Демодернизация законов и событийность со скидкой

Важные события понедельника: областные депутаты решили повернуть процесс модернизации законотворческого процесса вспять, а областное правительство - поддержать проведение уникальных и масштабных фестивалей рублем, правда - очень уж коротким.

dumanew.jpgДемодернизация законов
Депутаты комитета областной Думы по законодательству в понедельник решили немного упростить региональное законодательство. Без лишних сомнений они одобрили норму, которая исключает необходимость публикации в интернете нормативных актов. Теперь эту меру предстоит одобрить или отвергнуть на заседании регионального парламента, но какое бы решение не приняли думцы, часть их коллег уже сделала шаг в сторону от модернизации.

Дело в том, что любой нормативный акт вступает в силу только после его опубликования в печати. Однако в последнее время все чаще законы публикуются в интернете. Наверное, та самая пресловутая «модернизация» берет свое. В законе Калининградской области, который регламентировал вступление в силу и принятие нормативных актов, значится фраза о том, что законы «могут быть» опубликованы в сети интернет.

Бдительная прокуратура усмотрела коррупциогенность в этой норме. Действительно, расплывчатая формулировка «могут быть опубликованы» не расписывает, в каких случаях публиковать можно, а когда — нельзя. Депутаты решили выйти из этой ситуации просто: убрать напрочь предложение о публикации в интернете.

Поначалу депутаты, услышав, что норма исключается из закона, даже заволновались, стали уточнять, где же тогда будут публиковаться законы. На что в правовом управлении сообщили, что сейчас закон считается вступившим в силу после публикации в печатном СМИ. «Для дополнительного информирования была введена эта функция. Прокурор обратился в суд. Если мы рассматривает опубликование как необязательное: можем — будем публиковать, не получится — не опубликуем, то в законе это закреплять не нужно, поскольку норма „может быть“, она априори является коррупциогенной, потому что нет критериев», — пояснил собравшимся заместитель начальника государственно-правового управления Алексей Кузнецов.

По мнению члена регионального антикоррупционного сообщества экспертов Ильи Шуманова, депутаты в своих дискуссиях о том, стоит ли публиковать нормативные акты в интернете или нет, слегка забывают о законе федеральном. Так, согласно пункту «а» части 2 статьи 13 Федерального закона № 8, государственные органы власти обязаны публиковать законы в интернете, так сказать, держать население в курсе.

«Вне зависимости от того, что написано в областном законе, федеральный имеет прямое действие. То есть он обязателен к исполнению во всех субъектах РФ. Значит, государственные органы власти — правительство и Облдумы, а также органы местного самоуправления, по-прежнему обязаны публиковать законы в интернете», — пояснил Илья Шуманов.

То есть, фактически ничего измениться не должно. Как бы депутаты не старались ограничиться газетами, чтение которых, в отличие от интернет-сайтов, стоит денег, как бы не старались сохранить свои перлы в тиши библиотечных архивов, мы с вами по-прежнему, согласно закону, будем иметь возможность знакомиться с их нормотворчеством.

Вопрос в другом. Сейчас, когда интернет у каждого под рукой, в том числе у работников областной Думы, депутатов и прокуроров, крайне странно, что рассматриваемый закон появился в принципе. Еще в феврале 2009-го года был принят федеральный закон, который обязывал региональные власти публиковать законы без всяких там «может быть». Закон областной Думы, где содержится эта странная фраза, принят в 2011-м году. Видимо, модернизация не дошла до парламентских кабинетов, сами они предпочитают читать законы общероссийские по старинке, в газете, а нужный экземпляр издания, видимо, утерялся. Да и прокурор, который, равно как и депутаты комитета по законодательству, должен бы знать нормативные акты, оспорил действия депутатов вовсе не потому, что они странно толкуют общероссийские нормы, а всего лишь из-за мифической «коррупциогенности». Что называется, демодернизация налицо. 

Ирина САТТАРОВА, корреспондент

_MG_5767.jpgСобытийность со скидкой
Правительство Калининградской области всеми силами стремится реализовать так долго и скучно обсуждавшуюся стратегию развития региона, которая призвана привлечь в наш регион миллионы туристов и, соответственно, сделать область процветающей, а общество — богатым и высокоразвитым, как экономически, так и духовно. Вероятно, именно так можно оценить проект положения о конкурсе по отбору самых интересных мероприятий событийного туризма, организаторы которых могут рассчитывать на бюджетные субсидии.

