2,2 миллиарда за что-то, секретное правительство, не властью единой и злой рок дорог


Важные события четверга: правительство при помощи депутатов перекладывает в оффшорный карман бюджетные миллиарды и производит внезапные перестановки в своей собственной структуре, местные жители, истово боровшиеся со строителями, не хотят замечать, что добились желаемого, а владельцы таксомоторного бизнеса списывают участившиеся аварии на рок и проклятье.

1-2.jpg2,2 миллиарда за что-то
Сегодня обдума одобрила выделение ЗАО «Управляющая компания „Храброво“» 2,2 млрд рублей бюджетного кредита, полученного областью из федерального центра.  Пойдут эти деньги на реконструкцию аэропорта «Храброво». 

Решение удивительное со всех сторон. Конечно, мало кто сомневается, что приводить хоть в какой-то божеский вид наш аэропорт нужно. В свете близких и далеких туристических перспектив иметь в качестве главных ворот региона что-то, напоминающее рейхстаг, не очень прилично. 

Но, с другой стороны, вроде как почти всем аэропортом нынче владеет частный инвестор - компания «Аэроинвест». Еще 25% принадлежит Внешэкономбанку.

Именно "Аэроинвест" еще в июле стал одним из участников  трехстороннего соглашения по развитию аэропорта «Храброво» наряду с  правительством области и банком «Санкт-Петербург». Тогда говорилось, что   «Аэроинвест» выкупил 75% акций ЗАО «Аэропорт Храброво», которые ранее принадлежали банку «Санкт-Петербург» за некую неозвученную сумму. Как сегодня стало известно благодаря депутату облдумы Сергею Кононову, сумма сделки составила 2,6 млрд рублей.  Примечательно, что «Аэроинвест» еще в то время спровоцировал массу слухов и кривотолков. Например, говорилось, что к компании имеет отношение президент Кабардино-Балкарии Арсен Каноков. А, как заметил Игорь Рудников, «Аэроинвест» зарегистрирован в оффшоре на Бермудских островах и никаких прямых доказательств его связи с другими российскими аэропортами, в том числе в Минеральных Водах, нет. 

Кроме того, как указал Игорь Петрович, непонятно, кому это выделяются деньги, если ЗАО «Управляющая компания „Храброво“» все еще не создана, а инвестиционное соглашение еще только планируется подписать с «Аэроинвестом» завтра в Сочи. 

Еще в марте этого года такой же позиции придерживался и глава комитета по бюджету Облдумы Валерий Фролов.  С его подачи тогда было отказано в выделении средств областного бюджета ЗАО «Управляющая компания Аэропорт Храброво» и ОАО «Корпорация развития Калининградской области», потому что эти компании еще не существовали в виде нормально зарегистрированных юридических лиц, и даже их названия в проекте не были указаны. 

Правда, всего через месяц депутаты областной Думы утвердили поправки в бюджет региона, предусматривающие выделение 2 млрд рублей ОАО «Управляющая компания „Храброво“», так как в проекте были указаны конкретные юридические лица—получатели денег, как настаивал прокурор области Алексей Самсонов.

Теперь же все еще не созданная, но имеющая конкретное название ЗАО «Управляющая компания „Храброво“» получает 2,2 млрд рублей. 

Куда пойдут эти деньги и на каких условиях – история не менее запутанная, чем преобразование названия получателя бюджетных денег. Министр финансов области Виктор Порембский, считает, что никаких сложностей в этом вопросе нет, так как средства ЗАО будут на 100% подконтрольны правительству области. И взамен выделенных на реконструкцию аэровокзала средств область получить в собственность часть активов аэропорта. Но какую именно, он сказать сразу не смог.

Необходимость таких финансовых манипуляций со сторон области Порембский объяснил тем, что так повышаются шансы получить относительно дешевые кредитные ресурсы из федерального бюджета и создать активы Калининградской области. 

«Это специальное решение, которое отражено в федеральном бюджете и определяет, что Калининградской области выделяется целевым путем на инвестиционную деятельность, связанную с реконструкцией аэропорта „Храброво“, 2,2 млрд рублей по 1/3 ставки рефинансирования, это специальная льготная ставка, — сказал министр. — Речь идет о том, что эти ресурсы будут вложены именно в реконструкцию аэровокзала. Форма вложения определяется законодательством и взаимоотношением с инвестором, который выкупил долю. И, конечно же, эти ресурсы будут формировать государственную собственность Калининградской области, они не будут просто переданы собственнику-частнику». Возвращать кредит будет, конечно, тот, кто его и брал, то есть, область.

