Свой чужой аэропорт, выжить в ВТО и петля на шее бизнеса

Важные события вторника: аэропорт «Храброво» готов купить президент Кабардино-Балкарии, но региональные власти не оставляют надежды освоить на этом объекте 2,2 млрд федеральных денег, чтобы выжить в условиях ВТО, Калининградской области нужно научиться противостоять Москве, а выполнение предвыборных обещаний Путина помочь неимущим может обернуться затягиванием петли на шее бизнеса.

khrab.jpgСвой чужой аэропорт
Во вторник утром центральные СМИ сообщили о том, что вот-вот решится судьба 75% акций аэропорта «Храброво», которые в настоящее время принадлежат банку «Санкт-Петербург». Некий источник в авиационной отрасли сообщил изданию «Газета.Ru», что управляющей компанией калининградского аэропорта «Храброво» выбрана фирма, близкая к холдингу «Синдика» главы Кабардино-Балкарии Арсена Канокова. Более того, процесс выкупа доли банка «Санкт-Петербург» в ЗАО «Аэропорт Храброво» завершается 29 июня 2012 года.

Другое интернет-издание Lenta.Ru со ссылкой на газету «Ведомости» написало, что договор о привлечении нового инвестора будет подписан 28 июня. При этом издание тоже ссылается на «источник в отрасли». Получить официальные комментарии и выяснить сумму сделки не удалось. Это и неудивительно, поскольку до сих пор не было информации, сколько же на самом деле стоят активы, которые имеет банк «Санкт-Петербург» в Храброво.

По данным деловых СМИ, кроме «Синдики» на калининградский аэропорт претендовали группа «Ренова» Виктора Вексельберга, «Базовый элемент» Олега Дерипаски и компания «Воздушные ворота Северной столицы», управляющая «Пулково».

Любопытно, что авиакомпания «Пулково» — ГТК «Россия» в свое время имела опосредованное отношение к банкротству «КД авиа», которой принадлежал аэропорт. Напомним, в декабре 2008 года, когда у калининградского авиаперевозчика начались серьезные проблемы, ее генеральным директором был назначен Геннадий Болдырев, заместитель гендиректора ГТК «Россия», представлял его экс-губернатору Боосу глава правления банка «Санкт-Петербург» Александр Савельев. То есть, о существовании связи между банком и авиаперевозчиком из Санкт-Петербурга говорить все же можно.

Напомню, по версии следствия, именно Геннадий Болдырев перестал платить сотрудникам «КД авиа» зарплату, отправляя полученные компанией средства на обеспечение работы авиакомпании и выплату процентов по кредитам. При том, что основным кредитором компании был все тот же банк «Санкт-Петербург».

Но, как утверждают российский СМИ, в итоге акции аэропорта выкупит у банка фирма, близкая Канокову.

Информация вызвала, мягко говоря, недоумение среди представителей региональных СМИ. Ведь губернатор Николай Цуканов неоднократно говорил, что правительство Калининградской области намерено выкупить аэропорт в областную собственность, и что подобные договоренности были достигнуты во время визита в область в ноябре 2011 года бывшего премьер-министра, а ныне нового старого президента Владимира Путина.

Более того, Госдума уже одобрила выделение региону кредита в 2,2 млрд рублей, которые якобы должны были пойти на развитие инфраструктуры «Храброво».

В мае этого года, чуть больше месяца назад, Николай Цуканов рассказывал журналистам, что во время встречи в Минфине РФ в Москве он обсуждал вопрос о дальнейшей судьбе аэропорта. «Когда мы стали поднимать активно вопрос, появились частные инвесторы. Еще год назад их не было, никто не хотел брать этот разрушенный „рейхстаг“, а сейчас у нас очередь желающих обсудить этот вопрос, — сказал Цуканов. — Не исключено, что мы будем с ними говорить и обсуждать. Но этот вопрос мы будем обсуждать на встрече с президентом Путиным, поскольку у меня есть поручение по поводу аэропорта и Янтарного комбината».

Что же произошло за этот месяц? Встречи с президентом у Николая Цуканова не было (если, конечно, она не прошла как-то тайно для всех, что, само собой, фантастика). Однако непоколебимая уверенность авторитетных «Ведомостей» в том, что сделка почти закрыта, оставляет не очень-то много сомнений в том, что это не так.

Сам Николай Цуканов, комментируя во вторник журналистами появившуюся в СМИ информацию, предложил подождать «пару дней». По его словам, переговоры с инвесторами все еще продолжаются.

