Последняя электричка и первый среди лишних

Важные события четверга: сенатор Совета Федерации от региона неизвестно зачем включился во внутрипартийные праймериз, которые проводятся неизвестно для кого, а перевозчик-монополист в очередной раз жалуется на нелегкую жизнь, обвиняя чиновников в лоббизме.

vlase6.jpgПервый среди лишних
В четверг стало известно, что калининградский сенатор Совета Федерации Николай Власенко всё же решился разбавить своей персоной список претендентов на пост главы Калининграда. Точнее даже будет сказать, что с него этот список начинается; Власенко стал первым, кто подал документы на участие в предварительных внутрипартийных выборах, называемых заморским и чуждым простому русскому уху словом «праймериз». Подал не все — но, по крайней мере, начал.

«Новому Калининграду.Ru» свой шаг сенатор объяснил достаточно путано. «Партия становится настоящей политической силой только тогда, когда борется за власть. Также и каждый член партии должен быть готов в любую минуту занять управленческий пост. Если по итогам праймериз партия решит, что я должен пойти на выборы — я пойду, если будет выбрана другая кандидатура — я поддержу выбор партии», — сказал Николай Власенко. В том, что «Единая Россия» борется за власть, сомнений, наверное, нет ни у кого. Более того, она уже давно одержала победу над остальными политическими силами, и теперь борьба эта происходит у партии, в основном, с самой собой.

Дело, впрочем, вовсе не в этом, а в том, что осенние выборы то ли главы, то ли мэра Калининграда будут проходить вовсе не в партийной плоскости. Глава муниципалитета — он, для своих избирателей, в первую очередь, персона, а уже во вторую — политик. Партийная активность с вражеским названием, которое еще не так давно некоторые местные единороссы пытались русифицировать в некие «праймеризы», как на выборах в Госдуму, так и на этих выборах — всего лишь попытка создать впечатление некоей жизни в мертвом теле. Более того, как показали всё те же думские выборы, от итогов внутрипартийного голосования не зависит ровным счётом ничего. Ну победил на них Юрий Савенко, ну и где тот Савенко? А получившая мандат депутата Наталья Бурыкина вообще включилась в праймериз примерно посередине этого процесса.

Всем более-менее интересующимся внутрирегиональной политикой очевидно, что битва на выборах главы Калининграда развернется между двумя кандидатами — действующим и неким антагонистом, удовлетворяющим одновременно пожеланиям губернатора и федерального центра. На какое-то время забрезжила было во многих головах надежда на то, что этим удовлетворителем сможет, всё же, стать Александр Ярошук, сведя таким образом интригу к нулю и число реальных претендентов к минимуму. Однако список взаимных претензий города к области и области к городу, как выраженных, так и затаённых, настолько велик, что возможность эта совсем уж призрачна. Даже сейчас, когда Ярошук и Цуканов вроде бы перестали прилюдно демонстрировать обоюдную ненависть.

Вообще, самое печальное в этой позиционной войне — так это то, что уже который раз вместо выборов наилучшего из кандидатов на тот или иной пост, в данном случае — главы муниципалитета мы получаем какую-то паучью возню. До выборов остаются считанные месяцы, но мы не слышим никаких идей, с которыми те или иные кандидаты предстанут перед избирателями. Один претендент пытается удержаться в кресле, другой — коммунист Галанин — пытается собрать на свою сторону весь негатив по отношению к действующей власти. Партия же, которая некогда осмеливалась называть себя политической силой «конкретных дел» занята складыванием некоего пазла, который, повторим, призван имитировать серьёзную внутрипартийную дискуссию.

В условиях, при которых выборы главы — вдумайтесь в это словосочетание — местного самоуправления радоваться опять же имитации возвращения губернаторских выборов могут совсем уж странные граждане. То, что именно на них делают расчет авторы другого политического пасьянса наших дней под названием «региональный закон о выборах губернатора», лишь укрепляет в мысли о том, что политике в нашем регионе давно и окончательно пришли кранты. То, что Николай Власенко в этой же ситуации изрекает тезисы про какую-то «политическую конкуренцию», серьезно подрывает уважение к этому, казалось, достаточно умному человеку.

Алексей МИЛОВАНОВ, главный редактор

rails4.jpgПоследняя электричка 
Глава Калининградской пригородной пассажирской компании Виталий Муравьев собрал журналистов в четверг на свою пресс-конференцию, чтобы сообщить весьма печальные новости. По его словам, правительство Калининградской области не в полном объеме компенсирует убытки компании, поэтому движение пригородных поездов в регионе — под угрозой, и через год может вообще прекратиться.

