Льготы по-калининградски и долг, красный платежом

Важные события четверга: родное государство в очередной раз усложняет путь калининградцев и их детей в теплые края, а правительственные финансисты продолжают уверять нас в том, что большие долги области - это вовсе не так плохо, как кажется со стороны.

2.jpgЛьгота по-калининградски
Региональное управление ФМС в четверг сообщило о том, что родителям, которые планируют покупать для своих детей по «льготным» калининградским тарифам авиабилеты в Москву или Санкт-Петербург, стоит заранее озаботиться одной важной бумагой.

Бумага эта называется свидетельством о регистрации по месту жительства, и получать ее надо в подразделениях УФМС по месту жительства. Нужна она по единственной причине. У детей до 14 лет нет своих гражданских паспортов, в которых традиционно должен значиться штамп о прописке (ну, если говорить так, как утверждает закон, то регистрации, но на самом деле от прописки эта регистрация практически не отличается). Если ребенок не сможет предъявить документ, подтверждающий его принадлежность к «особой калининградской категории», то льготный билет ему вроде как не положен, даже если родители предъявят свои паспорта, в которых со штампами все в порядке. В данной ситуации сообщение УФМС носит превентивный характер — чтобы родители не оказались в ситуации неинформированности, ну и чтобы не бежали в управляющие компании, которые тоже выдают некие справки о регистрации по месту жительства.

Это очередное бумажное нововведение, признаться, стало очередной каплей, которых в последнее время немало падало в чашу нашего терпения. Как вы помните, сначала жители Калининградской области лишились права ездить на поездах без заграничных паспортов, на машинах в большую Россию — без литовских виз или упрощенных транзитных документов. Потом правительство страны ввело для жителей регионе «льготные» авиабилеты до Москвы и Санкт-Петербурга по цене 3600–3200 в один конец.

Я от себя заявляю со всей ответственностью — в прошлом году билет из Москвы до Калининграда я покупала за 2009 рублей (у меня даже электронный билет сохранился для достоверности). Потом, правда, мои планы изменились, и я полетела не из Москвы в Калининград, а из Санкт-Петербурга, заплатив за новый билет (за 2 недели до вылета, где-то в начале июля) 2500 рублей.

При этом глава региона пару недель назад по своему обыкновению, «на голубом глазу» доказывал, что в разгар сезона в прошлом году билеты стоили уж никак не меньше 15 тыс в один конец. Хотя, наверное, он имел ввиду бизнес-класс? Не в одном же салоне с простым людом летают наши чиновники, наверное, потому и с обычными ценами не очень-то знакомы.

Ситуация с введением «льгот» привела к тому, что сегодня в Москву и Питер нельзя улететь дешевле, чем по этим самым «льготным» билетам. Даже на сентябрь сайт «Аэрофлота» дает минимальную цену в один конце 4200 рублей. А это означает — надо брать паспорт, бумажку из УФМС для ребенка и бежать в представительство авиакомпании за тем самым «льготным» билетом.

Конечно, смешно было бы ждать от коммерческих авиакомпаний альтруизма по отношению к жителям самого западного региона, если после установления минимальной планки стоимости авиаперевозки возможность заработать сама летит в руки.

Кстати, не стоит забывать, что за перевозку каждого пассажира, заплатившего авиакомпании 3600 рублей за билет до Москвы, федеральный бюджет субсидирует еще по 2200 рублей. То есть, авиакомпания еще и на каждом пассажире зарабатывает.

Ситуация с «льготными» авиабилетами для жителей Калининградской области все больше мне напоминает слова хорошей знакомой, которая долгое время трудилась над имиджем одной крупной российской компании. «Мы думаем над тем, как сделать так, чтобы выманить у народа больше денег под предлогом того, что народу от этого станет только лучше». Так и в нашем случае — правительство области предлагает «льготные» авиабилеты по ценам, превышавшим цены прошлогодних нельготных, требует очередные бумаги с детей, но при этом искренне не понимает, почему жители возмущаются. Этакая льгота по-калининградски. 

