Прощай, турист, границы разумного и хомячок негодует


Важные события четверга: польские соседи предложили калининградцам выбирать, кому получать в Калининграде визы - либо им, либо жителям остальной России, движение между Польшей и Калининградской областью набирает обороты и начинает пробуксовывать, а Минздрав вновь задумался о том, что курение убивает, и с этим нужно что-то делать.

pol.jpgПрощай, турист
В четверг, открывая очередной, четвертый по счету Форум регионов-партнеров, губернатор Николай Цуканов призвал генеральное консульство Польши в Калининградской области вернуться к оформлению шенгенских виз россиянам, не проживающим в регионе.

«До января существовала возможность оформления однократных виз жителям других регионов России, приезжавших на отдых в Калининградскую область и имевших возможность познакомиться с соседним регионом, что особенно способствовало туристической привлекательности области. К сожалению, теперь такой возможности нет, получать визы могут только граждане России, проживающие на территории области», — отметил губернатор.

Напомним, генконсульство Польши в Калининграде с 1 февраля 2012 года перестало оформлять визы туристам, не проживающим и не зарегистрированным в Калининградской области. Теперь им предлагают обращаться за визой в консульские службы своего округа, например, в Москве, Иркутске, Санкт-Петербурге.

До недавних пор Генконсульство Польши в Калининградской области действительно оставалось почти единственным, кто оформлял шенген некалининградцам, попавшим в нашу область и решившим съездить на экскурсию в цивилизованную Европу. Консульства Литвы и Германии подобными процедурами не занимались. По информации пользователей форума «Нового Калининграда.Ru» «Путешествия и туризм», подобная возможность — оформить визы некалининградцам — теперь вроде как осталась только в консульском отделе Латвии. Но, само собой, оформляя латвийскую визу, надо ехать именно в Латвию, иначе как-то некрасиво. То есть, в Польшу из Калининградской области турист уже не попадет.

Учитывая амбициозную Стратегию развития области, в которой основным приоритетом назван туризм, отсутствие возможностей у некалининградцев ездить от нас в Европу резко снижает наши шансы на успех и интерес к региону, и губернатор это, наверное, понимает, поэтому и делает такие заявления. Наверное, понимал он это и тогда, когда ставил туризм во главу угла. Впрочем, туризм поставили во главу угла всевозможные эксперты еще год назад, а вот Генконсульство Польши, что говорится, «наступило на горло песне» лишь зимой этого года.

На Форуме регионов-партнеров зов губернатора услышан был, но принят не был. Генеральный консул Польши в Калининградской области Марек Голковски категорично заявил, что возврата не будет. По его словам, генконсульство может вернуться к оформлению виз некалинниградцам, если только перестанет выдавать визы калининградцам. С одной стороны, понять поляков можно — они получают по 200 анкет в день от желающих оформить пропуска для малого приграничного передвижения, кроме того, продолжают выдавать шенгенские визы (в прошлом году их было оформлено более 113 тысяч). Живые ведь люди, не роботы в консульстве работают. С другой стороны, неужели Польша не заинтересована в дополнительном потоке туристов, которые будут ехать в нее транзитом через Калининградскую область? Вероятно, нужна какая-то политическая воля и желание руководства Польши, чтобы решить эту проблему и помочь консульству. Наверное, подобные вопросы можно задать и властям Литвы.

Конечно, Калининградская область — это в своем роде заповедник. Не просто зона, окруженная, как колючей проволокой, границами, которые не дают возможности жителям региона ездить в гости к родственникам или просто знакомым в остальную Россию без заграничного паспорта (если на поезде) и визы или УТД (если на машине). Наша область особенная еще и потому, что здесь сосредоточено сразу несколько консульств государств-членов Шенгенского соглашения. В каждом консульстве своя специфика, свои требования (что странно, учитывая единые правила Шенгенского соглашения и пресловутого Соглашения об упрощении визового режима между РФ и ЕС, поставившем крест на бесплатных визах для калининградцев). 

Но, тем не менее, при большом желании каждый калининградец, обладающий паспортом, имеет возможность оформить себе визу для поездки в страны Европы. Не спорю, для обычных людей визы обходятся недешево — 35 евро сбор, фотографии, страховка. Но и не стоит забывать, что заграничные паспорта жители Калининградской области, в отличие от жителей остальной России, получают бесплатно, в том числе недешевые биометрические. По данным регионального УФМС, загранпаспорта у нас имеются у 70% населения, то есть около 700 тысяч человек. В то время как по данным опроса «Левада-Центра», в целом по России только 17% граждан имеют загранпаспорт.

