Неединая Россия и пьяный разворот

Важные события четверга: наша область - настолько "не островок России", что мы не можем даже толком помочь пострадавшим в наводнении в Краснодарском крае, а законотворческая деятельность депутатов Госдумы в отношении пьяных водителей не очень похожа на поведение трезвых людей. 

Untitled-1.jpgНеединая Россия 
В четверг стало известно, что три пункта сбора благотворительной помощи жителям Краснодарского края, пострадавшим от наводнения, вынуждены прекратить свою работу. Одна из основных причина вполне банальна для нашего региона — сложности с транспортировкой груза в «большую Россию».

Напомню, Совет национально-культурных автономий организовал сбор помощи еще в понедельник, планировалось, что вещи от жителей будут принимать до пятницы, 13 июля. Однако выяснилось, что отправить груз самостоятельно за пределы области не так просто — поскольку в нашем регионе продолжает действовать режим свободной таможенной зоны, вывезти за пределы Калининградской области вещи, даже бывшие в употреблении, можно только после прохождения необходимых таможенных процедур. На помощь представителям Совета национально-культурных автономий пришло областное министерство социальной политики, которое также занимается сбором благотворительной помощи. Решать вопрос с таможней министерство будет самостоятельно, и, по всей видимости, сделать это ему будет гораздо проще, чем общественной организации.

Конечно, сложно поверить в то, что люди, занимающиеся благотворительной акцией, вдруг решат под видом гуманитарной помощи вывезти в остальную Россию на продажу некий товар, ввезенный в регион без таможенных пошлин, однако закон есть закон.

Более того, стала очевидной и другая проблема — с приглашением в региональные оздоровительные центры детей из пострадавших от наводнений районов. Эти дети не прописаны в Калининградской области, поэтому «льгот» на авиабилеты не имеют. Добраться на поезде в наш регионе можно только при наличии заграничного паспорта. Пресс-служба правительства области сообщила, что министерство социальной политики через своих краснодарских коллег обратилось за помощью к федеральным структурам, чтобы они срочно оформить для ребят заграничные паспорта. Но как быстро это получится сделать, учитывая, что у многих семей из пострадавших районов пропали все документы, вопрос пока открытый.

Бывший спецпредставитель президента по проблемам Калининградской области, а ныне вице-премьер федерального правительства Дмитрий Рогозин, помнится громко заявлял, что проблема калининградского транзита решена — Литва согласилась пускать россиян по упрощенным проездным документам для проезда по железной дороге (УПДЖД) на основании заграничных паспортов. То, как она «решена», мы и наблюдаем — россияне не могут приехать к нам на поезде без загранпаспорта, а для поездки в нашу область на машине нужно получать транзитные документы в иностранных дипломатических ведомствах в Москве, ожидая их оформления несколько дней.

С тех прошло уж много лет, но ситуация так и не изменилась. И, по всей видимости, и не изменится. Напомню, в июне 2011 года Владимир Путин заявил, что при обсуждении визовых вопросов с Евросоюзом Россия не должна отстаивать преимущественные интересы какого-либо из своих регионов. «Мы не хотим делать исключение ни для одного региона. У нас все граждане России должны иметь равные возможности», — отметил Владимир Путин, когда в Сочи участник встречи из Калининграда предложил договориться с ЕС о визовых послаблениях для жителей Калининградской области. «Если они решат проблему с анклавом, то для всей остальной страны перекроют возможности облегчения визового режима», — сказал тогда Путин.

Более того, до сих пор не слышно про некий «Закон о Калининградской области», призванный решить проблемы с таможенными и прочими барьерами, который активно начали обсуждать еще в прошлом году. В марте оказалось, что даже рабочая группа по разработке закона до сих пор формально не создана. Однако выборы прошли, про закон забыли.

Плоды такой политики мы пожинаем сейчас, когда элементарное человеческое стремление помочь жителю своей же страны наталкивается на таможенные и пограничные барьеры.

Мне вспоминаются рекламные банеры «Единой России», которые несколько лет назад висели на улицах города. Помните, на них было написано: «Мы — не островок России, мы — Единая Россия». Но на плакатах — одно, а на деле получается, что все это неправда. Возможно, это одна из причин, по которым партия с несоответствующим Калининградской области названием терпит серьезные проблемы на выборах в нашем регионе.

Оксана МАЙТАКОВА, старший корреспондент 

traff.jpgПьяный разворот
Депутаты Госдумы никак не могут определиться: что же делать с пьяными водителями, как их штрафовать и насколько лишать водительских прав. Поиски единственно верного решения затянулись настолько, что стали поистине трагикомичными. С учетом того, что законотворцы постоянно пытаются придумать какие-то полумеры, оправдать тех, кто ни на секунду не задумывается о безопасности других, верить в успех антиалкогольной политики получается с трудом.

Если кто-то считает, что проблема пьяных водителей хоть сколько-то преувеличена, он может обратиться к сводкам ДТП. Не далее как на выходных водитель сбил мотоциклиста и скрылся с места происшествия, оставив раненного, на прошлой неделе нетрезвый мужчина угнал чужой автомобиль да разбил его, в июне пьяный водитель «Мерседеса» сбежал, оставив на месте аварии труп своего пассажира, водитель БМВ, будучи нетрезвым, вылетел на железнодорожные пути в Чкаловске — к счастью, обошлось без жертв. Цепочку, состоящую все чаще из трагических событий, можно продолжать бесконечно.

