Важные события четверга: правительство при помощи депутатов перекладывает в оффшорный карман бюджетные миллиарды и производит внезапные перестановки в своей собственной структуре, местные жители, истово боровшиеся со строителями, не хотят замечать, что добились желаемого, а владельцы таксомоторного бизнеса списывают участившиеся аварии на рок и проклятье.
2,2 миллиарда за что-то
Сегодня обдума одобрила выделение ЗАО «Управляющая компания „Храброво“» 2,2 млрд рублей бюджетного кредита, полученного областью из федерального центра. Пойдут эти деньги на реконструкцию аэропорта «Храброво».
Секретное правительство
В четверг в повестку дня областной Думы внезапно для многих депутатов был внесен вопрос об изменении структуры правительства области. Внезапность была настолько неожиданной, что депутатам перед заседанием пришлось экстренно собирать комитет по законодательству. Переносить обсуждение вопроса в начало заседания Облдумы депутаты не стали, поэтому те, кого интересовала дальнейшая судьба агентств по туризму, по внутренней политике и главного распорядителя средств бюджета, пришлось сидеть до конца заседания, которое практически без перерывов длилось больше пяти часов. Развлечений, однако, хватало. В частности, во время обсуждения болезненного для Калининграда вопроса новой схемы межбюджетных отношений за окнами Облдумы начал играть похоронный марш — в Доме офицеров через дорогу проходила траурная церемония. Через пару минут, когда звуки марша стали ассоциироваться с похоронами надежд областного центра на дополнительные отчисления НДФЛ, окна в зале заседания закрыли, урезав марш в самом надрывном месте.
Отмечу, что вопрос новой структуры поднимался давно, и многие чиновники не раз интересовались, в частности, у журналистов, известно ли им, какие именно ведомства собирается ликвидировать губернатора. Интерес понятный — ведь чиновники могли неожиданно остаться без работы.
В последний раз депутаты Облдумы согласовывали изменение структуры правительства в апреле 2012 года, когда министерство строительства и ЖКХ было разделено на два — строительства, а также ЖКХ и ТЭК. Председатель комитета по социальной политике Облдумы Галина Янковская в ходе заседания отметила, что на встрече с губернатором также шла речь о ликвидации агентства по внутренней политике и агентства ЗАГС. «Это второй этап, вопрос еще не решен, сначала мы хотим посмотреть на структуру нового федерального правительства, чтобы на его основе изменять нашу структуру», — сообщила тогда полпред губернатора в Облдуме Тамара Кузяева.
В четверг стало известно, что агентству ЗАГС пока ничего не угрожает, а вот агентство по внутренней политике все же ликвидируется, как и агентство главного распорядителя средств бюджета. Еще одно изменение — преобразование агентства по туризму в министерство.
Агентство главного распорядителя средств бюджета в 2005 году создал экс-губернатор Георгий Боос, дабы отлучить министерства от возможности распределять деньги, что, по мнению, экс-главы региона являлось серьезным коррупциогенным фактором. Осенью 2005 года такое структурное решение Бооса похвалил президент фонда «Индем» Георгий Сатаров, обещавший помочь Калининградской области бороться с коррупцией.
О том, что губернатор Николай Цуканов решил ликвидировать агентство и передать его функции назад профильным министерствам, стало известно еще в июле. Тогда же экс-глава агентства бывший налоговик и чиновник Гурьевской администрации Максим Федосеев был переведен на пост и.о. министра ЖКХ и ТЭК.
Более радостная участь ждет агентство по туризму. О планах создать соответствующее министерство Цуканов рассказывал еще в июне. Он говорил, что это необходимо «в свете амбициозных задач по развитию туристической отрасли региона».
На вопрос, планируется ли искать на должность министра по туризму нового человека вместо действующего главы агентства Елены Кропиновой, губернатор сообщил, что «четко понимает проблему кадрового вопроса, которая существует в правительстве» и он «не исключает определенной ротации специалистов».