Тем не менее, во вторник он вполне определенно заявил, что «возможно <…> будет принято решение о приобретении этого актива не только бюджетом разного уровня и правительством Калининградской области, но, возможно, это будут и частные инвесторы». На вопрос о том, как сможет правительство влиять на нового собственника аэропорта, губернатор заявил, что «это инвестор, который выполняет или будет выполнять, если такое решение будет принято, инвестиционное соглашение, в котором будут четко прописаны параметры и задачи».

Я, наверное, не очень сильна в экономике и финансах, но мне лично сложно понять, как именно правительство сможет влиять на собственника, даже если будет некое инвестиционное соглашение. Не секрет, что в областном центре с застройщиками территорий заключалась масса инвестсоглашений о благоустройстве территорий, однако где все эти соглашения? И какую они имеют юридическую силу?

Но самое удивительно, пожалуй, в комментарии Николая Цуканова, — это заявление о том, что «если появляется, условно говоря, потенциальный инвестор, и он приобретает этот актив, это означает, что правительству Калининградской области, правительству РФ нет необходимости тратить деньги на приобретение этого актива, а есть смысл направить деньги, допустим, на реконструкцию». Вывод из этих слова напрашивается вполне определенный — можно предположить, что те 2,2 млрд рублей кредита, которые область получит из федерального бюджета, она пустит на развитие инфраструктуры аэропорта, который будет принадлежать некой частной фирме. При этом не стоит забывать, что миллиарды — кредитные, и их области придется как-то возвращать. К тому же, приход нового частного собственника, согласившегося вложить в проект свои деньги, предполагает, что этот собственник возжелает эти деньги не просто вернуть, но и получать прибыль. Чем это может обернуться для простых пассажиров, вполне понятно — удорожанием аэропортовых сборов и билетов. Никто пока не может дать гарантий, что новый потенциальный собственник действительно будет развивать аэропорт, а не решит перепродать его по более выгодной цене. Ведь это для нас аэропорт — свой, а для него — просто бизнес.

Но возможно, что у правительства области действительно есть некий великолепный план, который оставит счастливыми все стороны — и волки будут сыты, и овцы целы. Остается два дня, чтобы дождаться-таки обещанных губернатором разъяснений.

Оксана МАЙТАКОВА, старший корреспондент

В поисках уникальности awnil_5.jpg
Известный российский экономист Михаил Хазин сегодня на встрече-диалоге с представителями регионального объединения РСПП сообщил, что, хотя всю страну, да и мир тоже, ждет очень тяжелый кризис, у Калининградской области есть шанс выгодно его использовать.

«Нас ждет очень тяжелый кризис, — сказал он. — При этом сокращение количества богатых людей будет более сильным, чем падение экономики». По его мнению, в недалеком будущем будет сокращение финансового сектора чуть ли не в 10 раз, что приведет к численному уменьшению элит и в США, и в Европе, и в России, так как они владеют в основном финансовыми активами.

Как считает Хазин, именно по этой причине ведущие игроки ВТО решили срочно принять Россию в эту организацию. Такая мера не спасет всю экономику развитых стран, но зато даст возможность выжить и «заработать» некоторым западным компаниям.

По его словам, 30 лет частный спрос в США, а затем и в Европе рос за счет долгов. «С 1981 года в США началась политика „рейганомики“ — стимуляция частного спроса через кредитование населения, — пояснил Хазин. — Эти долги рефинансировались, снижалась стоимость кредитов. Но теперь рефинансирование долга невозможно и это привело к кризису». В результате производственные мощности, завязанные на экономику развитых стран, простаивают, а это ведет к дальнейшему углублению кризиса. А у нас уже экономика импортного потребления, заметил экономист. «Раньше мы многое производили сами, включая, например, самолеты, — подчеркнул он. — Теперь почти ничего не производим». И поэтому только сейчас, когда в России с точки зрения мировой экономики не осталось сильных компаний, ее взяли в ВТО. «Конечно, сейчас лучше было бы не вступать, — считает Хазин. — Вступили бы в 90-е, была бы совсем другая ситуация. Тогда у нас были объекты для экспорта».

Для Калининградской области вступление в ВТО тоже ничего хорошего не принесет, думает эксперт. Но, с другой стороны, у региона есть шанс стать действительно уникальным. Как считает Хазин, в ближайшее время в мире будет масса глобальных преобразований. «Станет распадаться Атлантическое единство — это главное политическое событие, — предсказывает Михаил Хазин. — Падение спроса заставит защищать свои рынки. Производственные мощности и Европы, и США могут покрывать рынки друг друга. Поэтому конфликт неизбежен». Кроме того, в ближайшие год-два США и Европа будут разрушать ВТО.

