Событийность со скидкой
Правительство Калининградской области всеми силами стремится реализовать так долго и скучно обсуждавшуюся стратегию развития региона, которая призвана привлечь в наш регион миллионы туристов и, соответственно, сделать область процветающей, а общество — богатым и высокоразвитым, как экономически, так и духовно. Вероятно, именно так можно оценить проект положения о конкурсе по отбору самых интересных мероприятий событийного туризма, организаторы которых могут рассчитывать на бюджетные субсидии.
Цели конкурса, ни много ни мало, — развитие приоритетных видов туризма в Калининградской области, продвижение региональных туристических продуктов на российский и международный туристические рынки, и, как конечная цель — увеличение потока туристов в регион. По всей видимости, до тех самых заветных 7 миллионов.
На поддержку в рамках конкурса могут рассчитывать «арт-фестивали, музыкальные фестивали, кинофестивали, творческие проекты культурной, спортивной и иной направленности, впервые запланированные к проведению и имеющие потенциал для дальнейшего привлечения туристов в регион».
Кто же может рассчитывать на помощь из бюджета области? Критерии поражают своим размахом. В частности, по 5 баллов получат события международного и (или) национального значения, в которых задействовано более 10 тыс участников для всех целевых групп, проводимые ежегодно, не имеющие аналогов в мире, да еще и не просто окупаемые, но и обязательно прибыльные. Обязательно сие мероприятие должно освещаться в ведущих мировых и национальных СМИ, а вклад в развитие событийного туризма в Калининградской области должен оцениваться, как значительный.
Признаться, подобных мероприятий я за последние годы в Калининградской области, увы, не видела. Даже фестиваль «Калининград Сити Джаз», несмотря на популярность, наверное, не может рассчитывать на 5 баллов по каждому критерию, поскольку он все же имеет аналоги за рубежом и в России. Кстати, вот именно эти критерии — уникальность и вклад в развитие событийного туризма — вызывают много вопросов. Но, увы, в положении о конкурсе нет ни слова про то, как именно будет оцениваться тот самый вклад. Да и вообще, что такое «уникальность»? Что должны придумать наши организаторы, чтобы получить 5 баллов за этот критерий? Полет на Луну из Калининграда? Так было уже. В фильме про известного барона.
И вот, наконец, самое интересное — на какие гранты могут рассчитывать организаторы таких мероприятий? В соответствии с программой развития туризма — 1,8 млн рублей на всех. Великие деньги для проведения уникальных мероприятий, ничего не скажешь. Учитывая, что в 2012 году на организацию «Балтийских сезонов» бюджет выделил 11,8 млн рублей, кинофестиваля «Балтийские дебюты» — 2 млн рублей, сумма кажется просто смешной.
В конкурсах могут участвовать только частные организации и предприниматели, государственные и муниципальные учреждения к распределению немногочисленных 1,8 млн рублей иметь отношения по правилам не будут. Да и зачем им. То же самое государственное учреждение «Центр культурных программ» вполне благополучно регулярно проводит фестивали и мероприятия за бюджетный счет. В частности, не так давно госучреждение провело за 10 млн бюджетных рублей фестиваль «Территория мира», который, кстати, ничего не заработал, а только потратил (если верить министру культуры Светлане Кондратьевой).
Юрист ГАУ Анатолий Коваленко в августе рассказал корреспонденту «Нового Калининграда.Ru», что в общей сложности ГАУ при подготовке фестиваля заключило более 79 различных договоров. Большая часть договоров заключалась без конкурсов и открытых торгов, так как, по словам Коваленко, федеральное законодательство позволяет государственным автономным учреждениям расходовать бюджетные деньги без открытой процедуры торгов, если сумма контракта составляет менее 100 тыс рублей. Таким образом, ГАУ распределило без конкурсов более 8 млн рублей.
«Весь список договоров с суммами и контрагентами будет вывешен на сайте областного конкурсного агентства до 10 сентября 2012 года», — заверил юрист ГАУ.
Правда, к вечеру 10 сентября на сайте конкурсного агентства этих сведений не оказалось. Наверное, неудивительно. Ведь фирма, директором которой числился сам Анатолий Коваленко, тоже участвовала в торгах по организации фестиваля (кстати, открытых). Правда, не выиграла. Можно предположить, сколько «своих» фирм участвовали в заключении 79 договоров общей суммой 8 млн рублей, и почему в итоге сотрудники ГАУ не хотят распространять эту информацию. Но вот для того, чтобы получить хотя бы часть из 1,8 млн рублей бюджетных грантов, которые планируется поделить между всеми, организаторам событийного туризма придется делать нечто уникальное и фееричное. Будем ждать.
Оксана МАЙТАКОВА, старший корреспондент