Перед этим, кстати, глава региона сказал, что структура правительства области будет «переформатирована», после того, как завершится обсуждение стратегии развития области на средне- и долгосрочную перспективу. «То есть, людей нужно подбирать под задачи, и тогда, безусловно, все вакантные должности будут либо сокращаться в части министерств, либо появляться новые министерства под задачи», — отметил губернатор.
По всей видимости, правительство области посчитало, что успешно справилось с протестными настроениями в обществе, и теперь перед ним не стоит задача ликвидировать возможные митинги, поэтому еще одним существенным изменением структуры, которое депутаты утвердили в четверг, стала фактическая ликвидация агентства по внутренней политике. Его сольют с министерством по муниципальному развитию, единую структуру назовут министерством по муниципальному развитию и внутренней политики, а 7 человек из числа сотрудников агентства сократят.
У агентства долгая и трудная судьба. Оно было создано при экс-вице-премьере по внутренней политике правительства Бооса Виталии Шипове, которого экс-глава региона пригласил поработать в области после многотысячных митингов 2009–2010 годов. Изначально в правительстве было создано управление по внутренней политике и взаимодействию со СМИ, которое возглавил политтехнолог из Москвы, уроженец Калининградской области Александр Бобошин. В интервью изданию «Коммерсант-Власть» Бобошин как-то высказал чудесную фразу, характеризуя жителей Калининградской области. «Знаете, у них специфический снобизм, зашкаливающий до спеси. За эти годы в ментальном плане они сдрейфовали в сторону мелочного прагматизма, такая инфантильно-стяжательская позиция: пусть Москва дает нам денег, делает нам дешевые авиабилеты и снизит транспортный налог, а мы будем плевать в сторону России, потому что там жизни нет», — отметил он в августе 2010.
Агентство по внутренней политике возглавляла Данута Смирнова, покинувшая к тому времени администрацию Калининграда и пост первого зама по ЖКХ, бывший замминистра по социальной политике Юрий Богомолов, бывший руководитель управления областной Думы по взаимодействию с органами местного самоуправления, общественными объединениями и депутатскими фракциями Валерий Ланин, впоследствии ставший замминистра муниципального развития, затем врио министра. Останется ли он на посту министра нового объединенного министерства, пока неизвестно. В мае 2012 года, когда уже стало известно о планирующихся преобразованиях, пост главы агентства занял экс-секретарь областной избирательной комиссии Игорь Кудрявин. Причем в интервью региональным СМИ он признавал, что потерял в зарплате, но хочет поработать на благо области.
В четверг, комментируя ликвидацию подведомственной ему структуры, Игорь Кудрявин сообщил, что «наверное, останется» в правительстве области, но «точно не министром». Он отметил, что пока нет точной ясности в его дальнейшей судьбе. «Я карьеры не делаю, куда Родина отправит, там и фронт», — заявил Кудрявин.
Отмечу, что ряд депутатов областной Думы остались недовольны той скоростью, с которой были внесены очередные изменения в структуру. «Изменения были засекречены, а потом правительство за полдня вносит структуру, — возмутился депутат Павел Федоров. — Если мы считаем приоритетом развитие туризма, то нужно решать вопрос, к примеру, с водным туризмом. У нас огромное число водных путей, которыми никто не занимается».
Недовольство тем, что правительство предложило Облдуме утвердить изменения структуры, не обозначив конкретные задачи, которые ставятся перед исполнительной властью, также высказал депутат Соломон Гинзбург. «Сначала нужно было представить депутатам новую Стратегию области, а потом уже менять структуру под те задачи, которые заданы в Стратегии. А то у нас советник губернатора дает интервью, что его действительно назначили советником, но чем он будет заниматься в правительстве, пока неизвестно», — отметил Гинзбург.
Кого именно имел в виду Соломон Гинзбург, не совсем понятно. Но стоит напомнить, что буквально неделю назад, назначенный на должность вице-премьера человек со сложной бизнес-судьбой Константин Суслов не смог четко ответить на вопрос, чем же он будет заниматься в правительстве.
Таким образом, слова губернатора о том, что сначала будет структура и задачи, а потом под эти задачи будут брать конкретных людей, оказались под сомнением. Что, впрочем, не впервой. Но разве это имеет какое-то значение, по сравнению с тем, что правительству области удалось ликвидировать в регионе протестные настроения.
