Опыт не учит и губернатор в белом

Важные события среды: в ситуации с возвращением на калининградские дороги эвакуаторов власти могут оказаться в переплете похлеще, чем Георгий Боос с повышением транспортного налога, снижение грузопотока в торговом порту свидетельствует о тревожных тенденциях в региональной и не только экономике, а процесс принятия местного закона о выборах губернатора, кажется, решили использовать в качестве площадки для не особо умных политтехнологических игр.

traffi.jpgИ опыт не учит
Умные учатся на чужих ошибках, дураки — на своих. Если верить этой народной мудрости, то нынешние правители могли бы быть и поумнее. На этот раз свои способности правительство Николая Цуканова вместе с региональным парламентом продемонстрировало при попытке отрегулировать крайне чувствительную сферу жизни калининградцев — автомобильную. Пресловутый закон об эвакуаторах может оказаться своеобразным политическим Ватерлоо как для самого Цуканова, так и избравшейся год назад Думы. Да и для городских властей, которым предстоит столкнуться с выборами уже в октябре.

Сегодня в Калининграде, согласно статистике, 370 тыс автомобилей. Понятно, что в это количество входит и транспорт частных компаний, и автобусы, и «скорые», и так далее. Но даже за вычетом этого показателя выходит, что автомобиль в Калининграде есть почти у каждого второго. Если брать среднероссийский показатель, то личный транспорт есть у 47% семей. То есть, один автомобиль на две семьи, а не один — на двоих человек. Неудивительно, что при такой статистике все, что касается транспортных вопросов воспринимается крайне болезненно.

Экс-губернатор Георгий Боос уже попытался «задеть» автомобилистов. Он поднял транспортный налог. Тоже под благовидным предлогом — чтобы получить деньги из федерального бюджета на софинансирования программы по строительству и ремонту дорог. Не поняли, не простили. В Калининграде, впервые за долгие годы в России, собрались многотысячные митинги, у которых был и свой лидер, и свои требования — все как полагается. Это вам не «рассерженные горожане», а люди, которым натурально залезли в карман — массово и беспардонно. Чем закончилась история Георгия Бооса в Калининградской области помнят все.

В апреле прошлого года в России был принят закон № 69 со скучным названием «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (так, кстати, называются почти все законопроекты, вносящие изменения в ранее действовавшие правовые акты). Согласно этому закону штрафы за парковку в неположенном месте были увеличены кратно — до 2,5 тыс рублей.

Оно дело хорошее: не будем говорить за другие города, но в Калининграде в центре порой надо весьма исхитриться, чтобы пройти или проехать, так как тротуары и прилегающие территории просто заполнены автомобилями.

Федеральный законодатель в борьбе с неправедными водителями пошел еще дальше: если транспорт стоит неправильно, его надо эвакуировать. При этом пункт 10 статьи 3 ФЗ № 69 гласит «Перемещение транспортных средств на специализированную стоянку, <…>, их хранение, оплата расходов на перемещение и хранение, возврат транспортных средств осуществляются в порядке, устанавливаемом законами субъектов Российской Федерации».

То есть региональные правительства и Думы всюду по стране должны были принять свой закон, который бы отрегулировал всю эту неприятную процедуру для каждой области отдельно. Федеральный закон в части эвакуации автомобилей, кстати, вступает в силу с 1 июля 2012 года, при том, что был принят еще в апреле прошлого года. Возможно, федеральные парламентарии вообразили, что местные власти к этому моменту не только напишут закон, но и постараются сделать так, чтобы новые нормы можно было внедрять безболезненно.

Не будем говорить за другие регионы, но в Калининграде весь этот прошлый год нас кормили выборами, стратегиями, миллионами туристов и прочим бредом, а об эвакуаторах заговорили уже ближе к лету — как раз когда, что называется, петух жареный клюнул. Через 25 дней законопроект уже должен быть принят, а текста еще никто и в глаза не видел — его просто нет. Есть идеи, костяк, некий документ, который обсуждают на согласительных комиссиях, но сам законопроект еще не представлен.

Нет и муниципальных парковок — а значит, автомобили будут увозить, как и прежде, на частные стоянки некие частные компании. Кажется, еще живы в памяти те времена, когда эвакуаторы работали в городе: каждую неделю в той или иной газете можно было прочесть, как жадные до наживы частники забирали автомобиль, который был припаркован правильно или, забрав автомобиль нарушителя, повреждали его в дороге. Еще хуже — увозили машину в неизвестном направлении.

«Только в этот раз социальный взрыв будет еще больше», — предупреждает председатель общества защиты прав автомобилистов Георгий Румянцев. Раньше можно было эвакуировать лишь те автомобили, которые мешали проезду транспорта. Теперь машины будут забирать и тогда, когда они стоят на тротуаре, и когда у водителя не было при себе всех необходимых документов, и тогда, где машина стоит «под знаком», хотя, по словам самого же Румянцева, запрещающие знаки в муниципалитетах часто установлены сверх необходимости.

