Стопервый куратор для враждующих элит и трамвайный танец с народом

Важные события понедельника: столица вновь высылает в регион эмиссара-куратора для «разрула» бесконечного конфликта местных элит, а городские власти продолжают ритуальные танцы с общественностью, требующей сохранения брусчатки на исторических улицах Калининграда.

kremlin.jpgКураторская карусель
Сегодня «Ведомости», ссылаясь на высокопоставленные анонимные источники, сообщили, что мечта губернатора Калининградской области о персональном кураторе для региона вот-вот осуществится. И даже назвали самого вероятного кандидата на эту должность. Им оказался не вице-премьер правительства, как хотел губернатор, а замминистра экономического развития РФ Станислав Воскресенский.

Новый потенциальный куратор должен будет разрулить конфликт внутрирегиональных элит и помочь области достойно встретить грядущее счастье от вступления в ВТО.

Сенатор от Калининградской области Николай Власенко весьма осторожно прокомментировал эту персону. По его мнению, Воскресенский прекрасный экономист, работал над законом «О торговле». «Важно, какие у него будут полномочия, — подчеркнул сенатор. — Экспертов в облатсь много приезжает, но толку пока мало. Важно, что будет дальше, с тем же законом „О Калининградской области“, например».
Между прочим, интересно отметить, что в Министерстве регионального развития идею Цуканова о вице-премьере-кураторе встретили скептически.

С другой стороны, у региона уже были кураторы, но ни один из них не совмещал одновременно посты вице-премьера и «смотрящего» по региону. Хотя порой все останавливалось буквально в полушаге от этого слияния.

Первым официальным куратором области был Дмитрий Рогозин. Он с лета 2002 года по январь 2004 являлся спецпредставителем президента по проблемам Калининградской области в связи с расширением Евросоюза.

Он главным образом занимался проблемой безвизового транзита россиян из России в Калининград через территорию Литвы. В результате длительной работы Рогозина с чиновниками ЕС визы были заменены УПДЖД — упрощенным проездным документом для проезда по железной дороге. Как отмечает Газета. Ru, на самом деле основные вопросы решались по линии МИД, поэтому «единственная роль, которую было поручено играть Рогозину, — это не столько участие в переговорах, сколько пропаганда их результатов как безусловного успеха российской дипломатии и лично президента Путина».

Председатель комитета по экономической политике областной Думы Юрий Маточкин тогда же заявил, что Дмитрий Рогозин в должности спецпредставителя президента по проблемам Калининградской области «сделал меньше, чем мы ожидали». Как первый губернатор области, «вести переговоры между российским правительством, Калининградом и Евросоюзом вполне мог бы калининградский губернатор Владимир Егоров. Или же эти проблемы могли были решаться в МИДе, на уровне замминистра». Но третий, в то время действующий, губернатор Калининградской области Владимир Егоров высоко оценил деятельность Дмитрия Рогозина на посту спецпредставителя Президента РФ по калининградской проблематике.

После кураторских забот Дмитрий Рогозин руководил партией «Родина», продолжал возглавлять делегацию Федерального собрания в Парламентской ассамблее Совета Европы, ну, а теперь стал вице-премьером и даже посещал в этом статусе область.

После него о московских кураторах Калининградской области ничего не было слышно, пока не случились известные «мандариновые» митинги. И оказалось, что куратор таки был, но узнали о нем ширнармассы только после его отставки. Олег Матвейчев, правда, всячески открещивался от того, что его увольнение хоть как-то связано с митингом 30-го января.

После него куратором Калининградской области от администрации президента стал Сергей Невар. Он даже приезжал в Калининградскую область почти сразу после своего назначении и встречался с оппозицией.

Что именно делали эти два чиновника, кроме как смотрели на нас, неизвестно. По крайней мере, ни о каких их действиях в отношении регионального законодательства, продвижения областных интересов на федеральном уровне неизвестно. Похоже, они и должны были только обеспечивать лояльность региональной элиты лично президенту. Ну или хотя бы контролировать настроения населения.

И, кажется, региональным властям хорошо известно, что нынешние московские кураторы должны не помогать региону, а только его контролировать. И именно поэтому уже больше года много говорится о необходимости и успешности калининградского лобби в столице.

Новым кандидатом на роль «нужного» куратора региона стал Александр Жуков, настоящий вице-премьер, которого, как все сначала думали, выделили региону всего лишь в качестве паровоза для «Единой России». Николай Цуканов даже отверг идею штатного оппозиционера облдумы Соломона Гинзбурга об усилении статуса губернатора Калининградской области вплоть до совмещения его с должностью заместителя главы администрации президента. Тогда, в авгусе прошлого года, губернатор сказал, что у области уже есть куратор, тот самый Жуков. Но позже оказалось, что Николай Николаевич поспешил.

Но губернатор Цуканов все равно и сейчас настаивает, что нынешний вице-спикер Госдумы в бытность свою вице-премьером таки был куратором региона и очень много чего на этом посту сделал хорошего. В актив ему были записаны бюджетный кредит на строительство аэропорта, поправки к правилам вывоза янтаря. Вопрос о законе «О Калининградской области», которым вроде бы плотно занимался Жуков, был главой региона мягко обойден.

Теперь же, когда же оказалось, что Жуков в Госдуму шел всерьез, и что региональные проблемы его не слишком волнуют, вопрос о федеральном кураторе для области снова стал актуален, считает губернатор.

Правда, так и остается неясным, чем именно сможет помочь такой человек региону, учитывая те успехи, которых достигли предыдущие товарищи на этом посту.

Татьяна НОВОЖИЛОВА, корреспондент

3.jpgТрамвайный вопрос
В воскресенье глава города Александр Ярошук заявил о том, что трамвайные пути на ул. Тельмана будут сохранены, чтобы по ним мог ходить специальный туристический трамвай.