Оксана МАЙТАКОВА, старший корреспондент
Злой рок дорог
«Может, сглазил нас кто?» - так прокомментировал сегодня очередное ДТП с участием машины с шашечками гендиректор такси «Кобра» Юрий Грищук. В четверг случилась еще одна авария, в котором снова был замечен автомобиль этой компании. Причем с начала текущего месяца это уже третье из известных нам происшествий. 3 сентября на улице Фрунзе прохожие могли наблюдать перевернувшийся «Рено Логан», 19 сентября на улице Горной «Кобра» столкнулась с «Мицубиси», и вот в четверг утром у Драмтеатра такси не поделило дорогу с автозаком.
Объяснения гендиректора «Кобра» были весьма оригинальны. Он говорит, что, может, во всем виноват «злой рок» и недобрый глаз. Не исключает Юрий Грищук, конечно, и человеческий фактор, однако судя по тому, что «водители проверяются перед выходом на линию» и проходят инструктаж, такая вероятность, по его мнению, крайне невелика.
Может, конечно, виной всему вечная российская проблема, а именно дороги. Ведь бьются не только такси, но и другие участники дорожного движения. Вот буквально сегодня утром на Приморском кольце погибли две девушки. По данным ГИБДД, водитель превысил скорость и на закруглении дороги влетел в противошумовое заграждение. И это лишь один пример одного дня. А таких примеров за весь год может набраться десятки, если не сотни.
Но если бы проблема была только в дорогах, тогда число ДТП можно было бы снизить в разы, только отремонтировав асфальт. Но сколько бы его не ремонтировали, аварии продолжают случаться, в них продолжают получать травмы и гибнуть люди. Так, например, если в 2010 году на территории России в авариях были ранены 250 635 человек, то в 2011 году – 251 848 человек.
Получается, причина такой плачевной статистики в другой российской проблеме – дураках. В дураках, которые, работая таксистами, проводят за рулем по двое суток, которые катаются пьяными, которые в 4 часа утра превышает все мыслимые скоростные режимы. Молодой и горячий водитель, скажем, разогнался до 160-180 километров в час, и в результате погибли пассажиры. Или, например, таксист решил подзаработать на отпуск, а в итоге и машину и разбил и, если совсем все плохо, клиентов покалечил.
Проблема с таксистами требует особого разбирательства. Все мы знаем, какая нехватка машин в Калининграде субботними вечерами или в дождливую погоду. И все мы знаем, какого порой качества такси приезжают на вызов. Особенно не внушают доверия расплодившиеся компании, работающие по типу единого колл-центра и сотрудничающие с частными извозчиками. Одно из таких такси в Калининграде пользуется большой популярностью, но никто не может с уверенностью сказать, что поездка с такими сомнительными частными сотрудниками действительно безопасна, и что водителя хоть кто-то проверил перед выходом на линию.
Проблему, наверное, могли бы решить обязательное лицензирование (которое, кстати, для таксистов было введено) и постоянные проверки таксокомпаний и частных извозчиков как в местах дислоцирования, так и на дорогах. Но тут ситуация усложняется как русской изворотливостью, так и коррупцией. Кто-то кого-то подмазал, кто-то где-то нарушил правила, а пассажир плюнул на все и поехал – быстрее бы добраться до места.
Можно предположить, что если не менять нормативную базу и не усиливать контроль за таксистами, то машины так и будут попадать в ДТП, ставя под угрозу других людей. Причем контроль, если опираться на нашу действительность, должен быть по максимуму автоматизирован: видеорегистраторы в машинах, на дорогах, в гаражах. Технику не подмажешь и не уговоришь пустить на вторую смену подряд, потому что деньги позарез нужны. Только для всего необходимы немаленькие денежные вложения, и главное - желание променять лишнюю выручку на хороший имидж и безопасность. Пока на такие жертвы готовы идти лишь единицы. Остальные предпочитают ссылаться на злой рок дорог.
Мария БОЧКО, корреспондент