То есть, бюджет области получает кредит из федерального бюджета, о чем говорилось еще в мае этого года, вкладывает их по инвестиционному соглашению в реконструкцию аэровокзала, на 75% принадлежащего сейчас частной компании «Аэроинвест», а взамен Калининградская получает долю в аэропорту. Разница между тем, что потратила компания на выкуп доли у банка «Санкт-Петербург» и планируемыми вложениями области составляет всего 400 млн рублей. И формально сейчас область может претендовать практически на всю долю «Аэроинвеста». Ведь так и не известно, сколько же и в какой срок эта компания собирается потратить на приведение своей собственности в человеческий вид.

Татьяна НОВОЖИЛОВА, корреспондент

dd1_2.jpgСекретное правительство 
В четверг в повестку дня областной Думы внезапно для многих депутатов был внесен вопрос об изменении структуры правительства области. Внезапность была настолько неожиданной, что депутатам перед заседанием пришлось экстренно собирать комитет по законодательству. Переносить обсуждение вопроса в начало заседания Облдумы депутаты не стали, поэтому те, кого интересовала дальнейшая судьба агентств по туризму, по внутренней политике и главного распорядителя средств бюджета, пришлось сидеть до конца заседания, которое практически без перерывов длилось больше пяти часов. Развлечений, однако, хватало. В частности, во время обсуждения болезненного для Калининграда вопроса новой схемы межбюджетных отношений за окнами Облдумы начал играть похоронный марш — в Доме офицеров через дорогу проходила траурная церемония. Через пару минут, когда звуки марша стали ассоциироваться с похоронами надежд областного центра на дополнительные отчисления НДФЛ, окна в зале заседания закрыли, урезав марш в самом надрывном месте.

Отмечу, что вопрос новой структуры поднимался давно, и многие чиновники не раз интересовались, в частности, у журналистов, известно ли им, какие именно ведомства собирается ликвидировать губернатора. Интерес понятный — ведь чиновники могли неожиданно остаться без работы.

В последний раз депутаты Облдумы согласовывали изменение структуры правительства в апреле 2012 года, когда министерство строительства и ЖКХ было разделено на два — строительства, а также ЖКХ и ТЭК. Председатель комитета по социальной политике Облдумы Галина Янковская в ходе заседания отметила, что на встрече с губернатором также шла речь о ликвидации агентства по внутренней политике и агентства ЗАГС. «Это второй этап, вопрос еще не решен, сначала мы хотим посмотреть на структуру нового федерального правительства, чтобы на его основе изменять нашу структуру», — сообщила тогда полпред губернатора в Облдуме Тамара Кузяева.

В четверг стало известно, что агентству ЗАГС пока ничего не угрожает, а вот агентство по внутренней политике все же ликвидируется, как и агентство главного распорядителя средств бюджета. Еще одно изменение — преобразование агентства по туризму в министерство.

Агентство главного распорядителя средств бюджета в 2005 году создал экс-губернатор Георгий Боос, дабы отлучить министерства от возможности распределять деньги, что, по мнению, экс-главы региона являлось серьезным коррупциогенным фактором. Осенью 2005 года такое структурное решение Бооса похвалил президент фонда «Индем» Георгий Сатаров, обещавший помочь Калининградской области бороться с коррупцией.

О том, что губернатор Николай Цуканов решил ликвидировать агентство и передать его функции назад профильным министерствам, стало известно еще в июле. Тогда же экс-глава агентства бывший налоговик и чиновник Гурьевской администрации Максим Федосеев был переведен на пост и.о. министра ЖКХ и ТЭК.

Более радостная участь ждет агентство по туризму. О планах создать соответствующее министерство Цуканов рассказывал еще в июне. Он говорил, что это необходимо «в свете амбициозных задач по развитию туристической отрасли региона».