Жителям Сибири или Дальнего Востока приходится оформлять шенгенские визы с большим трудом. К примеру, ближайшее к миллионному Красноярску консульство европейского государства находится в Новосибирске. Поэтому жителям «остальной» России приходится начинать оформлять визы за несколько месяцев до того, как собраться в гости к родственникам в Калининградской области. Проверено в этом году на собственных родственниках из Красноярска, решивших после Калининграда поехать в Прагу. Если вспомнить про цены на билеты на самолет до Калининграда (напомню, что «льготный» тариф не распространяется на тех, у кого нет калининградской прописки), легко поверить в то, что часть россиян передумают ехать в наш дальний угол, а сразу отправятся прямиком по Европам.

Учитывая жесткую позицию генеральных консульств, не желающих выдавать визы жителям других регионов России, может, стоит вспомнить о предложении замминистра регионального развития Максима Травникова, которое он озвучил на аналогичном Форуме регионов-партнеров, прошедшем 3 года назад?

Молодой замминистра сказал тогда, что считает несправедливым визовые преференции жителям Калининградской области в ущерб остальным жителям России, и предложил свой вариант решения проблемы — сделать из региона экспериментальную площадку по примеру Благовещенска, чтобы все жители России могли, приезжая в регион, выехать за рубеж.

«Китайцы имеют право приезжать на территорию Благовещенска без визы, а граждане РФ, независимо от того жители они Благовещенска, Москвы или Калининграда, могут приехать в Благовещенск и поехать в Китай без визы, — цитировала Травникова „Комсомольская правда“ три года назад. — Мне кажется, что решение визовых проблем Калининградской области должно лежать в этой плоскости — важно, откуда ты переезжаешь, а не где у тебя место регистрации».

Помнится, 3 года назад предложение Максима Травникова о безвизовом эксперименте утонуло в буре возмущений жителей самого западного по поводу того, что калининградцев не посчитали особыми. Очень жаль. Если бы предложение начало обсуждаться еще года три назад, наверное, сейчас бы наша область была куда интереснее «остальным» россиянам.

Оксана МАЙТАКОВА, старший корреспондент

pole.jpgГраницы разумного
Движение между Польшей и Калининградской областью набирает обороты и начинает пробуксовывать. А вот на литовском направлении ничего нового не происходит, что сильно огорчает калининградских транспортников.

Первыми в приграничные заторы на границе Польши попали частные лица. Уже никого не удивляют многокилометровые очереди, причем большинство пересекантов отмечает расторопность российских пограничных службе и неторопливость польских.

Примечательно, что неторопливость погранпотока не поддается практически ничему. И депутаты не последнего разбора стоят в очередях, и предприниматели, и даже сам губернатор. Конечно, статус некоторых позволяет добраться до контрольных органов без стояния в общей толпе, но на самом погранпереходе даже первые региональные лица превращаются в обычных граждан, которым приходится подолгу ожидать возврата паспортов со штампиками и прочих досмотров.

Удивительно, что эти проблемы, похоже, стали открытием для наших польских друзей. Замминистра внутренних дел Польши Петр Стаханьчик, ответственный за работу пограничных пунктов пропуска, только сегодня утром обнаружил, что на границе имеется затор. «Сегодня утром я был очень удивлен, — сказал он. — Я проезжал в область около 8 утра по калининградскому времени, и с российской стороны стояла очередь около 150 машин. Было не совсем понятно, откуда взялась очередь, ведь у нас прекрасно оборудован переход, есть возможности. Что-то происходит. То ли что-то не работало с российской стороны, то ли с польской». Он пообещал разобраться и что-нибудь с этим сделать.

Но не только граждане имеют проблемы при выезде из одного государства в другое. Есть они и у предпринимателей, правда, несколько другого толка и в другом направлении. Перемещение грузов за пределы области, особенно через Литву, в последнее время усложнилось, что привело к падению грузопотоков.

На IV Балтийском транспортном форуме представители калининградских транспортников пожаловались на «нелюбовь» к ним со стороны областных и федеральных властей. Как считает генеральный директор ООО «Карго Сервис» Сергей Заворотынский, сегодня власти приходят к транспортникам за налогами, но почти ничего не делают для того, чтобы налогоплательщики могли работать, расширяя налоговую базу.

Он пояснил, что с 2008-го года практически постоянно падает грузооборот на калининградском направлении, был рост в 2009–2010 годах, когда кризис как бы закончился, а после этого снова началось падение. При этом, по его словам, у соседей — Литвы и Белоруссии, грузооборот растет. Такое положение дел во многом объясняется тем, что для грузов в калининградском направлении существуют отдельные тарифы при прохождении через территорию Литвы, стоимость топлива для грузоперевозчика тоже зависит от того, куда он едет, и в результате разница в стоимости перевозки может различаться в разы, и, конечно, не в пользу Калининграда. Правда, судя по высказываниям регионального министра развития инфраструктуры Александра Рольбинова, вины областных властей в тяжелом положении танспортников почти нет. Мешают им, по его мнению, высшие силы в виде административных барьеров, и тарифной политики РЖД и Литвы с Белоруссией. А повлиять на это областные власти не могут. Но, как считает генеральный директор «ДСВ Транспорт» Леонид Степанюк, областные власти могли бы больше внимания уделять транспортникам, лоббировать их интересы, чего сейчас нет. Ведь, как в очередной раз указал Степанюк, даже в областной стратегии развития транспортной составляющей фактические не было.