Разумеется, водителей, которые не слишком внимательно относятся к правилам дорожного движения и горожанам никто не оправдывает. Но во многих случаях автомобилистам просто негде оставить свой автомобиль. Маленькие клочки земли, выделенные под стоянку, никак не вмещают всех желающих. Незаконные платные парковки, у того же, к примеру, «Эпицентра», работают как и прежде. В Калининграде даже вроде бы заикнулись о разработке некой программы развития парковочной сети — но документа, не говоря уже о самих стоянках, в глаза никто не видел.

Теперь, когда до принятия закона осталось совсем чуть-чуть, правители срочно собрали согласительные и все прочие комиссии. За закрытыми дверями. Обсуждение может быть сколько угодно закрытым, но даже если правительство области вместе с Думой, которая не взяла на себя смелость писать такой закон, поставят десять замков на свои двери, количество парковок в городе не увеличится. Стоит ли удивляться, что когда у первых двух-трех десятков водителей уведут из-под носа автомобили, поставленные «как обычно», лестных слов в свой адрес власть не услышит? И весьма вероятно, что эти слова будут сказаны отнюдь не на кухне или в уютной «фейсбученьке». Но опыт прошлого губернатора, видимо, никого не учит. А борьба с автомобилями, запрудившими наши улицы, без строительства парковок смахивает на попытку убирать отходы человеческой жизнедеятельности без строительства канализации.

Ирина САТТАРОВА, корреспондент

port_1.jpgКак отрезало
Во вторник ОАО «Калининградский морской торговый порт» опубликовал статистику по своему грузообороту. Статистика безрадостная: с начала года перевалка грузов падает. Причем происходит это впервые за последние три года.

В предыдущий раз, в 2009 году, грузооборот порта упал без малого в четыре раза – с 413, 89 тыс. тонн в мае 2008 до 114, 1 тыс. тонн в мае 2009. За весь 2009 год было перевалено в два с лишним раза меньше грузов, чем в 2008 – 2 186,1 тыс. тонн против 4763,5 тыс. т.

В феврале 2009 года Владимир Калиниченко, бывший тогда гендиректором ОАО «Калининградский морской торговый порт», сказал: «В 2007 году мы перевозили 4,5 млн тонн, в 2008 – 3,5 млн тонн, а в 2009 мы надеемся перевезти хотя бы 2 млн тонн».

Ожидания оправдались, а со следующего года вообще начался довольно неплохой рост. К показателям вожделенного 2007 года подобраться так и не удалось, но 3,6 млн перевалки грузов в 2011 году очень даже неплохо. И это вселяло оптимизм не только самим портовика, но и всем понимающим людям – грузы ходят, область имеет стабильно работающую отрасль стратегического значения, так что можно жить и даже строить планы.

Падение грузоперевозок в 2009 году объяснялось главным образом высокими железнодорожными тарифами Литвы и общемировым кризисом.

При этом интересно отметить, что с Литвой, которая все-таки имеет собственный порт Клайпеду, удалось договориться о льготном тарифе, а вот отечественное РЖД в 2011 году согласилось «заморозить» всего лишь на месяц. В 2012 году вообще никаких «заморозок» не было, если не считать ими странные манипуляции с графиком повышения тарифов.

Но сейчас никто из понимающих в морской и не только грузоперевалке не решается сказать, что тарифы высоки, ситуация нестабильна как с экономической, так и с политической стороны, причем как в мире, так и в России, и в отдельно взятой Калиниградской области. Официально во всем виноваты вагоны, вернее, цена их аренды. Именно из-за ее неподъемности через порты области стали меньше вывозить и ввозить грузов.

Правда, кулуарно и без ссылок те же знающие люди говорят, что дело не только в вагонах. Порты наши страдают в первую очередь из-за оторванности региона от России. Поэтому опять-таки тарифы оказываются более высокими, чем, например, при перемещении груза в Усть-Лугу или Мурманск. К тому же модернизация нашему портовому хозяйству не просто рекомендована, а жизненно необходима, так как сейчас перевалка грузов происходит медленно и не слишком качественно. И не только порты, вся область в упадке, а это не та приманка, на которую согласны клевать грузоотправители.

Да и смена президента с правительством не пошла на пользу грузопотоку, так как в прокладке маршрутов очень важную роль играет не только экономика, но и политика. И вообще, «лучшее время для нас – это зима, когда везде лед, вот тогда про нас вспоминают», - отметили знатоки.

Татьяна НОВОЖИЛОВА, корреспондент

ts_er.jpgХороший, плохой, злой
В среду комитет областной Думы по законодательству обсуждал пакет законопроектов, которые касаются выборов губернатора Калининградской области.