На вопрос, планируется ли искать на должность министра по туризму нового человека вместо действующего главы агентства Елены Кропиновой, губернатор сообщил, что «четко понимает проблему кадрового вопроса, которая существует в правительстве» и он «не исключает определенной ротации специалистов».

Перед этим, кстати, глава региона сказал, что структура правительства области будет «переформатирована», после того, как завершится обсуждение стратегии развития области на средне- и долгосрочную перспективу. «То есть, людей нужно подбирать под задачи, и тогда, безусловно, все вакантные должности будут либо сокращаться в части министерств, либо появляться новые министерства под задачи», — отметил губернатор.

По всей видимости, правительство области посчитало, что успешно справилось с протестными настроениями в обществе, и теперь перед ним не стоит задача ликвидировать возможные митинги, поэтому еще одним существенным изменением структуры, которое депутаты утвердили в четверг, стала фактическая ликвидация агентства по внутренней политике. Его сольют с министерством по муниципальному развитию, единую структуру назовут министерством по муниципальному развитию и внутренней политики, а 7 человек из числа сотрудников агентства сократят.

У агентства долгая и трудная судьба. Оно было создано при экс-вице-премьере по внутренней политике правительства Бооса Виталии Шипове, которого экс-глава региона пригласил поработать в области после многотысячных митингов 2009–2010 годов. Изначально в правительстве было создано управление по внутренней политике и взаимодействию со СМИ, которое возглавил политтехнолог из Москвы, уроженец Калининградской области Александр Бобошин. В интервью изданию «Коммерсант-Власть» Бобошин как-то высказал чудесную фразу, характеризуя жителей Калининградской области. «Знаете, у них специфический снобизм, зашкаливающий до спеси. За эти годы в ментальном плане они сдрейфовали в сторону мелочного прагматизма, такая инфантильно-стяжательская позиция: пусть Москва дает нам денег, делает нам дешевые авиабилеты и снизит транспортный налог, а мы будем плевать в сторону России, потому что там жизни нет», — отметил он в августе 2010.

Агентство по внутренней политике возглавляла Данута Смирнова, покинувшая к тому времени администрацию Калининграда и пост первого зама по ЖКХ, бывший замминистра по социальной политике Юрий Богомолов, бывший руководитель управления областной Думы по взаимодействию с органами местного самоуправления, общественными объединениями и депутатскими фракциями Валерий Ланин, впоследствии ставший замминистра муниципального развития, затем врио министра. Останется ли он на посту министра нового объединенного министерства, пока неизвестно. В мае 2012 года, когда уже стало известно о планирующихся преобразованиях, пост главы агентства занял экс-секретарь областной избирательной комиссии Игорь Кудрявин. Причем в интервью региональным СМИ он признавал, что потерял в зарплате, но хочет поработать на благо области.

В четверг, комментируя ликвидацию подведомственной ему структуры, Игорь Кудрявин сообщил, что «наверное, останется» в правительстве области, но «точно не министром». Он отметил, что пока нет точной ясности в его дальнейшей судьбе. «Я карьеры не делаю, куда Родина отправит, там и фронт», — заявил Кудрявин.

Отмечу, что ряд депутатов областной Думы остались недовольны той скоростью, с которой были внесены очередные изменения в структуру. «Изменения были засекречены, а потом правительство за полдня вносит структуру, — возмутился депутат Павел Федоров. — Если мы считаем приоритетом развитие туризма, то нужно решать вопрос, к примеру, с водным туризмом. У нас огромное число водных путей, которыми никто не занимается».

Недовольство тем, что правительство предложило Облдуме утвердить изменения структуры, не обозначив конкретные задачи, которые ставятся перед исполнительной властью, также высказал депутат Соломон Гинзбург. «Сначала нужно было представить депутатам новую Стратегию области, а потом уже менять структуру под те задачи, которые заданы в Стратегии. А то у нас советник губернатора дает интервью, что его действительно назначили советником, но чем он будет заниматься в правительстве, пока неизвестно», — отметил Гинзбург.

Кого именно имел в виду Соломон Гинзбург, не совсем понятно. Но стоит напомнить, что буквально неделю назад, назначенный на должность вице-премьера человек со сложной бизнес-судьбой Константин Суслов не смог четко ответить на вопрос, чем же он будет заниматься в правительстве.

