Оконфузившиеся чиновники и железнодорожные войны

Важные события вторника: писатель, который нормализовал присутствие мата в русской литературе, совершенно внезапно для областного правительства написал всю правду об отдыхе на Куршской косе, а пригородная железная дорога и региональные власти не перестают шантажировать друг друга.

tour.jpgОконфузившиеся 
Во вторник увидела свет обещанная известным российским писателем Виктором Ерофееевым статья в журнале «Огонек», посвященная калининградской Куршской косе. Напомню, что пять дней назад Ерофеев встречался с региональной писательской общественностью, министром культуры области Светланой Кондратьевой и губернатором Николаем Цукановым. Последнему литератор подарил свое известнейшее произведение «Русская красавица», повествующее о сексуальных похождениях главной героини. Писателя одно время считали жутко скандальным и даже запрещали — он не просто решился писать о сексе и литературно описывать подробности визита главной героини к гинекологу, он еще и русского мата не гнушался. Сегодня это вполне себе уважаемый человек, который даже ведет программу на телеканале «Культура».

Для тех, кто немного не в теме, отмечу, что автор легендарной поэмы «Москва-Петушки» Венедикт (Венечка) Ерофеев и Виктор Ерофеев — просто однофамильцы. Но что один, что другой уже вошли в историю российской литературы, которую изучают (во всяком случае изучали в мое время) на старших курсах университетов. Я в первый раз услышала о произведении «Русская красавица» в середине 90-ых на 4 курсе журфака на лекции, посвященной русскому мату (бывали в нашем Дальневосточном университете и такие).

Так вот, Виктор Ерофеев, как оказалось, в июле отдыхал на российской стороне Куршской косы, причем впервые. «Современное отношение к тому, что было в истории», способно, по мнению известного российского писателя Виктора Ерофеева, повысить туристическую привлекательность Калининградской области, — сообщила тогда пресс-служба правительства области.

Ерофеев (как опять же сообщила пресс-служба) высказал мнение, что в Калининградской области надо сделать все, чтобы восстановить исторический облик. «Ведь это территория фантастической культуры. Это связано не просто с немцами, это связано с историей всей Европы. Каждый город, каждая крепость, каждый памятник — это объекты европейской цивилизации», — сказал писатель.

После этого и появилась обещанная статья в «Огоньке». «Отдыхайте! Ничего другого нам не остается, — сообщает писатель и рассказывает о том, как редактор искренне не понял, почему он отдыхает на российской стороне, ибо «отдыхать у нас, в России, стало неприлично», «невыгодно и глупо».

«За те же деньги в любом другом месте, от Болгарии до Гавайев, ты отдохнешь куда более комфортно и качественно. У нас же тебя обдерут, объебут (это единственно верное в этом контексте слово!) и в любом случае заставят ходить в чудовищные сортиры, — сообщает писатель. — И не важно, что Куршская коса — это уникальное природное явление, которое находится под защитой ЮНЕСКО. Главное, что ты сам там под защитой ЮНЕСКО не находишься, и когда ты идешь в узбекскую забегаловку с добродушными поварами-среднеазиатами, в пяти километрах от литовской границы, ты словно бросаешься со скалы в море, не зная дна: отравишься — не отравишься?».

Цитировать полностью произведение Виктора Ерофеева нет смысла, лучше прочитайте оригинал. На самом деле в своей статье он не пытается рассказать, как плохо отдыхать на косе, вовсе нет. Он пытается перейти от частного к общему — попробовать понять, почему в России «все друг другу мешают, несмотря даже на добрые намерения, страсти и власти перепутались, все мутно и взболтано, туризм не развивается, потому что силовикам нужно страну защищать, а не немецкие развалины восстанавливать».

Знаменитый российский писатель написал про Калининградскую область честно. Другого от него ожидать, наверное, было глупо. То же самое — ожидать от художника-анархиста желания раскрасить пионерский клуб в стиле советского реализма. Ну или если бы, например, живописать в своих песнях красоту родного края чиновники предложили Сергею Шнурову, а потом удивлялись, что в получившемся произведении слово из трёх букв встречается более трёх раз.

Возможно, что областному министерству культуры стоило бы поосторожнее отнестись к визиту писателя такого уровня и такого слога. Я даже как-то переживаю за нашего губернатора, который вдруг да и взял в дорогу в отпуск знаменитую «Русскую красавицу» с автографом Ерофеева.

Кстати, стоит напомнить, что министр культуры пригласила писателя на Дни литературы Калининградской области, которые традиционно должны пройти осенью. Может, все же не надо? Может, лучше, как прежде — авторов «Смехопанорамы» и «Аншлага»? Они хотя бы не будут потом в своих произведениях переживать по поводу знаменитой биостанции на Куршской косе: «Ученые есть, монографии есть, птицы есть, а электричества нет. Ну, как же можно отдыхать в нашей стране, если ты хотя бы немножко за нее болеешь!»

Насчет авторов «Смехопанорамы», конечно же, шутка. Хочется надеяться, что в этом году Дни литературы пройдут именно как дни литературы, а не юмористических зарисовок.