В результате всех этих сообщений и реакций на них представителей власти осталось ощущение, что если гражданам, может быть, как-то и облегчат жизнь, несмотря на все «колбасные угрозы», то предпринимателей ничего хорошего не ждет. Хотя, может быть, обращение к нашему новому замполпреда Станиславу Воскресенскому и сможет как-то изменить ситуацию. По крайней мере, он активно общается с транспортниками, и даже организовал им встречу с главным переговорщиком от России по вступлению в ВТО Максимом Медведковым.

Татьяна НОВОЖИЛОВА, корреспондент

siga.jpgХомячок негодует
В последнее время действия власти все труднее оценивать по формальным критериям: законно-незаконно, экономично-неэкономично. Требуются еще какие-то критерии, которые сложно прописать категорично. Ну, например, адекватно-неадекватно, разумно-неразумно, уместно-неуместно. Федеральный Минздрав, к примеру, решился доказать, что продажа сигарет на территории РФ противоречит законодательству нашей страны.

Как оценить эту инициативу? Вроде бы нигде в законе не указано, что Минздраву запрещено что-либо доказывать. Борьба с табакокурением, в общем-то даже соотносится с целями работы Минздрава: профилактика заболеваний, сокращение расходов на лечение. Оно ж понятно, что если люди будут реже болеть, то лечить их будет дешевле. А курение, как говорит все тот же Минздрав, — «причина хронических заболеваний» и «убивает».

Так вот специалисты этого замечательного ведомства выяснили, что «договор о купле-продаже сигарет не соответствует требованиям Гражданского кодекса, поскольку одна из сторон совершает сделку против своей воли под воздействием никотиновой зависимости». К тому же, по мнению новоявленных специалистов в области охраны прав потребителей, «сам факт продажи табачных изделий противоречит закону „О защите прав потребителей“ и нарушает базовое право потребителя, а именно право получить безопасный для его жизни и здоровья товар».

«Общепризнанным является тот факт, что табачная продукция вызывает тяжелые заболевания, приводящие к смерти, она не должна была бы находиться в гражданском обороте как небезопасная», — высказались в Минздраве.

Отчасти в министерстве правы. Обычно люди покупают сигареты не в качестве сувенира или. скажем, утяжелителя карманов, а потому, что желают их скурить — удовлетворить свои потребности, зависимость, если хотите. И, да, сколько бы ни пытались зарубежные ученые установить какие-нибудь полезные свойства этой вредной привычки, «безопасными для здоровья» сигареты назвать нельзя.

Однако юристы, которые, как известно, те еще буквоеды, нашли недочеты в позиции Минздрава. По мнению судьи Конституционного суда РФ в отставке Татьяны Морщаковой, аргументация Минздрава имеет мало общего с юриспруденцией. «Понятия, которые они используют в своей аргументации, были определены в праве совершенно не для этих целей, — заявила Морщакова. — Все притянуто за уши. Вред здоровью со смертельным исходом может быть причинен человеку вследствие большого количества причин, которые нас окружают».

Да и если следовать по пути Минздрава, то придется что-то сделать с продажей еды. Знаете ли, мы с вами ее тоже берем по доброй воле лишь отчасти: над каждым из нас нависает угроза голодной смерти, если мы долго будем пренебрегать покупкой еды. Опять же, почти каждый из ныне живущих страдает зависимостью от продуктов питания и питьевой воды. А она, все та же еда, порой бывает весьма небезопасной: многие вкусности содержат аллергены, жиры, лишние каллории, да что там говорить — канцерогены, которые, как известно, тоже приводят к смертельному заболеванию.

Усилия Минздрава по борьбе с курением удивительны еще и своей последовательностью. Борьбой за достойную реализацию нацпроекта «Здоровье» и успехами на поприще модернизации медицины это ведомство, к сожалению, так не прославилось. Минздрав и закон о запрете курения в общественных местах в Думу внес, и устрашающие картинки на пачках утвердил. В общем, усилия, конечно, достойные. Но было бы так же здорово, если бы с тем же рвением московские чиновники боролись не только с продажей сигарет в ларьках, но еще и с другими, более опасными для здоровья услугами, — например, непрофессионализмом отдельных врачей, пугающе длинными очередями на обследование, отсутствием санавиации в ряде регионов страны. Ну, честное слово, схватились за курящих в контексте защиты прав потребителей так, будто бы более актуальных задач в отечественном здравоохранении не осталось в принципе.

Ирина САТТАРОВА, корреспондент

Комментарии к новости


Самая стыдная история

Заместитель главного редактора «Нового Калининграда» Вадим Хлебников, о наиболее ярком «обмане» инвестора в истории области.