Таким образом, слова губернатора о том, что сначала будет структура и задачи, а потом под эти задачи будут брать конкретных людей, оказались под сомнением. Что, впрочем, не впервой. Но разве это имеет какое-то значение, по сравнению с тем, что правительству области удалось ликвидировать в регионе протестные настроения.

Оксана МАЙТАКОВА, старший корреспондент

meri.jpgНе властью единой
Городские власти выполнили свою часть обязательств по предотвращению точечной застройки на улице Буткова, однако местные жители, которые еще вчера готовы были перевернуть мир, сегодня отказываются вникнуть даже в мелочи.

Во вторник администрация города заключила мировое соглашение с застройщиком ООО «Западный терминал», который собирался возвести здание во дворе дома на улице Буткова, 34. В обмен на этот участок в центре города компания получит землю на улице Гагарина, 16. Ранее замглавы администрации Александр Зуев отмечал, что с экономической точки зрения это решение проблемной ситуации не слишком-то выгодно для города: в целом для города было бы выгоднее, если бы компания построила 3-этажный дом на арендованном участке в центре, чем получила участок большей площади на Гагарина. Однако, по словам Зуева, глава города встал на сторону жителей, крайне негативно воспринявших потенциальную застройку.

Обитатели дома № 34 действительно негодовали: мол, машину будет негде поставить, пожарная машина не проедет, солнца в квартирах не будет. Пикантности этой ситуации придавал тот факт, что на участке, который был выделен под застройку, провели ремонт за счет бюджета как раз за несколько месяцев до начала строительства.

Да и без того в истории с Буткова были некоторые странности. Например, региональный арбитражный суд признал объектом незавершенного строительства некое свайное поле, которое затем городские власти назвали имитацией. Впрочем, оспорить это решение муниципалитет не смог, так как не успел в срок подать апелляционную жалобу в Тринадцатый арбитражный суд.

Вопросов в этой истории было много. Почему бюджетные деньги потратили на ремонт участка двора, отданного под застройку? Почему юристы горадминистрации настолько нерасторопны, что не успевают оспаривать решения судов? Однако в этом деле так и не появилось оснований для того, чтобы утверждать: участок выделен незаконно.

Действительно, ситуация с парковкой на Буткова ухудшилась бы. Но, кстати, рядом с этим домом находится платная стоянка, что, согласитесь, в нашем городе не такое распространенное явление. Что касается прочих норм, то строительство дома в три этажа, как-то предписывали разрешительные документы, не нарушило бы всевозможных норм, которые регулируют проезды к дому. Впрочем, застройщик сам признавался: строить трехэтажный дом там невыгодно. Хотелось бы высотку. Но на увеличение высотности городские власти не пошли.

Словом, в некотором смысле интересы горожан в целом и жителей Буткова в частности разошлись. Горожанам было бы интересно узнать, кто и почему потратил средства бюджета на ремонт двора, на котором должна была начаться стройка и, по возможности, наказать этого человека, а может быть даже заставить его компенсировать нанесенный ущерб. Жителям Буткова же требовалось строительство прекратить: что вполне естественно — редким гражданам нравится лицезреть стройку под собственными окнами.

Встретившись с жителями глава города Александр Ярошук объяснил, что мировое соглашение будет достигнуто, однако после этого местным придется самим решить, что делать с участком — брать в собственность эту землю в центре города, арендовать ее или разрешить передать на баланс подростковому клубу, который будет ухаживать за ней.

До подписания «мирового» жители ходили и на встречу к руководителю комитета муниципального имущества Александру Зуеву, где тот подробно описал, каким образом им стоит провести собрание жителей, как оформить документы, чтобы решить земельный вопрос. 

Наконец, мировое было заключено. Более того, как пояснила Елена Волова, обязательства по восстановлению дворового покрытия взял на себя застройщик. И только местные жители вместо того, чтобы проводить собрания и двигаться дальше, решили снова пойти по судам. По мнению жителей, участок, который прилегал к их дому, должны сделать их общей собственностью совершенно бесплатно. Собрание жителей, как того требует закон, активисты собирать не намерены — дескать, они уже собирались. Словом, этот громкий скандал стал наглядной иллюстрацией того, что отнюдь не всегда проблемы — от «плохой власти». Да и «плохая власть» порой действительно держит свое слово, вот только, видимо, в некоторых случаях процесс борьбы куда интереснее результата.