Стоит напомнить, что подобные угрозы со стороны железнодорожников звучали не раз. Бывшая глава компании — некогда знаменитая советская актриса и экс-вице-мэр Калининграда по культуре, а ныне один из вероятных претендентов на пост главы города от партии «Яблоко» Александра Яковлева — заявляла о том, что правительство должно компенсировать КППК больше 300 млн рублей.

В итоге правительство компенсировало всего 5 млн, и компания вошла в новый год с серьезными минусами. В 2012 году правительство области согласилось выделить железнодорожникам еще 50 млн рублей, однако, по словам Виталия Муравьева, денег этих не хватит, поэтому в течение года компания может обанкротиться, и последние электрички убегут навсегда.

Руководитель КППК прозрачно намекнул, что в таком случае вина будет лежать на правительстве области, поскольку «благодаря» решению руководства страны, пригородные перевозки стали полномочиями региональных властей. Это значит, что правительство области не просто должно компенсировать убытки компании (а попросту говоря, оплачивать за счет бюджета работу пригородных поездов), но и согласовывать тарифы, расписание и объемы железнодорожных перевозок.

Правительство области, в свою очередь, от обязательств как бы не отказывается. Но и верить тем суммам убытков, которые «рисуют» железнодорожники, не очень склонно.

«Мы попросили пригородную компанию раскрыть структуру тарифа: что такое «регламент первый», «регламент второй», «регламент третий». Стоимость каждого регламента в разы, в порядки отличается. Что такое «непрофильные активы», где они? Почему транспортная компания арендует сама у себя подвижной состав и пути? Железная дорога, создав эту транспортную компанию, уже зарабатывает на сдаче в аренду и подвижного состава, и железной дороги. То есть они уже в прибыли, — заявлял Николай Цуканов в феврале этого года.

По его мнению, КППК должна улучшать качество услуги, «перестать гонять бронепоезда с 15-ю вагонами, а приобрести совершенно другую технику, экономичную, это 2–3 вагона — так называемые, рельсовые автобусы».

«Нужно тогда посчитать человеческий поток: если они снизят цену, заполнятся эти поезда? То есть вести нужно правильно бизнес», — сказал губернатор

На пресс-конференции в четверг Виталий Муравьев рассказал, что все это уже сделано — изменилось расписание поездов, теперь пассажиры с востока области смогут на вокзале пересесть на поезда на курортное направление (раньше почему-то восточные поезда приходили на вокзал только после того, как уходили курортные), пригородная компания сдвинула расписание электричек, чтобы работающим и студентам было удобнее приезжать на работу и с работы. Даже число вагонов зимой снизили, чтобы увеличить их летом в жаркую погоду. Однако проблемы остались, поскольку, по его словам, почти во всем мире железнодорожные перевозки субсидируются из бюджета, а в России безубыточны только 2 пригородные компании — в Москве и Санкт-Петербурге, благодаря большому потоку пассажиров.

Калининградская область же находится где-то в хвосте списка регионов, которые поддерживают пригородные перевозки. Глава пригородной компании считает, что не последнюю роль тут играет «лобби автобусных перевозчиков». 

Он рассказал, что правительство области четыре месяца не соглашается изменить тарифную политику железнодорожной компании, снизить стоимость билетов, дабы стоимость перевозки по жд смогла конкурировать с маршрутками.

«В правительстве области мне сказали откровенно: «Можете сворачивать свое движение, мы все перекроем маршрутками», — сообщил Муравьев.

Резон в словах неизвестного правительственного чиновника, которого глава КППК отказался называть, наверное, все же есть. Ведь маршрутчики денег из бюджета не просят, людей на море возят, да и сами на этом хорошо зарабатывают. Для чего тогда содержать за счет бюджета поезда? Не ради романтики же… К тому же и суммы убытков пригородной компании подозрительные… В общем, здоровый такой предпринимательский подход, который был внедрен в нашем правительстве области с приходом Георгия Бооса и продолжил реализовываться при Николае Цуканове. Мы же не Сибирь, где власти специально дают небольшим городкам статусы сельский поселений, чтобы местные бюджетники имели льготы, предназначенные для сельской местности. У нас деньги должны тратиться рационально, с умом, чтобы потом приносить новые деньги. Правда, в некоторых случаях такие траты ничего, кроме трат пока не принесли (к примеру, Приморское кольцо), но это мало кого волнует.

Как мне кажется, иногда все же стоит смотреть на вещи не только с точки зрения верного и безубыточного вложения денег. Наверное, нужно и у людей спросить, нужны ли им поезда. И если нужны, то не опускаться до взаимных подозрений, обвинений и шантажа, а искать консенсус.

Оксана МАЙТАКОВА, старший корреспондент

Нашли ошибку? Cообщить об ошибке можно, выделив ее и нажав Ctrl+Enter

Полулегальные методы

Замглавреда «НК» Вадим Хлебников о том, почему власти скрывают от горожан свои планы по застройке.