Глава Калининградской пригородной пассажирской компании Виталий Муравьев собрал журналистов в четверг на свою пресс-конференцию, чтобы сообщить весьма печальные новости. По его словам, правительство Калининградской области не в полном объеме компенсирует убытки компании, поэтому движение пригородных поездов в регионе — под угрозой, и через год может вообще прекратиться.
Стоит напомнить, что подобные угрозы со стороны железнодорожников звучали не раз. Бывшая глава компании — некогда знаменитая советская актриса и экс-вице-мэр Калининграда по культуре, а ныне один из вероятных претендентов на пост главы города от партии «Яблоко» Александра Яковлева — заявляла о том, что правительство должно компенсировать КППК больше 300 млн рублей.
В итоге правительство компенсировало всего 5 млн, и компания вошла в новый год с серьезными минусами. В 2012 году правительство области согласилось выделить железнодорожникам еще 50 млн рублей, однако, по словам Виталия Муравьева, денег этих не хватит, поэтому в течение года компания может обанкротиться, и последние электрички убегут навсегда.
Руководитель КППК прозрачно намекнул, что в таком случае вина будет лежать на правительстве области, поскольку «благодаря» решению руководства страны, пригородные перевозки стали полномочиями региональных властей. Это значит, что правительство области не просто должно компенсировать убытки компании (а попросту говоря, оплачивать за счет бюджета работу пригородных поездов), но и согласовывать тарифы, расписание и объемы железнодорожных перевозок.
Правительство области, в свою очередь, от обязательств как бы не отказывается. Но и верить тем суммам убытков, которые «рисуют» железнодорожники, не очень склонно.
«Мы попросили пригородную компанию раскрыть структуру тарифа: что такое «регламент первый», «регламент второй», «регламент третий». Стоимость каждого регламента в разы, в порядки отличается. Что такое «непрофильные активы», где они? Почему транспортная компания арендует сама у себя подвижной состав и пути? Железная дорога, создав эту транспортную компанию, уже зарабатывает на сдаче в аренду и подвижного состава, и железной дороги. То есть они уже в прибыли, — заявлял Николай Цуканов в феврале этого года.
По его мнению, КППК должна улучшать качество услуги, «перестать гонять бронепоезда с 15-ю вагонами, а приобрести совершенно другую технику, экономичную, это 2–3 вагона — так называемые, рельсовые автобусы».
«Нужно тогда посчитать человеческий поток: если они снизят цену, заполнятся эти поезда? То есть вести нужно правильно бизнес», — сказал губернатор.
На пресс-конференции в четверг Виталий Муравьев рассказал, что все это уже сделано — изменилось расписание поездов, теперь пассажиры с востока области смогут на вокзале пересесть на поезда на курортное направление (раньше почему-то восточные поезда приходили на вокзал только после того, как уходили курортные), пригородная компания сдвинула расписание электричек, чтобы работающим и студентам было удобнее приезжать на работу и с работы. Даже число вагонов зимой снизили, чтобы увеличить их летом в жаркую погоду. Однако проблемы остались, поскольку, по его словам, почти во всем мире железнодорожные перевозки субсидируются из бюджета, а в России безубыточны только 2 пригородные компании — в Москве и Санкт-Петербурге, благодаря большому потоку пассажиров.
Калининградская область же находится где-то в хвосте списка регионов, которые поддерживают пригородные перевозки. Глава пригородной компании считает, что не последнюю роль тут играет «лобби автобусных перевозчиков».
Он рассказал, что правительство области четыре месяца не соглашается изменить тарифную политику железнодорожной компании, снизить стоимость билетов, дабы стоимость перевозки по жд смогла конкурировать с маршрутками.
«В правительстве области мне сказали откровенно: «Можете сворачивать свое движение, мы все перекроем маршрутками», — сообщил Муравьев.
Резон в словах неизвестного правительственного чиновника, которого глава КППК отказался называть, наверное, все же есть. Ведь маршрутчики денег из бюджета не просят, людей на море возят, да и сами на этом хорошо зарабатывают. Для чего тогда содержать за счет бюджета поезда? Не ради романтики же… К тому же и суммы убытков пригородной компании подозрительные… В общем, здоровый такой предпринимательский подход, который был внедрен в нашем правительстве области с приходом Георгия Бооса и продолжил реализовываться при Николае Цуканове. Мы же не Сибирь, где власти специально дают небольшим городкам статусы сельский поселений, чтобы местные бюджетники имели льготы, предназначенные для сельской местности. У нас деньги должны тратиться рационально, с умом, чтобы потом приносить новые деньги. Правда, в некоторых случаях такие траты ничего, кроме трат пока не принесли (к примеру, Приморское кольцо), но это мало кого волнует.
Как мне кажется, иногда все же стоит смотреть на вещи не только с точки зрения верного и безубыточного вложения денег. Наверное, нужно и у людей спросить, нужны ли им поезда. И если нужны, то не опускаться до взаимных подозрений, обвинений и шантажа, а искать консенсус.
Оксана МАЙТАКОВА, старший корреспондент