Ирина САТТАРОВА, корреспондент

traffi.jpgЗлой рок дорог
«Может, сглазил нас кто?» - так прокомментировал сегодня очередное ДТП с участием машины с шашечками гендиректор такси «Кобра» Юрий Грищук. В четверг случилась еще одна авария, в котором снова был замечен автомобиль этой компании. Причем с начала текущего месяца это уже третье из известных нам происшествий. 3 сентября на улице Фрунзе прохожие могли наблюдать перевернувшийся «Рено Логан», 19 сентября на улице Горной «Кобра» столкнулась с «Мицубиси», и вот в четверг утром у Драмтеатра такси не поделило дорогу с автозаком.

Объяснения гендиректора «Кобра» были весьма оригинальны. Он говорит, что, может, во всем виноват «злой рок» и недобрый глаз. Не исключает Юрий Грищук, конечно, и человеческий фактор, однако судя по тому, что «водители проверяются перед выходом на линию» и проходят инструктаж, такая вероятность, по его мнению, крайне невелика.

Может, конечно, виной всему вечная российская проблема, а именно дороги. Ведь бьются не только такси, но и другие участники дорожного движения. Вот буквально сегодня утром на Приморском кольце погибли две девушки. По данным ГИБДД, водитель превысил скорость и на закруглении дороги влетел в противошумовое заграждение. И это лишь один пример одного дня. А таких примеров за весь год может набраться десятки, если не сотни.

Но если бы проблема была только в дорогах, тогда число ДТП можно было бы снизить в разы, только отремонтировав асфальт. Но сколько бы его не ремонтировали, аварии продолжают случаться, в них продолжают получать травмы и гибнуть люди. Так, например, если в 2010 году на территории России в авариях были ранены 250 635 человек, то в 2011 году – 251 848 человек.

Получается, причина такой плачевной статистики в другой российской проблеме – дураках. В дураках, которые, работая таксистами, проводят за рулем по двое суток, которые катаются пьяными, которые в 4 часа утра превышает все мыслимые скоростные режимы. Молодой и горячий водитель, скажем, разогнался до 160-180 километров в час, и в результате погибли пассажиры. Или, например, таксист решил подзаработать на отпуск, а в итоге и машину и разбил и, если совсем все плохо, клиентов покалечил.

Проблема с таксистами требует особого разбирательства. Все мы знаем, какая нехватка машин в Калининграде субботними вечерами или в дождливую погоду. И все мы знаем, какого порой качества такси приезжают на вызов. Особенно не внушают доверия расплодившиеся компании, работающие по типу единого колл-центра и сотрудничающие с частными извозчиками. Одно из таких такси в Калининграде пользуется большой популярностью, но никто не может с уверенностью сказать, что поездка с такими сомнительными частными сотрудниками действительно безопасна, и что водителя хоть кто-то проверил перед выходом на линию.

Проблему, наверное, могли бы решить обязательное лицензирование (которое, кстати, для таксистов было введено) и постоянные проверки таксокомпаний и частных извозчиков как в местах дислоцирования, так и на дорогах. Но тут ситуация усложняется как русской изворотливостью, так и коррупцией. Кто-то кого-то подмазал, кто-то где-то нарушил правила, а пассажир плюнул на все и поехал – быстрее бы добраться до места.

Можно предположить, что если не менять нормативную базу и не усиливать контроль за таксистами, то машины так и будут попадать в ДТП, ставя под угрозу других людей. Причем контроль, если опираться на нашу действительность, должен быть по максимуму автоматизирован: видеорегистраторы в машинах, на дорогах, в гаражах. Технику не подмажешь и не уговоришь пустить на вторую смену подряд, потому что деньги позарез нужны. Только для всего необходимы немаленькие денежные вложения, и главное - желание променять лишнюю выручку на хороший имидж и безопасность. Пока на такие жертвы готовы идти лишь единицы. Остальные предпочитают ссылаться на злой рок дорог.

Мария БОЧКО, корреспондент

Комментарии к новости



Самая стыдная история

Заместитель главного редактора «Нового Калининграда» Вадим Хлебников, о наиболее ярком «обмане» инвестора в истории области.