Борьба за кусок пирога и редеющая массовка

Важные события четверга: глава бюджетного комитета облдумы решился критиковать финансовую политику предыдущего губернатора лишь спустя два года после назначения нового, а далеко не все желающие побороться за кресло главы Калининграда способны пройти сквозь сито бюрократических проволочек.

froll.jpgБорьба за кусок пирога
Междбюджетные отношения между властями разных уровней традиционно считаются одним из самых болезненных вопросов. Региональные власти не очень довольны тем, что большая часть доходов отправляется в федеральную казну, муниципальные — аналогично страдают из-за того, что им остаются «крохи» с барского стола, в то время, как региональные власти обладают куда более солидными финансовыми ресурсами. В четверг тему межбюджетных отношений вновь поднял глава бюджетного комитета Облдумы Валерий Фролов. Он решил прокомментировать информацию о списании долгов муниципальных образования за счет бюджета, которая появилась на интернет-портале Rugrad.eu

В частности, Валерий Фролов заявил, что огромные долги, которые были списаны муниципальным образованиям новым правительством в 2012 году, являются «негативными последствиями политики предыдущего губернатора», направленной «на увеличение вассальной зависимости муниципалитетов от региона».

«Ее суть была в том, что региональные доходы в основном концентрировались в областном бюджете, который является частью консолидированного бюджета. При этом доля областного бюджета в нем постоянно росла, со временем достигнув 70% от общей суммы, — заявил Фролов. — Иными словами, область тянула „финансовое одеяло“ на себя, а муниципалитетам доставались гроши».

По словам главы комитета, муниципальным образованиям катастрофически не хватало денег на то, чтобы обеспечивать нормальное функционирование школ, больниц и прочих бюджетных учреждений, и они «вынуждены были идти с протянутой рукой в областное правительство, которое давало деньги в качестве бюджетных кредитов».

Напомним, «Новый Калининград.Ru» неоднократно рассказывал о ситуации с кредитами. В начале этого года выяснилось, что губернатор Николай Цуканов еще в 2011 году пообещал муниципалитетам «обнулить» их долги по бюджетным кредитам, набранным в предыдущие годы. Общая задолженность всех муниципалитетов перед областным бюджетом в начале 2012 года составляла более 2 млрд рублей. Самые большие долги на 1 января 2012 года имели Гурьевский район (392 млн рублей), Светлогорский район (326 млн рублей), Черняховский (210 млн рублей). Главы районов брали кредиты из бюджета области в 2008–2011 годах. У некоторых долги остались с 2003 года.

В марте правительство, наконец, столь вожделенное для подавляющей части — 23 из 28 муниципальных образований — решение приняло. Причем, как утверждал министр финансов Виктор Порембский, была разработана специальная методика, в соответствии с которой происходило списание, и что эта методика одобрена всеми главами. По-прежнему в должниках числится несколько районов и городов, но, как утверждают в минфине, они достаточно обеспечены, чтобы понемногу гасить свои долги.

Из информации, представленной «Новому Калининграду.Ru» минфином, следует, что муниципалы брали кредиты, в основном, на подготовку к зиме. Но были другие траты. К примеру, Светлогорскому району деньги нужны были, в том числе, на строительство ФОКа, Гвардейску — на строительство станции обезжелезивания, Гусеву — на возведение школы. В общем, брали-то даже и не на свои текущие нужды, а на воплощение в жизнь ряда проектов, инициатором которых было правительство (к примеру, строительство ФОКа). Конечно, строить объекты, тем более социальные, наверное, нужно было. Но вся эта кредитная история все равно со стороны выглядит не очень красиво. Получается, как будто в одной большой семье есть общая касса, в которую деньги складывают все, но один из родителей дает эти деньги другим в кредит.

Отмечу, что Боос, как бы его сейчас не хаяли, все же дал муниципалитетам возможность получать неплохие доходы за счет земельного налога. Была проведена кадастровая переоценка земли, повысившая стоимость некоторых участков в 3–10 раз. Казалось бы — только собирай дань. Но муниципалитетам все равно не хватало, как не хватает и сейчас. 