Цели конкурса, ни много ни мало, — развитие приоритетных видов туризма в Калининградской области, продвижение региональных туристических продуктов на российский и международный туристические рынки, и, как конечная цель — увеличение потока туристов в регион. По всей видимости, до тех самых заветных 7 миллионов.

На поддержку в рамках конкурса могут рассчитывать «арт-фестивали, музыкальные фестивали, кинофестивали, творческие проекты культурной, спортивной и иной направленности, впервые запланированные к проведению и имеющие потенциал для дальнейшего привлечения туристов в регион».

Кто же может рассчитывать на помощь из бюджета области? Критерии поражают своим размахом. В частности, по 5 баллов получат события международного и (или) национального значения, в которых задействовано более 10 тыс участников для всех целевых групп, проводимые ежегодно, не имеющие аналогов в мире, да еще и не просто окупаемые, но и обязательно прибыльные. Обязательно сие мероприятие должно освещаться в ведущих мировых и национальных СМИ, а вклад в развитие событийного туризма в Калининградской области должен оцениваться, как значительный.

Признаться, подобных мероприятий я за последние годы в Калининградской области, увы, не видела. Даже фестиваль «Калининград Сити Джаз», несмотря на популярность, наверное, не может рассчитывать на 5 баллов по каждому критерию, поскольку он все же имеет аналоги за рубежом и в России. Кстати, вот именно эти критерии — уникальность и вклад в развитие событийного туризма — вызывают много вопросов. Но, увы, в положении о конкурсе нет ни слова про то, как именно будет оцениваться тот самый вклад. Да и вообще, что такое «уникальность»? Что должны придумать наши организаторы, чтобы получить 5 баллов за этот критерий? Полет на Луну из Калининграда? Так было уже. В фильме про известного барона.

И вот, наконец, самое интересное — на какие гранты могут рассчитывать организаторы таких мероприятий? В соответствии с программой развития туризма — 1,8 млн рублей на всех. Великие деньги для проведения уникальных мероприятий, ничего не скажешь. Учитывая, что в 2012 году на организацию «Балтийских сезонов» бюджет выделил 11,8 млн рублей, кинофестиваля «Балтийские дебюты» — 2 млн рублей, сумма кажется просто смешной. 

В конкурсах могут участвовать только частные организации и предприниматели, государственные и муниципальные учреждения к распределению немногочисленных 1,8 млн рублей иметь отношения по правилам не будут. Да и зачем им. То же самое государственное учреждение «Центр культурных программ» вполне благополучно регулярно проводит фестивали и мероприятия за бюджетный счет. В частности, не так давно госучреждение провело за 10 млн бюджетных рублей фестиваль «Территория мира», который, кстати, ничего не заработал, а только потратил (если верить министру культуры Светлане Кондратьевой).

Юрист ГАУ Анатолий Коваленко в августе рассказал корреспонденту «Нового Калининграда.Ru», что в общей сложности ГАУ при подготовке фестиваля заключило более 79 различных договоров. Большая часть договоров заключалась без конкурсов и открытых торгов, так как, по словам Коваленко, федеральное законодательство позволяет государственным автономным учреждениям расходовать бюджетные деньги без открытой процедуры торгов, если сумма контракта составляет менее 100 тыс рублей. Таким образом, ГАУ распределило без конкурсов более 8 млн рублей.

«Весь список договоров с суммами и контрагентами будет вывешен на сайте областного конкурсного агентства до 10 сентября 2012 года», — заверил юрист ГАУ.

Правда, к вечеру 10 сентября на сайте конкурсного агентства этих сведений не оказалось. Наверное, неудивительно. Ведь фирма, директором которой числился сам Анатолий Коваленко, тоже участвовала в торгах по организации фестиваля (кстати, открытых). Правда, не выиграла. Можно предположить, сколько «своих» фирм участвовали в заключении 79 договоров общей суммой 8 млн рублей, и почему в итоге сотрудники ГАУ не хотят распространять эту информацию. Но вот для того, чтобы получить хотя бы часть из 1,8 млн рублей бюджетных грантов, которые планируется поделить между всеми, организаторам событийного туризма придется делать нечто уникальное и фееричное. Будем ждать.

Оксана МАЙТАКОВА, старший корреспондент 

Нашли ошибку? Cообщить об ошибке можно, выделив ее и нажав Ctrl+Enter

Полулегальные методы

Замглавреда «НК» Вадим Хлебников о том, почему власти скрывают от горожан свои планы по застройке.