Без сомнений, не мне указывать, как работать и что делать областному правительству. Но, может быть, все же не стоит сообщения правительственной пресс-службы о визите в наш регион каждого известного человека сводить на любимую губернатором тему «туристическую привлекательность»? Пусть люди говорят и пишут, что думают, а то так и оконфузиться недолго в ожидании прекрасных откликов. Не ровён час, как пишет Виктор Ерофеев, «объебут».

Оксана МАЙТАКОВА, старший корреспондент

rail_1.jpgЖелезнодорожные войны
Шантаж – это почти всегда эффективный способ добиться желаемого. Правда, способ этот не отличается благородством, но кто нынче рассуждает о таких ненужных качествах? Особенно интересен взаимный шантаж, которым, например, сейчас занимаются региональные власти и Калининградская пригородная пассажирская компания.

История их недружественных отношений началась (или вышла в открытую стадию, тут наверняка сказать трудно), когда на региональный бюджет была возложена обязанность компенсировать убытки от пригородного железнодорожного сообщения. Убытки, к слову, немаленькие: сначала речь шла о полумиллиарде рублей, потом, благодаря «оптимизации расходов», сумму удалось сократить к 2011 году до 274 млн. Но даже несмотря на это, правительство области разводит руками: денег нема.

Во вторник на заседании «круглого стола», посвященного теме железнодорожного сообщения, замначальника департамента развития транспортного комплекса регионального правительства Леонид Дегтярев рассказал, что бюджет региона задолжал КППК 322 млн рублей. Долг власть признает, но, по всей видимости, отдавать не торопится. Как заметил все тот же Дегтярев, правительство только потому не подписывает контракт с железнодорожным перевозчиком, что в случае узаконивания отношения данным образом бюджету придется вернуть должок в полном объеме. Гендиректор «Калининградской пригородной пассажирской компании» Виталий Муравьев поблагодарил оппонента за искренноть и рассказал, что 8 июня 2012 года получил из правительства Калининградской области письмо. В нем четко и ясно давалось понять, что контракт подписан не будет.

Проиграв это сражение, КППК кинулась в бой, запев шантажистскую песенку про отмену поездов. «На прошлой неделе я, как генеральный директор, находился с отчетом в ОАО „РЖД“. То положение дел с компенсацией по Калининградской области было посчитано неудовлетворительным в крайней степени, и было рекомендовано сокращать размеры движения по Калининградской железной дороге вплоть до полной отмены», — говорил во вторник Муравьев.

Понять его и РЖД можно. Ведь согласно официально представленным компанией цифрам, убытки, как уже говорилось, превышают 270 млн рублей. Согласно постановлению правительства РФ, компенсировать «минус» должен региональный бюджет. Он, собственно, компенсирует, только по своим расчетам: в 2011 году – 5 млн рублей, в 2012 году – 50 млн (почему дотации в 2011 году упали в 10 раз – с 53 млн рублей в 2010 году, Муравьев до сих пор взять в толк не может).

Что удивительно, региональная служба по государственному регулированию цен и тарифов согласна с расчетами правительства. Как рассказал гендиректор КППК, служба направила в адрес компании проект договора о компенсации убытков из расчета 60 копеек за пассажирокилометр. Обычное умножение предполагаемого показателя пассажирокилометров на предложенные копейки показывает, что убытки Калининградской пригородной пассажирской компании не должны превысить 50 млн рублей. Все, как Николай Цуканов подписал.

Правительство пускай и не ведет жесткую информационную войну против КППК, но все же периодически и с их стороны звучит что-то наподобие «сдавайся, подлец»: помнится, как-то губернатор заявлял, что сомневается в реальности многомиллионых убытков, и что все нужно проверить. Проверили, посчитали и отправили ответ: денег не дадим. И ведь в угрозы разом бросить все и поставить поезда власть не верит. На их стороне закон и ФАС - можно подвести под злоупотребление доминирующим положением и ущемлением прав граждан. Поэтому-то и позволяет правительство тянуть и обещать. Вот и во вторник Дегтярев уверил: мол, мы делаем все, для того, чтобы решить проблему. Даже в Минфине РФ финансирования попросили. Ждем-с.

Муравьев уже высказывался по поводу того, что региональные власти лоббируют интересы автоперевозчиков. Вполне логичное предположение, ведь уйди с рынка такой конкуретноспособный перевозчик как железнодорожная компания, и все «автобусники» останутся в шоколаде. И все же подозревать правительство в том, что оно позабыло о нуждах населения и продало душу дьяволу, не хочется. Не хочется, да вопрос тревожит: почему регион отказывается войти в состав учредителей ОАО «КППК», чтобы следить за всеми расходами, доходами и оптимизировать расписание? Неужто ответственности испугалось?

Мария БОЧКО, корреспондент

Нашли ошибку? Cообщить об ошибке можно, выделив ее и нажав Ctrl+Enter

Полулегальные методы

Замглавреда «НК» Вадим Хлебников о том, почему власти скрывают от горожан свои планы по застройке.