Глава Калининграда Александр Ярошук не так давно в интервью «Дворнику» высказал пожелание принять закон об особом статусе областного центра, который позволил бы городу получать побольше денег из общего областного бюджетного пирога. Правда, губернатор Николай Цуканов пока на такие сентенции смотрит осторожно и ничего не обещает. Наверное, неудивительно, поскольку для областной власти нынешняя система межбюджетных отношений — прекрасный способ влиять на муниципалов, кого надо — поблагодарить, кто не в фаворе — того оставить без дотаций и премий. Если верить главе бюджетного комитета Облдумы Валерию Фролову, до настоящего времени политика межбюджетных отношений в региона оставалась «боосовской», и в бюджете случалось до  2 млрд нераспределенных рублей. Муниципалитеты до конца не знали, получат ли они хотя бы их часть, соответственно, не могли планировать свои инвестиционные и прочие расходы. Еще в декабре прошлого года Валерий Фролов заявлял, что областным властям необходимо изменить бюджетную политику при распределении расходов бюджета. По его словам, дотации распределяются по не совсем понятной схеме, в частности, самым высокодотационным муниципалитетом оказывается Гусевский район, который является «правофланговым».

И вот, наконец, спустя два года правления губернатора Цуканов можно надеяться на то, что дело сдвинулось с мертвой точки. По словам Фролова, в сентябре 2012 года областная Дума рассмотрит поправки в закон о межбюджетных отношениях, призванные дать дополнительные возможности муниципалитетам. В частности, предлагается дотации заменить частью норматива по налогу на доходы физических лиц (НДФЛ). По словам Фролова, сегодня 80% НДФЛ идет в бюджет области и только 20% остается муниципалам.

«В будущем пропорция изменится. Причем решающую роль здесь должны сыграть муниципальные образования: одни, скажем, пожелают взять еще 20%, другие же — все 80. Плюс за муниципалитетами планируется закрепить 25% налога на имущество юрлиц. Все это позволит муниципалитетам стать финансово гораздо более самостоятельными», — уверен глава бюджетного комитета.

Однако, если мне не изменяет память, такую политику несколько лет назад уже предлагала экс-министр финансов правительства Бооса Елена Матвеева. Помнится, тогда многие муниципалы предпочли стабильные дотации, поскольку не были уверены в сборах НДФЛ. Впрочем, дотации потом перестали быть стабильными. Однако же Валерию Фролову, наверное, виднее. Ведь он и тогда, семь лет назад, был депутатом областной Думы, даже вице-спикером. Но подобных заявлений по поводу вассальной политики Бооса почему-то не делал.

Остается только гадать, почему вдруг Николай Цуканов решил усилить муниципалитеты дополнительными отчислениями. В его искреннюю любовь к районам верится, уж извините, с трудом. Можно предположить, что это своеобразный аванс накануне предстоящих через три года выборов губернатора, когда потребуется «муниципальный фильтр». С другой стороны, смешно думать о том, что муниципалы действительно что-то будут решать с кандидатурой главы региона. Кого прикажут в Москве, в генеральном политсовете «Единой России», того и выдвинут. Возможно, что инициатором законопроекта выступит все же не правительство, а областная Дума, которая в последнее время показывала не самое дружественное отношение к губернатору. 

И есть тут один момент, из-за которого вся эта сахарная история с усилением муниципалитетов кажется пока подозрительной. Николай Цуканов не так давно на «оперативке» заявил, что у районных глав осталось «полтора полномочия» — приведение в порядок школ. Здравоохранение у них забрали на областной уровень, все, что касается ЖКХ, сегодня — полномочия поселенческого уровня. Причем заявил он это не впервые, подобные слова Николай Цуканов говорил главам и во время сельскохозяйственной встречи в Полесске. Глава Прадинского района Владимир Бакалин тогда даже не на шутку обиделся на губернатора, посчитав, что тот называет районных глав свадебными генералами. Если следовать логике Николая Цуканова, возникает большой вопрос, нужно ли им на полтора полномочия давать дополнительные деньги? Пока что все эти разговоры об усилении муниципалитетов — только разговоры. Когда появится реальный проект закона, тогда и станет понятно, на что кому рассчитывать и ждать ли дополнительного куска бюджетного пирога.