Это заявление Ярошук сделал после того, как прокатился на автобусе вместе с представителями инициативной группы по сохранению историко-культурного наследия города, которая в Фэйсбуке именуется «Спасем брусчатку». Сообщество это в чем-то напоминает совет по культуре при губернаторе Николае Цуканове. Однако если губернатор собирает совет примерно раз в полгода, Ярошук в последнее время появляется в обществе «спасителей брусчатки» все чаще. В частности, на встрече в начале июня он пообещал, что на дорогах города будет по максимум сохранено историческое покрытие.

Тогда же Ярошук заявил, что трамвайные пути с Тельмана планируется убрать. «Трамвайное движение на ул. Тельмана мы закроем, оно приносит 35 млн рублей убытков в год, потому что там никто уже не живет, одни частные дома, — сказал Ярошук. — После демонтажа трамвайных путей появится еще одна полоса — пусть подрядчики думают, как ее реконструировать, чтобы выложить брусчаткой».

В прошлый понедельник намерение ликвидировать маршрут и рельсы на ул. Тельмана подтвердил и глава «Калининград-ГорТранса» Анатолий Мухомор. По его словам, убытки от трамваев составляют 44 млн рублей в год, в частности, каждый трамвай маршрута № 1 ежедневно приносит 16 тыс рублей убытков, поскольку ходит полупустым.

«Раньше в особняках на ул. Тельмана жили по 4 семьи, а теперь в каждом доме один хозяин, у каждого члена семьи своя машина», — заявил Мухомор.

Члены инициативной группы «Спасем брусчатку», обсуждающие свои действия публично в интернете, после он-лайн конференции Анатолия Мухомора написали письмо с просьбой сохранить трамвайные пути для экскурсионного маршрута. Еще раз напомню, что Ярошук пошел им навстречу. Но вот в вопросе сохранения трамвайного маршрута № 1 глава города остался непреклонен.

Напомню, что городские власти не первый год говорят о ликвидации этого маршрута. В июне 2010 года об этом писала газета «Страна Калининград». «Вопрос упразднения маршрута № 1 обсуждается, он не востребован горожанами и убыточен, трамвайные пути — в ненормативном состоянии», — цитировала газета и. о. главы администрации города Светлану Мухомор. Она пообещала, что ул. Тельмана реконструируют, расширят, пустят по ней автобусы (сейчас там ходят только маршрутки).

Теперь, наверное, стоит подробно остановиться на цифрах. По словам Анатолия Мухомора, каждый трамвай маршрута № 1 приносит 16 тыс. рублей убытков. 10 трамваев (эту цифру называл Мухомор во время интернет-конференции «Чиновник он-лайн») приносят 160 тыс. убытков. Ежедневно. То есть, в год средняя цифра убытков от одного только маршрута № 1 должна составлять 58,4 млн рублей, а не 35, как говорил Ярошук, и не 44 (эту общую сумму, напомню, называл Мухомор).

Вполне возможно, что в какие-то дни на линии выходит меньше трамваев, они ходят реже, поэтому, сумма убытков не так огромна. Но стоит напомнить, кондукторы в 2010 году жаловались, что маршрут этот «пенсионерский», по нему ездят пожилые люди по сторублевым проездным. Разве не компенсируется перевозчику проезд пенсионеров? Ведь городской бюджет выделил на социальные проездные 97 млн рублей. Весьма любопытно было бы узнать, какая часть из этой суммы попадает МКП «Калининград-ГорТрансу».

При этом не стоит забывать, что по пути маршрута № 1 — два детских сада, ясли, школа для слабослышащих детей, детская музыкальная школа им. Гофмана, филиал поликлиники Ленинградского района № 1. Как-то сложно поверить, что все посетители этих учреждений добираются до них пешком или на своем транспорте. Я сама лично одно время пользовалась этим маршрутом по утрам, когда отвозила ребенка в садик в районе Гоголя. Народу утром в трамваях было достаточно. Весь учебный год трамваем пользовалась моя знакомая пенсионерка, которая возила внучку в музыкальную школу.

Кстати, решение Ярошука оставить трамвайные пути на Тельмана вряд ли позволит пустить по этой улице большие автобусы — улица узкая, карманы для заезда невозможны из-за трамвайных путей. Как тогда быть тем же самым пенсионерам, если совсем уберут маршрут № 1? Ездить на маршрутках, на которых льготы на пенсионеров не распространяются?

Почему бы не ввести специальное расписание движения трамваев по этому маршруту, пустить их, к примеру, в часы пик утром и вечером, когда они действительно пользуются популярностью у пассажиров. Я почему-то уверена, что пассажиры в трамвае будут, и будет их немало. Только им нужно точно знать, во сколько точно поедет трамвай.

Трамвайный вопрос долго и непрестанно волнует умы жителей областного центра, особенно представителей интернет-общественности, которые в большинстве своем на трамваях не ездят, пользуясь другим общественным транспортом или собственными автомобилями. Возможно, главе города не лишним было бы в следующий раз прокатиться по Тельмана не на автобусе, а на том самом трамвае № 1 в час пик и говорить с пассажирами, которые «не сидят в интернетах»? Правда, когда вновь пустят трамвай, пока остается загадкой — на Тельмана и Пролетарской продолжают ремонтировать брусчатку. Пенсионеры ходят в поликлинику пешком. Благо, что в музыкальной школе пока каникулы.

Оксана МАЙТАКОВА, старший корреспондент.

Фото - из архива редакции.

Нашли ошибку? Cообщить об ошибке можно, выделив ее и нажав Ctrl+Enter

Полулегальные методы

Замглавреда «НК» Вадим Хлебников о том, почему власти скрывают от горожан свои планы по застройке.