов Зеленоградска, которые принимали решение разрешить взимать деньги с автомобилистов, и депутаты, не дожидаясь суда, решение отменили.

Тем временем, в Зеленоградске, неподалеку от городского парка появились очередные шлагбаумы. Вновь там требуют по 100 рублей, но при этом владельцы паркинга — некая частная компания — не берут на себя ответственность за сохранность автомобиля и его содержимого.

У меня все время возникал вопрос — за что именно собирают деньги парковщики с автомобилистов? Если просто за местечко около моря, то на каком основании? Ведь море — оно вроде как общее. Если не просто за местечко, то должны же предоставляться хоть какие-то минимальные услуги. Но их, увы, нет.

Напомню, прошлым летом мне довелось побывать в Южной Сибири — республике Хакасия на курортах Шира, озерах Беле и Тус. За подъезд к озеру Тус с автомобилистов также брали деньги — по 100 рублей за машину, но за эти деньги можно было воспользоваться биотуалетом, пресной водой, даже принять походный душ. Территория — аккуратно убранная с чистенькими контейнерами для мусора. Около озера — сотни машин. Судя по автомобильным номерам, туристы приезжали на озеро со всей Сибири и даже регионов Дальнего Востока, оставались там на несколько дней. То есть, люди, взявшие в аренду этот участок земли, были готовы не просто брать деньги, но и что-то давать взамен. 

На наших пляжах, к сожалению, подобного не наблюдается. То ли не дорос еще наш европейский город до уровня Сибири, то ли слишком много тех, что хочет быстрых и легких денег. Только ведь получается так, что люди получают доступ к зарабатыванию быстрых денег не без ведома местных властей. В случае с Зеленоградском на установку шлагбаума в прошлом году было получено согласие депутатов местного совета. Депутатов же выбирают простые люди. Те самые люди, которые потом платят деньги за отсутствующие услуги. Возможно, в следующий раз на выборах стоит присмотреться к будущим народным избранникам пристальнее? 

Оксана МАЙТАКОВА, старший корреспондент 

2_2.jpgО мусоре бедном
Вот вроде очевидная для всех вещь: если хочешь жить хорошо и долго, то, помимо выполнения всяких-разных гимнастик и диет, поддерживай вокруг себя чистоту и порядок. Совершенно понятная даже школьнику сентенция. И применима она не только к отдельно взятому гражданину и его жилищу, но и к территории в целом. Например, к Калининградской области.

Ведь вроде как в регионе есть системный подход к этому вопросу. Не так давно даже целая «Обращение с отходами производства и потребления на 2012–2016 годы» стоимостью 625 млн рублей была утверждена. Правда, уже в момент принятия главный государственный санитарный врач области Татьяна Груничева усомнилась в ее исполнении.

Сегодня во время обзора мест сбора и утилизации отходов и председатель «Регионального Союза переработчиков отходов» Святослав Лавриненко тоже сказал, что все еще, можно сказать «вилами по воде писано». «Нет в областном бюджете денег на нее, и заинтересованности нет, - считает он. - Общую программу уменьшили с 6,6 миллиардов рублей до 2,2. Причем из бюджета пойдет только те самые 625 миллионов по областной программе, а остальные 1,2 миллиарда должны дать частные инвесторы. Но даже на областную программу в 2012 году деньги в бюджете не заложены. И неизвестно, какая часть должна быть федеральной, а какая – областной».

Кроме того, даже то, что уже сделано или делается, как-то не складывается в общий пазл. Например, знаменитый мусоросжигающий завод в Гусеве до сих пор не имеет конкретного хозяина, поэтому и строится ни шатко, ни валко уже почти два года. Финансируется этот объект Евросоюзом и областным бюджетом. Но региональная часть обеспечивается за счет ФЦП. Этих денег нет, поэтому завод сейчас практически заморожен.

Во время осмотра мусоросжигающей установки ООО «Универсальные технологии» выяснилось, что никто не знает, куда на самом деле девается основная часть медицинских и биологических отходов в области. На эту установку в год привозят около 100 тонн таких отходов в год из Калининграда и муниципалитетов. «В год в области производится 700-800 тонн медицинских и биологических отходов, - подсчитал генеральный директор предприятия Валерий Эпштейн. – Где они? Ведь только у нас есть установка для их сжигания».

Между прочим, на совещании по экологическим вопросам в администрации Калининграда, которое состоялось после осмотра, оказалось, что даже не все чиновники знают о существовании этой установки. И поэтому в Роспотребнадзоре сегодня обсуждали, что делать с 16,5 т пестицидов, которые уже нельзя использовать. И даже думали как-то профинансировать их вывоз за пределы области из областного бюджета. Хотя, как заметил Эпштейн, их установка запросто сожжет и эти пестициды, и многое другое в соответствии со всеми правилами утилизации таких отходов.

Кроме того, в области пока не работает система утилизации тех опасных отходов, которые нельзя сжигать, например, ртути. По идее, сборщик должен вывозить их за пределы области, но трансграничное перемещение таких грузов слишком дорого. Поэтому уже есть предприятие, которое хранит около тонны ртути в своих специально оборудованных помещениях и платит штрафы, так как вывоз ртути по всем правилам за свой счет попросту разорит его.

