«В маневренный фонд жители были заселены еще администрациями районов в порядке исключения. Основания для проживания у 90% этих граждан уже отсутствуют. Мы начали выселять людей, это вызвало большой общественный резонанс, потому что это люди, которым вообще некуда идти», — рассказывала депутатам начальник управления учета и найма жилья городской администрации Елена Палкина.
На замечание депутатов, почему царит такая несправедливость, чиновники объяснили: если отдать квартиры всем, то калининградцы, десятилетиями стоящие в очереди на жилье, могут устроить скандал. Потому что в итоге получится не что иное, как внеочередное предоставление помещений.
Так что же делать с людьми? Одним из них приходится жить в бараках, другим — каждый день просыпаться с мыслью о выселении, третьим, если что случится, оставаться без крыши над головой, потому что маневренного фонда в Калининграде почти не осталось. Единственно правильным ответом на все эти вопросы есть и останется один: построить недостающее. Примерно с таким предложением и выступила Елена Палкина, вызвав у депутатов нервный смешок. Начальник управления, подсчитав в уме («в год появляется примерно 500 „аварийщиков“, всех их временно нужно расселить»), выдала цифру в 300 квартир. Такой дом, по ее мнению, нужно построить, чтобы закрыть потребность Калининграда в маневренном фонде.
Депутаты переглянулись и озвучили знакомые истины — о дефиците бюджета, о необходимости строить детские садики, ремонтировать дороги, проводить газ. Даже при софинансировании из бюджетов других уровней у города не будет столько денег на три 100-квартирных дома, каждый из которых обойдется примерно в 170 млн евро. Да что там говорить — даже на строительство 10–20 квартир, которые действительно могут понадобиться в любой момент, денег днем с огнем не сыщешь.
Депутаты решили подумать, поручив вместе с ними думать и чиновникам городской администрации. Только учитывая, какими темпами идет расселение людей из аварийных домов, с каким «усердием» сиротам предоставляют квартиры и с какой скоростью движется в Калининграде очередь на жилье, в ближайшей перспективе решения проблем ни обитателям бараков, ни «хозяевам» маневренного фонда ждать не приходится. И брошенный невзначай вопрос «что же все-таки делать с людьми?» прекрасно отражает всю суть существующих плачевных взаимоотношений власти с народом: народу нелегко, с этим надо что-то делать, но что делать — никто сказать до сих пор не может.
Чувственная защита
Депутаты Госдумы
решили заняться защитой чувств. Пока только религиозных. Странные метаморфозы, которые происходят в последнее время, заставляют опасаться — не столько за чувства, сколько за умы — государственных мужей и собственный.
Как выяснилось в понедельник, парламентарии начали работу «над усилением административного и уголовного законодательства» в части нарушения порядка в религиозных учреждениях и вандализма в отношении религиозных святынь. ЛДПРовец Ярослав Нилов предложил расширить статью уголовного кодекса «Возбуждение ненависти либо вражды, а равно унижение человеческого достоинства» таким образом, чтобы не допустить осквернения «религиозно почитаемых предметов» и «религиозно почитаемых личностей».
РПЦ продемонстрировала недюжинные таланты своих клерикальных законописцев и предложила сразу два способа усовершенствовать механизм защиты верующих. Во-первых, церковь предложила внести поправки в Гражданский кодекс, чтобы вместо «деловой репутации» в нем фигурировала «репутация юридических лиц». Сейчас апеллировать к статье о «защите деловой репутации» религиозные объединения не могут. Логика такова, что оскорбление репутации не несет прямого и сколько-нибудь исчисляемого ущерба, а вот изменение названия статьи позволит защитить репутацию религиозных организаций. Вдобавок от имени РПЦ было предложено в том или ином виде восстановить советскую практику защиты чувств верующих, а именно статью 143 УК еще РСФСР «Нарушение законодательства о свободе совести, свободе вероисповедания и о религиозных объединениях».
С одной стороны, защита чувств — действительно, прекрасное стремление. Это, в конце концов, наглядно демонстрирует заботу парламентариев о собственных гражданах. Да вот беда: толкование чувств — понятие крайне абстрактное. Обидчивые и мнительные граждане видят оскорбление чуть ли не каждом шагу, а некоторые готовы терпеть почти любые выходки. Получается, уровень защищенности чувств будет зависеть отныне и далее от судьи, который в зависимости от собственного темперамента сможет или нет разглядеть обиду верующих?
Вот, к примеру,
недавний эпизод с Pussy Riot. Почти все сочли саму акцию девушек крайне неудачной выходкой, однако вопрос наказания за подобный проступок стал своеобразным общественным Рубиконом. Некоторые посчитали, что 2 года тюрьмы за нелепые танцы — вполне справедливое наказание, а другие посчитали, что заключение танцовщиц — оскорбление их собственным светским чувствам, здравому смыслу и принципам гуманизма (которые, тоже, наверняка, присутствуют у представителей различных конфессий, проживающих на территории РФ).
Как здесь выбрать те убеждения, которые нужно защищать больше? Ведь по сути, религиозный способ познания мира существует наравне с научным, художественным, мифологическим. Почему последователи одного пути должны иметь преимущество над другими? Если ученые, к примеру, когда-нибудь подтвердят отсутствие Бога, смогут ли об этом напечатать в российских учебниках, или это тоже будет признано сведениями, оскорбляющими чувства верующих?