Впрочем, я лично летать в Москву и Санкт-Петербург не планирую. На октябрь я купила билеты из Гданьска в Барселону, где планирую отдохнуть со своим ребенком. Билеты мне обошлись в 6200 рублей в оба конца за двоих, то есть в 1550 рублей в один конец с человека. Не удивлюсь, если моему примеру последуют тысячи калининградцев. Наверное, за стремление жителей региона ехать не в Россию, а в Европу надо сказать «спасибо» нашему правительству области и лично вице-премьеру нового правительства Дмитрию Рогозину и первому вице-спикеру Госдумы Александру Жукову. Всем этим представителям победившей стабильности, которые стабильно пытаются сделать, как лучше, но у них получается, как... 

Оксана МАЙТАКОВА, старший корреспондент

3.jpgГадание на долговой гуще
Сегодня стало известно, что, по мнению Минфина России, Калининградская область, равно как и еще 9 регионов страны, находятся в преддефолтном состоянии. Как сообщила директор департамента межбюджетных отношений министрества Лариса Ерошкина, во всех этих субъектах доля государственного и муниципального долга к доходам бюджета свыше 50%.

Наш министр финансов Виктор Порембский с такой оценкой не согласен. «Мне кажется, это предварительная оценка, не учитывающая сроков и состава наших обязательств, их структуру», — сказал Порембский. Госгарантии, предоставленные региону, нужно поделить на две части и рассматривать отдельно, считает он. И тогда окажется, что по проектам в муниципалитетах, в частности — реконструкция системы тепло- и водоснабжения Калининграда и проекты, финансируемые Фондом жилищного и социального строительства «общий объем гарантий составляет одну сумму, то фактические обязательства там меньше». И со второй частью тоже все неплохо, так как кредиты, предоставленные из федерального бюджета на дорожное строительство, в частности — на завершение второго эстакадного моста через Преголю, дешевые и долгосрочные. 

При этом министр как-то не стал заострять внимания на том, что сам же 11 мая на оперативном совещании указал, что при всех наших многомиллиардных долгах на погашение задолженности перед федеральным бюджетом в 2011 году было направлено только 214 млн рублей. А на начало 2012 года объем государственного долга Калининградской области составлял 12 млрд 56 млн рублей. И этой суммы обязательства по привлеченным бюджетным кредитам из федерального бюджета составляют 6 млрд 926 млн рублей, а гарантийные обязательства — 5 млрд 130 млн рублей.

При этом доходы областного бюджета в 2012 году должны составить 30,2 млрд рублей, из них собственные налоговые и неналоговые доходы составляют только 21,3 млрд рублей. Сам же Порембский при утверждении проекта бюджета отметил, что “бюджет по доходам весьма напряженный”.

Интересно отметить, что 3 млрд рублей из областного долга федеральному бюджету составляет сумма, взятая на 5 лет на строительство второй эстакады. Весь муниципальный долг областного центра в апреле составлял 6,232 млрд рублей. И власти города не видят источников его погашения. Из этих самых "эстакадных" 3 млрд рублей областной центр пока вернул 400 млн рублей. При этом в масштабной реструктуризации муниципальных долгов, в результате которой было списано 1,8 млрд рублей, Калининград не участвовал, так как область дала не свои деньги, а привлекла федеральный кредит, который нужно отдавать. 

Видимо, такая же участь ждет и региональный бюджет. Никто не собирается ему не то, что списывать уже существующие долги перед федеральным бюджетом, но даже давать субсидии в прежних объемах. По крайней мере, 2,2 млрд рублей из федерального бюджета, выделяемые на аэропорт «Храброво», область получит не в виде безвозвратной субсидии, а в виде кредита. Дешевого и долгосрочного. Который нужно будет вернуть за счет средств бюджета, в котором уже сейчас собственная доходная часть меньше чем в два раза превышает сумму долгов.

Татьяна НОВОЖИЛОВА, корреспондент 

Нашли ошибку? Cообщить об ошибке можно, выделив ее и нажав Ctrl+Enter

Полулегальные методы

Замглавреда «НК» Вадим Хлебников о том, почему власти скрывают от горожан свои планы по застройке.