В этих условиях всем регионам необходимо защищаться, а в Калининграде сделать это проще, чем в других субъектах России. «В Калининградской области все будет не так, как России, — отметил экономист. — У вас нет границ с Россией и почти открыты границы с Евросоюзом». Поэтому у региона есть дополнительный козырь при разговоре с федеральным центром.

Как считает Хазин, во всем мире будут распадаться старые и возникать новые союзы, и России придется с кем-то объединятся на новых принципах. Одним из лучших вариантов может стать партнерство с Германией, создание единого экономического кластера, в котором Россия будет поставлять сырье, а Германия — технологии. «А Калининград может стать точкой отработки технологий взаимодействия Германии и России, — думает эксперт. — И это может привести в регион инвестиции, новые технологии со всего мира. Появится большой грузопоток из России». И в этом случае будут неважны транспортные издержки.

Но для этого, уверен Хазин, необходимо разработать региональные программы выживания и отстоять их. Нужно быть готовым торговаться с Москвой, так как никто добровольно на уступки не пойдет. И даже, вероятнее всего, идти на шантаж.

Татьяна НОВОЖИЛОВА, корреспондент

pens_2.jpgСамые крайние
Государственные мужи, кажется, попали в патовую ситуацию. Те, c кем обычно высшие правители разговаривают с экранов телевизоров — пенсионеры, малоимущие, бюджетники, — увы, требуют на себя все больше средств, а те, кого люди из телевизора демонстративно игнорируют — пока не могут заработать столько, сколько стоит народная лояльность.

Не так давно прошли выборы. Еще полгода назад мы могли умиляться еженедельным посланиям тогда еще премьер-министра, слушали бодрые отчеты с телеэкранов, развлекались политическими дебатами по вечерам. Времени прошло не так много: полгода, а то и меньше. Мы ведь еще все помним. Путин много обещал. Эксперты подсчитали: наобещал на 9,9 трлн рублей.

Мы помним, с кем, в основном, говорил премьер-министр. Основные выгодоприобретали его президентства — так называемые «социально незащищенные слои населения». Если мы вспомним путинскую статью в «Комсомольской правде» «Строительство справедливости. Социальная политика для России», то найдем в ней следующие слова: «Пенсии непременно будут расти. Как и прежде, еще раз хочу сказать, что я против повышения пенсионного возраста». Далее Путин заверил всех: «Государство может и обязано предоставить каждому гражданину в старости средства на нормальное питание, лекарства, одежду и другие основные нужды».

И вот, не прошло и полгода, как Минфин заявляет, что государство, увы, не может. Не может предоставить каждому гражданину в старости средства на нормальное питание, лекарства, одежду и другие основные нужды. Правда, ведомство заявляет это как-то не очень громко и убедительно: совсем не с тем размахом, с которым федеральные чиновники обещали населению всякие «плюшки» перед выборами.

Заявления о том, что Пенсионный фонд страны испытывает жесточайший дефицит и не знает, чем его покрыть, не печатаются в массовых газетах и не звучат из уст дуумвирата для широкой аудитории. Информация о том, каким методом Минфин собирается выкрутиться из сложной ситуации с финансированием ПФР, появилась в газете «Коммерсант». Ведомство предложило сократить расходы бюджета, снизив федеральное субсидирование дефицита Пенсионного фонда на 89,1 млрд руб. «Большая часть такой экономии будет обеспечена ростом фиксированного платежа для самозанятого населения с 22% до 50% фонда оплаты труда. К 2015 году экономия для федерального бюджета по этому разделу должна составить 465,3 млрд руб», — сообщает издание.

К чему приведет такой ход в перспективе — догадаться не сложно. Как предполагает экономист Георгий Дыханов, так называемые «самозанятые» (индивидуальные предприниматели, владельцы микробизнеса), либо уйдут в тень, либо прекратят работу, потому что работа перестанет быть рентабельной.

Другое дело, что микропредпринимателей, в отличие от пенсионеров, в стране немного. С математически-электоральной точки зрения куда выгоднее поднять налоги для одних, чтобы удовлетворить запросы других. За победившую стабильность всегда нужно кому-то заплатить.

Ирина САТТАРОВА, корреспондент

Фото из архива «Нового Калининграда.Ru»

Нашли ошибку? Cообщить об ошибке можно, выделив ее и нажав Ctrl+Enter

Полулегальные методы

Замглавреда «НК» Вадим Хлебников о том, почему власти скрывают от горожан свои планы по застройке.