Но зато еще в январе на разработку и пошив формы для 19 сотрудников областной административно-технической инспекции (АТИ) потрачено более 600 тыс рублей. Именно эта структура облправительства контролирует процесс сбора и вывоза отходов. Эти траты выглядят крайне целесообразными на фоне сообщения о том, что в области обнаружено 22 места, где отходы разных классов опасности находятся с советских времен. Не говоря уже о том, что эксперты считают, что около 2,5 тысяч литров электролита из аккумуляторов в регионе выливаются просто так

Татьяна НОВОЖИЛОВА, корреспондент 

3_3.jpgБедные семьи
Новый старый президент России Владимир Путин, готовясь к выборам, много нам всего наобещал. В своей предвыборной программе он говорил про то, что «работающий человек в России не будет бедным», что мы сумеем «преодолеть бедность, неприемлемую для развитой страны». Все это в планах на ближайшие 6 лет, а вот с чем мы пошли к его возвращению на трон: разрыв между самыми бедными и самыми богатыми россиянами составляет 16,3 раза, многие жители страны могут позволить себе лишь необходимые товары, у значительной части многодетных семей едва хватает средств на существование. Кстати, о семьях: эксперты «РИА-аналитика» в понедельник представили рейтинг регионов, в которых семьи с детьми живут хуже всех. Калининградская область в списке далеко не на последних позициях, но радоваться особо нечему, и сейчас вы поймете почему.

Для начала о самой статистике: рассчитываются показатели регионов по данным Росстата. Из среднего дохода российских семей вычитаются траты на самые необходимые товары и услуги (обычно это входит в прожиточный минимум), а потом сравнивается то, что остается. Так вот – в Калининградской области у семей с двумя детьми на все про все на руках остается 16,1 тыс рублей, с тремя детьми – 10,1 тыс рублей. А здесь вам и одежда, и плата за образование, и школьные товары, и цирки с зоопарками. И учтите еще, что минимальный набор товаров – это то, что нужно, дабы не умереть с голоду. Ну, вы же не умрете, если будете питаться самым дешевым рисом и тушенкой? Вот примерно такие расчеты.

И это у нас еще неплохая ситуация, а вот в Алтайском крае, например, с тремя детьми, по официальным данным, вообще не выжить – каждый месяц в минус почти по 3 тыс рублей. Примерно то же самое еще в 9 регионах. Там, по всей видимости, люди сводят концы с концами только за счет госпомощи или каких-то «левых подработок».

Все это, конечно же, крайне усредненно. Например, далеко на каждый житель региона имеет доход в 17,1 тыс рублей (среднедушевой доход в Калининградской области). Что уже говорить о матерях одиночках или многодетных семьях. Данная «средняя температура по больнице», представленная экспертами, хоть и не дает детальную картину происходящего в стране, зато общие очертания видны как нельзя лучше. И не хватает оптимизма в обществе: согласно данным мартовского опроса ВЦИОМ, каждый седьмой россиянин ожидает ухудшения своего материального положения, а 57% не ожидают каких-либо изменений.

Как при таких условиях рожать детей? Можно понадеяться на материнский капитал, который сейчас составляет 365 тыс рублей, можно немного поправить свое положение за счет региональной выплаты в 100 тысяч, которые даются при рождении третьего ребенка. Но это далеко не панацея, потому что эти деньги разрешается потратить лишь на определенные цели, поэтому лишнюю школьную форму для ребенка на них не купишь.

Для полноты картины добавим очереди в детские сады и отказ региональных властей платить пособие по уходу за ребенком после того, как малышу исполнится 1,5 года. В этом случае уже никого не удивляют прогнозы областного министерства образования о «демографической яме». Дело здесь, наверное, не только в уменьшении «женщин детородного возраста» (все мы знаем, в какой демографической пропасти мы находились в 90-х годах), а в их нежелании обзаводиться вторым и третьим ребенком. Правда, с 2013 года, например, в Калининградской области семьям с тремя и более детьми обещают выплачивать пособия в размере прожиточного минимума, но спасет ли это Калининград от сокращения рождаемости?

С одной стороны, кажется, что нужно увеличивать суммы помощи государства. Ведь если люди не могут заработать на то, чтобы содержать детей, то власть должна им в этом помочь. Но с другой стороны – бюджет не резиновый. Об этом недавно еще раз напомнил Минфин РФ: доходы бюджета страны по сравнению с законодательно утвержденными параметрами снизятся в 2013 году на 310,5 млрд рублей, в 2014 году — на 449,6 млрд рублей, до 13 трлн 642,2 млрд рублей. При этом дефицит увеличивать не хочется (обещали же бездефицитный бюджет, надо выполнять). Придется сокращать расходы, говорит Минфин. К счастью, не на соцподдержку семей, а на пенсионную реформу и оборону. Как-то это не особо вяжется со словами предвыборной программы Владимира Владимировича, что «мы обеспечим долгосрочную устойчивость и самодостаточность пенсионной системы, рост пенсий и других социальных выплат».

Вопрос главный вот в чем: каким образом на фоне всего вышеописанного будут исполняться обещания нынешнего президента России, если на них, по меньшей мере, нужно 5,1 триллиона рублей за 6. Можно выкачивать из недр еще больше нефти и газа, но цена на это сырье очень нестабильна. Экономика же, производство у нас пока (верим, что «пока») развиваются не так быстро, как растут потребности людей. Как бы не пришлось сокращать расходы на социальные нужды, а то в этом случае народ восстанет. И тогда уже никакие обещания не помогут. Потому что прожить с тремя детьми на 10 тыс рублей в месяц можно, да вот терпение когда-нибудь, да лопнет.

Мария БОЧКО, корреспондент.

Фото - из архива "Нового Калининграда.Ru".

Нашли ошибку? Cообщить об ошибке можно, выделив ее и нажав Ctrl+Enter

Полулегальные методы

Замглавреда «НК» Вадим Хлебников о том, почему власти скрывают от горожан свои планы по застройке.