Как наказывать нетрезвых водителей: тоже вопрос. Сейчас КоАП предусматривает лишь один вид наказания для нетрезвых водителей — лишение прав на срок от 1,5 до 2 лет. Увы, часты случаи, когда ранее лишенные водительских прав автомобилисты таинственным образом обзаводились новыми правами. Например, в конце июня были задержаны сразу два нетрезвых автомобилиста, уже лишенные прав.

Депутаты намерены добавить к этому наказанию еще и штраф: от 20 до 200 тыс рублей. Правда, вкупе с этим вполне здравым предложением родилась еще и авантюрная идея насчет градации количества выпитого. Подобный ранжир — нечто из области непереводимой игры слов: «выпивший» водитель, «пьяный» и очень пьяный. В зависимости от степени опьянения, согласно сообщению газеты «Коммерсант», автомобилистам придется платить разную сумму штрафа. Так, если в крови будет обнаружено 0,3–0,7 промилле — назначается штраф в размере 20 тыс рублей и лишение прав на год; за 0,7–1,5 промилле штраф составит 50 тыс рублей и двухгодичное лишение прав. При сильном опьянении, 2,5–3 промилле, депутаты предлагают штрафовать водителей на 200 тыс рублей и лишать их прав на срок до 5 лет.

Чуть позже первый зампредседателя думского комитета по конституционному законодательству и госстроительству Вячеслав Лысаков в интервью «Коммерсант ФМ» сообщил, что ни о какой градации пьяных водителей речи не идет. «Мы говорим о том, что нелогично, несправедливо, когда на полтора, два года лишают водительского удостоверения одинаково и водителя, который выпил 50 грамм водки или бутылку пива, что недопустимо, и за это надо наказывать, на два года лишать, а может быть, на три. Но точно ровно на этот срок мы лишаем водительского удостоверения человека, который чуть живой вылез из-за руля», — заявил Лысаков. «Говорить о конкретном законопроекте, где есть градация, по цифрам, по количеству промилле — нет этого», — добавил парламентарий.

После слов депутата становится неясно, как же тогда для водителей, выпивших «бутылку пива» и тех, кто «чуть живой вылез из-за руля» будет назначаться разное наказание, если количество промилле и прочую градацию депутаты не пропишут в законе.

Есть и другой вопрос к парламентарию. Он, возможно, наивен, но тем не менее требует ответа. Почему общество должно проявлять какую-то снисходительность в вопросах наказания тех, кто об этом самом обществе и его безопасности за рюмкой не думал и ни секунды?

При этом Лысаков добавил, что рассматривается вопрос возвращения и максимально допустимой норма алкоголя в крови. Вообще-то ситуация напоминает па аргентинского танго: в 2008 году Путин установил максимальную норму алкоголя в крови, в 2010 году тогда еще президент, а ныне — премьер-министр Медведев с помпой ее отменил. «Если говорить про ноль промилле, я считаю, что это правильное решение, — заявлял тогда президент. — Я скажу просто: наша страна пока не созрела для того, чтобы разрешать употребление алкогольных напитков за рулем. Пусть на меня автомобилисты обижаются, но я считаю, что этого делать пока нельзя. И если не говорить о всякой ерунде (типа того, что вот, все равно будет что-то там показывать, если проверять употребление на кефир, — все это чушь), то я считаю, это абсолютно оправданная в наших условиях тема».

Получается, теперь страна дозрела? В 2010-м году была маленькой, а в 2012-м году резко взяла и выросла? Многие водители, наверняка, воспримут отмену медведевской реформы как возвращение к здравому смыслу. Правда, в контексте событий последних дней (будь то ситуация с летним временем или повторная криминализация статьи «Клевета») все эти танцы вокруг употребления спиртного  не могут не напомнить цитату из песни «Превед, Медвед» Васи Обломова, Ксении Собчак и Леонида Парфенова «Путин вернется — повернет опять».

Впрочем, весьма возможно, борьба с алкоголизмом всегда больше смахивала на кампанейщину, нежели на некую серьезную программу. Одну из самых радикальных мер — существенное повышение цен на спиртное — все откладывают: то ли в угоду водочному лобби, то ли в угоду политтехнолгам, оптом вливающих в граждан желание стабильности. Впрочем, может, такая странная борьба с алкоголем во всех его проявлениях вполне оправдана. В каких-то вопросах государство все же должно проявлять милость. И если ее нет во взаимоотношениях с оппозицией и предпринимателями, то безответственные любители алкоголя вскоре смогут ощутить государственную заботу в полной мере, невзирая на желания пешеходов ходить по улицам, не опасаясь за собственное здоровье.

Ирина САТТАРОВА, корреспондент

Нашли ошибку? Cообщить об ошибке можно, выделив ее и нажав Ctrl+Enter

Полулегальные методы

Замглавреда «НК» Вадим Хлебников о том, почему власти скрывают от горожан свои планы по застройке.