Стоит напомнить, что 1 июня вступил в силу федеральный закон, возвращающий прямые выборы губернаторов. До 30 июня все регионы страны должны утвердить свои региональные законопроекты. Законодательный люфт регионам дан небольшой — все, что они могут «вписать» с областные законы — параметры муниципального фильтра (процент депутатов и глав местных органов власти, поддерживающих того или иного кандидата) и возможность или невозможность самовыдвижения кандидатов на региональном уровне.

Любопытно, что заседание комитета было назначено на 11 часов утра, однако только утром выяснилось, что заседание перенесли на 9, правда, журналистов об этом предупредить забыли. Весьма грустное упущение, если учесть, насколько важный законопроект на этом заседании обсуждался. Также выяснилось, что накануне прошла встреча губернатора с лидерами фракций областной Думы, что говорится, «без галстуков» и… без прессы, на котором также обсуждались эти законопроекты.

Вероятно, что в обоих случаях власти на самом деле просто забыли пригласить представителей СМИ, дабы общественность получила возможность узнать, о чем все же шла речь. Бывает, что поделать.

В итоге оказалось, что губернатор внес в Думу очень даже либеральный законопроект — в нем предусмотрен минимальный муниципальный фильтр и возможность самовыдвижения. Что делать с этими возможностями дальше, — решать уже депутатам Облдумы. И тут оказалось, что вся загвоздка — в процедуре самовыдвижения.

ЛДПР заявила, что она против такой возможности. Лидер фракции КПРФ Игорь Ревин отметил, что коммунисты пока не определились по этому поводу, и сначала им нужно посоветоваться со «старшими товарищами» по Госдуме.

«Справедливая Россия» и «Патриоты России» высказались за самовыдвиженцев. Однако в то же самое время глава «Патриотов» Михаил Чесалин голосовал на заседании комитета в принципе против законопроекта, потому что, по его мнению, муниципальный фильтр не даст возможности пройти в кандидаты представителям оппозиции.

«Процедура сбора подписей в муниципалитетах будет очень простой — как только в регионе назначат выборы губернатора, „Единая Россия“ проведет конференцию, на которой все местные депутаты и главы подпишутся за кандидата от ЕР. После этого они даже лишаются права думать о том, чтобы поддержать кого-то иного», — сказал Чесалин.

На резонное замечание о том, что выборы в Калининградской области, как обещал ранее губернатор, должны пройти в 2015 году, и у оппозиционеров еще будет возможность «привести» своих людей к мандатам местных депутатов и глав, Чесалин ответил фразой из басни про волка и ягненка.

«Помните, ягненок пытался играть по правилам волка и аргументами убедить его, что он ничуть не мутит воду, которую пьет волк? Все это может привести только к одному позитивному результату — открытию личины волковской, который скажет, что „ты виноват лишь в том, что хочется мне кушать“. Играть в эти игры? Я уже вышел из этого возраста», — сказал Чесалин. Под ягненком Михаил Чесалин, само собой, имел ввиду представителей оппозиции, под волком — «Единую Россию».

И вот как раз представители «Единой России» вдруг оказались не совсем согласными с губернатором, выступив против самовыдвижения.

«Если самовыдвиженец хочет выдвинуться кандидатом в губернаторы, он может это сделать, в том числе, договорившись с какой-либо партией», — сказала руководитель фракции «Единая Россия» Марина Оргеева.

Возможность вычеркнуть из закона о выборах пункт о самовыдвижении появится у депутатов во время обсуждения закона во втором чтении, то есть через 2 недели. В этом случае правительству области останется умыть руки, — мол, предлагали, как лучше, а депутаты — избранники народа — как всегда…

Интересная картина получается. Если раньше в умах жителей региона существовала четкая связь «губернатор — „Единая Россия“ — депутаты областной Думы от ЕР», то теперь эта связь стала разрушаться. В последнее время депутаты из партии власти уже не раз критиковали правительство. Однако, кроме громких слов, их критика ничем обычно не заканчивалась. Лично мне кажется подозрительным и новый демарш против губернатора со стороны «Единой России». Получается, что в глазах оппозиции и других нейтральных фракций Николай Цуканов останется хорошим и добрым либералом. 

Но вот волчья (фигурально выражаясь языком Михаила Чесалина) «Единая Россия» наступит на горло губернаторской доброте. Однако вряд ли можно поверить, что влияние Николая Цуканова на своих однопартийцев настолько ослабло, что они пойдут против его воли. Ведь что главное для главы региона? Чтобы оппозиция была спокойной и не выходила на митинги против него, ведь именно народный протест настолько беспокоит отцов государства, что они утверждают законы, искореняющие возможность протестовать.

Поэтому мне лично со стороны все это напоминает хорошо разыгранную политтехнологическую игру под названием «губернатор в белом». Любопытно, до чего, в итоге, доведут эти игры.

Оксана МАЙТАКОВА, старший корреспондент

Нашли ошибку? Cообщить об ошибке можно, выделив ее и нажав Ctrl+Enter

Полулегальные методы

Замглавреда «НК» Вадим Хлебников о том, почему власти скрывают от горожан свои планы по застройке.