Оксана МАЙТАКОВА, старший корреспондент 

3.jpgРедеющая массовка
Четырнадцать. Пятнадцать. Шестнадцать. Семнадцать… Так еще в августе отсчитывали потенциальных кандидатов на пост главы Калининграда. В какой-то момент возникло ощущение, что буквально каждый, кому не лень, подался в мэры. Но, как выяснилось, кандидатов, как и цыплят, лучше считать по осени. Начало сентября показало: дюжина.

12 кандидатов готовы побороться за пост градоначальника. 9 из них — партийные. Пять человек идут от партий, зарегистрированных до либерализации партстроительства: единорос Ярошук, коммунист Галанин, «патриот» Ган, Ветошкин от ЛДПР, Яковлева от «Яблока». Еще четверо от вновь образованных организаций: Орлов от «Коммунистов России», Кочергин от «Коммунистической партии социальной справедливости», Евтюшин от «Союза горожан», Богданов от «Демократической партии России». Самовыдвиженцы — Дмитрий Евсюткин, Дмитрий Новик и Сергей Карпушенко.

В регистрации было отказано всего двум кандидатам — Игорю Плешкову и националисту Дмитрию Демушкину. Еще трое — Александр Иванов, Вячеслав Степанов и Владимир Левченко — почему-то самоликвидировались с предвыборной дистанции.

С грустью приходится отметить, что и эти выборы для большинства кандидатов наступают, что называется, «внезапно». Среди вышеперечисленных фамилий есть те, о ком большинство калининградцев не знают ровным счетом ничего. Эти люди не участвовали в политической жизни города, не слишком ярко светили на федеральной арене, а может быть и сами еще год назад не видели принципиальной разницей между Калининградом и Кировым. Но все те, кто выдвинулся от партий, получили регистрацию и займут свое место в массовке избирательного бюллетеня. Массовке, потому что даже сейчас, менее чем за 6 недель до выборов, они не пытаются донести свою программу, свои идеи до потенциальных избирателей.

У нас, конечно, не Химки и кандидата Паука для усиления балаганного эффекта не хватает, но вопрос относительно того «Кто все эти люди?» вполне имеет право на существование. Как выяснилось, облегченный режим создания партий пока не привел к тому, что появились политобразования с понятной и оригинальной программой, перед лицом многочисленных партий-клонов старые партийные формации не оставили свои мелкие амбиции и по-прежнему предпочитают биться за избирателей в одиночном поединке: не договариваясь, не находя компромиссов, выставляя своих, пусть даже порой и нелепых, кандидатов.

При всех «демократических» нововведениях раннего этапа третьего путинского срока оказалось, что и проблемы самовыдвиженцев никуда не испарились. То ли самовыдвиженцы пошли юридически не очень грамотные, то ли остались бюрократические лазейки для того, чтобы отказывать каждому, прицепившись к закорючке. Так или иначе не зарегистрированы Демушкин и Плешков, а те самовыдвиженцы, что остались, не слишком-то спешат украсить блеклую, но разношерстную палитру партийцев. И если еще несколько месяцев назад верилось, что либерализация политической жизни улучшит ее качество, то теперь остается верить, что эта самая либерализация окончательно не убьет политику хождениями на выборы лишних людей.

Ирина САТТАРОВА, корреспондент

Комментарии к новости

Государство спонтанных покупок

Заместитель главного редактора «Нового Калининграда» Вадим Хлебников о том, почему нельзя обсуждать наследие ЧМ без Дома Советов.