Как всегда, при обсуждении острых вопросов власть кивает на Запад. Дескать, и там наказывают строго богохульников. Вот только в тех странах, которые ставят в образец, почему-то считают, что не только у верующих есть чувства, а потому борются с оскорблением и дискриминацией по любому признаку: от гендерного и национального — до идеологического. Мы же, видимо, будем продолжать наблюдать за тем, как
священнослужители и
их внуки сбивают обычных граждан, — теперь уже молча, чтобы не оскорбить чувства все еще верующих.
Ирина САТТАРОВА, корреспондент
Капитальные фантазии
Министерство ЖКХ Калининградской области разработало проект региональной программы капитального ремонта домов на 2013–2015 годы. Проект долгожданный для многих и весьма интересный тому кругу жителей Калининградской области, которые, несмотря на старания и страдания, так и не попали в программу капремонта домов 2008–2012 годов.
Напомню, что 95% денег на капитальный ремонт домов в рамках доживающей последние месяцы федеральной программы выделялись из бюджетов — муниципального, регионального и федерального. Федеральное финансирование шло из Фонда содействия реформированию ЖКХ. Очередь желающих привести в порядок дома была изрядной, но повезло, как говорилось выше, не всем. В Советске в прошлом году и вовсе случился скандал с участием прокуратуры, которая выразила недоумение тем, что некоторые дома получили деньги на ремонт вне очереди.
Были сложности и в Калининграде — в рамках программы проводился капремонт коттеджей и особняков, которые, по не подтвержденной до конца информации, фактически принадлежали одним собственникам, и в итоге за счет бюджета собственники готовили дома на продажу: чем свежее ремонт, тем дороже дом. Скандала однако же удалось избежать, как говорится, не пойман — не вор, но у многих жителей Калининграда, так и не попавших в заветный список на ремонт, осадок от программы остался неприятный. Особенно у жителей домов, восстановленных в 50-ых годах, и с тех пор ни разу не ремонтировавшихся. Но что поделать - старых домов много, а денег мало.
В 2013 году программа Фонда содействия реформированию ЖКХ должна прекратить свою работу. Правда, оставить жителей один на один с разваливающимся жилищным фондом, который никто не спешил приводить в порядок и в советские времена, правительство страны не решилось. В 2010 году обсуждались разные варианты решения проблемы. В частности, предполагалось, что на уровне субъектов будут созданы свои фонды по принципу частно-государственного партнерства, что жильцы смогут брать деньги на ремонт в «длинные кредиты», которые будет субсидировать государство, в конце концов, что государство будет платить за ремонт части квартир в домах — за малоимущих. Вариантов было множество, поэтому областной проект программы капремонта был долгожданным.
Но оказалось, что никаких новаций он не предлагает. Схема прежняя: софинансирование бюджета и жителей. Жители должны платить не менее 5%, остальное — муниципальная и областная казна. Само собой, максимальную долю региональный бюджет оплатит «депрессивным» районам, список который обширен. На максимальную помощь бюджета области в объеме 80% могут рассчитывать Багратионовский, Краснознаменский, Славский, Озерский, Полесский, Правдинский районы. Гусевский, Гвардейский, Неманский, Нестеровский, Черняховский районы и Мамоново имеют возможность получить из областного бюджета по 75–79% от суммы ремонта.
Минимальный объем помощи из областного бюджета получат Калининград и Светлогорский район — по 20%. Пионерский — 31%, Янтарный — 35%.
Получить деньги смогут не все, а только те муниципальные образования, которые отвечают обязательным требованиям. В частности, долги за ЖКУ в муниципалитете не должны превышать 10% начисленных платежей, а 40% земельных участков под многоквартирными домами должны быть поставлены на кадастровый учет. Как отмечается в проекте, в программу могут быть включены только те дома, земля под которыми уже стоит на учете.
И еще один важный момент — никто не обязывает муниципалитеты принимать участие в программе. Сумма софинансирования устанавливается в зависимости от тех объемов, которые готовы выделить на капремонт домов местные бюджеты. Если местный бюджет не готов, то и ремонта не будет. Или будет, но за счет самих жителей.
Теперь к цифрам. По данным министерства строительства региона, в 2008–2011 годах (это самые «свежие» данные, размещенные на сайте) на проведение капитального ремонта Калининградской области было выделено 1,2 млрд руб. из Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства, из консолидированного бюджета — 285,2 млн руб., собственники жилья перечислили за ремонт 95,6 млн руб. За 1,7 млрд рублей было отремонтировано 710 многоквартирных домов. В среднем на один дом ушло 2,3 млн рублей, сумма областного и муниципального софинансирования, повторюсь, была ничтожной. При этом, что неудивительно, строительные компании умудрялись капитально воровать тоже миллионами. Только в 2012 году следственные органы возбудили 7 уголовных дел по фактам хищения около 6 миллионов рублей во время капремонта.
Что предлагает правительство области сегодня? В соответствии с программой, в течение 3 лет в Калининградской области планируется капитально отремонтировать 787 домов. Областной бюджет готов вложить в ремонт 1,8 млрд рублей, еще 4,6 млрд рублей придется изыскивать муниципальным бюджетам, желающим участвовать в программе. То есть, общая сумма бюджетной поддержки должна составить более 6 млрд рублей, почти в 3 раза больше, чем выделялось до этого на то же число домов. Стоимость ремонта одного дома возрастает до 7 млн рублей, расходы областного и муниципальных бюджетов - в 20 раз. Можно надеяться, что на начальном этапе формирования программы просто произошла какая-то путаница в цифрах, и в окончательном виде она будет более жизнеспособной. Потому как рассчитывать на то, что муниципальные бюджеты осилят такую программу капремонта частных домов стоимостью в миллиарды рублей, может только человек с очень обширной фантазией.
Оксана МАЙТАКОВА, старший корреспондент